г. Томск |
Дело N 07АП-4786/10 (А45-28743/2009) |
12 июля 2010 г. |
|
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего И. Н. Мухиной
судей Л. Ф. Зубаревой, В. М. Сухотиной
при ведении протокола судебного заседания судьей Л.Ф.Зубаревой
при участии представителей:
от истца: Тилининой Ю.В.
от ответчика: Погудина А.Н.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "СибирьЭнерго" на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 02 апреля 2010 года по делу N А45-28743/2009 (судья М. В. Лихачев)
по иску открытого акционерного общества "СибирьЭнерго"
к товариществу собственников жилья "ПЕРВЫЙ"
о взыскании 419 667 рублей 43 копейки
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "СибирьЭнерго" (далее - ОАО "СибирьЭнерго") обратилось с иском к товариществу собственников жилья "ПЕРВЫЙ" (далее - ТСЖ "ПЕРВЫЙ") о взыскании задолженности за тепловую энергию за 2008 год в размере 409 634 руб. 96 коп. на основании соглашения о расчетах за тепловую энергию в горячей воде N 34 от 14.03.2007 г.
В ходе судебного разбирательства истец, согласно ст. 49 АПК РФ, заявил об увеличении размера исковых требований и просил взыскать с ТСЖ "ПЕРВЫЙ" задолженность за тепловую энергию за 2008 год в размере 419 667 руб. 43 коп.
ТСЖ "ПЕРВЫЙ" с требованиями ОАО "СибирьЭнерго" не согласилось, указало на несоответствие пункта 4 соглашения N 34 о расчетах за тепловую энергию в горячей воде от 14.03.2007 г. (далее - соглашение N 34) положениям статьи 157 Жилищного кодекса РФ, Правилам предоставления коммунальных услуг N 307.
Решением арбитражного суда в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением, ОАО "СибирьЭнерго" направило апелляционную жалобу.
В частности, истец указывает, что соглашение N 34 соответствует ст. 544 ГК РФ, п. 19, п/п 2 и 4 п. 1 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ N 307, а также ст. 157 ЖК РФ. В расчете размера оплаты, подлежащей взысканию с ответчика, истец использовал нормативы потребления коммунальных услуг. Определение количества потребленной тепловой энергии расчетным методом, согласованным сторонами, соответствует названным нормативным правовым актам. Проведение корректировки платы предусмотрено Приложением к Правилам N 307. Расчет суммы иска основан на материалах дела. Ответчик актом сверки взаиморасчетов подтвердил наличие задолженности перед истцом за 2008 год в размере 401 412 руб. 91 коп.
ТСЖ "ПЕРВЫЙ" в отзыве на апелляционную жалобу считает последнюю не подлежащей удовлетворению. По мнению ответчика, выводы суда, с которыми не согласен истец, соответствуют закону и материалам дела. Довод подателя жалобы о признании ответчиком задолженности за 2008 год в размере 401 412 руб. 91 коп. несостоятелен, ТСЖ не признавало данную сумму как свою задолженность перед истцом.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца настаивала на удовлетворении жалобы по изложенным в ней основаниям, просила решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, поддержал доводы отзыва на жалобу. Заявил ходатайство о взыскании с истца расходов на оплату услуг представителя в сумме 25 000 руб., представив соответствующие документы.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, между ОАО "СибирьЭнерго" и ТСЖ "ПЕРВЫЙ" с целью организации расчетов за тепловую энергию в горячей воде, отпущенную последнему для оказания потребителям коммунальных услуг по отоплению и (или) горячему водоснабжению дома по адресу: пр. Дзержинского, 10/1 14.03.2007 г. заключено соглашение N 34 о расчетах за тепловую энергию в горячей воде.
В соответствии с п. 1 соглашения N 34, энергоснабжающая организация (ОАО "СибирьЭнерго") продает через сети теплосетевой организации, а ТСЖ (ТСЖ "ПЕРВЫЙ") приобретает тепловую энергию для дома по адресу: пр. Дзержинского, 10/1, в объемах, ориентировочно установленных настоящим соглашением.
Порядок расчетов за принятую тепловую энергию, определения количества потребленной тепловой энергии определены в разделах 4 и 6 соглашения N 34.
В соответствии с пунктом 4 количество отпускаемой ТСЖ тепловой энергии определяется энергоснабжающей организацией расчетным методом по выработке тепловой энергии с коллекторов источников тепловой энергии за вычетом технологического расхода на передачу (тепловых потерь) в сетях теплосетевой организации, а также суммарного потребления тепловой энергии потребителей, имеющих приборы учета, и распределяется пропорционально тепловой нагрузке объектов абонентов, не имеющих приборов учета, в том числе, объектов ТСЖ по данному соглашению. В количестве тепловой энергии, учтенной расчетным методом, учитывается величина потерь на участке сети ТСЖ от теплового ввода до границы разграничения, при отсутствии приборов учета. Непроизводительная утечка сетевой воды в системе теплоснабжения ТСЖ определяется энергоснабжающей организацией расчетным методом. Производительная утечка - потери сетевой воды из тепловых сетей и местных систем во время ремонта, опрессовки, испытаний, промывки и заполнения новых систем - определяется на основе соответствующих актов.
Согласно пункту 6.1 энергоснабжающая организация ежемесячно выставляет ТСЖ счет-фактуру за расчетный месяц на суммарный объем потребления тепловой энергии. Пунктом 6.2.5 предусмотрена корректировка один раз в год размера платы потребителей за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению.
Требованиями ОАО "СибирьЭнерго" по настоящему делу является взыскание с ответчика денежной суммы в размере 419 667 рублей 43 копейки, рассчитанной истцом путем корректировки размера платы и составляющей разницу между стоимостью тепловой энергии, определенной истцом расчетным методом со ссылкой на пункт 4 соглашения N 34, подпункты 2 и 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307, и платой, исчисленной исходя из нормативов потребления коммунальных услуг населением, установленных органом местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что спорная тепловая энергия (коммунальный ресурс) приобреталась у ресурсоснабжающей организации ответчиком как исполнителем не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
Согласно пункту 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК - РФ) к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. При этом статьей 548 ГК РФ предусмотрено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Закрепляя принцип свободы договора, пункт 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). Отсюда следует, что если объектом теплоснабжения является многоквартирный дом, то количество энергии, отпущенной на тепло и горячее водоснабжение, должно определяться в соответствии с порядком, установленным соответствующим нормативным актом.
Ответчик действует в интересах граждан-потребителей, объектом теплоснабжения является многоквартирный дом, вопрос теплоснабжения и водоснабжения граждан-потребителей, в том числе определения количества подлежащей оплате энергии при отсутствии приборов учета, должен рассматриваться с учетом требований жилищного законодательства.
Статья 157 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 ЖК РФ Правительство РФ 23 мая 2006 г. утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам N 307 и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг N 306.
Пункт 8 Правил N 307 предусматривает, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 49 Правил N 307 исполнитель (ТСЖ) обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
В целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению Ответчик в силу пунктов 3 и 49 Правил N 307 как исполнитель коммунальных услуг, обязан приобретать у Истца (ресурсоснабжающей организации) тепловую энергию в горячей воде, о чем, и было заключено соглашение о расчетах за тепловую энергию в горячей воде N 34.
Согласно выработанной позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 09 июня 2009 г. N 525/09, учитывая норму пункта 8 Правил N 307, вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются органами местного самоуправления на основании "Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" N 306, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. Данными Правилами предусмотрено, что установление нормативов потребления производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций (п. 8). Также указаны основания изменения нормативов потребления коммунальных услуг, как например: изменение конструктивных параметров, степени благоустройства, климатических условий и т.п. (п. 13).
Условиями соглашения N 34 (п.6.2.5.) предусмотрено, что Ответчик производит корректировку размера платы потребителей за коммунальные услуги по отоплению и (или) горячее водоснабжению, исходя из объемов тепловой энергии, предъявленных энергоснабжающей организацией по пункту 6.1 настоящего соглашения (то есть на суммарный объем потребления тепловой энергии, определенный в соответствии с п. 4 соглашения).
Проведение корректировки размера платы предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам N 307.
Согласно п. 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель (ТСЖ) производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 размер платы за отопление (руб.) в конкретном жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем по изложенной в ней формуле, где используется показатель "P" - размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
ОАО "СибирьЭнерго" под установленным законодательством порядком понимает положения статьи 544 ГК РФ, допускающей определение количества принятой абонентом энергии соглашением сторон. Поскольку соглашением N 34 стороны договорились использовать указанный в нем расчетный метод, истец считает произведенную им корректировку исходя из объема потребленной тепловой энергии, рассчитанного по данной методике, соответствующей действующему законодательству. Между тем, в результате такой корректировки происходит изменение (как правило, в сторону увеличения) размера платы граждан за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению относительно размера платы, определенного согласно действующему законодательству исходя из нормативов потребления. Следовательно, условия соглашения N 34 устанавливают обязанности для лиц, не являющихся стороной этого соглашения, что противоречит закону, в частности норме части 3 статьи 308 ГК РФ.
Таким образом, определение соглашением сторон способа (порядка) расчета объема, а, следовательно, и размера платы, потребленной тепловой энергии, в данном случае недопустимо. Условие пункта 4 соглашения N 34 следует признать недействительным, как противоречащее закону (статья 168 ГК РФ).
Министерство регионального развития Российской Федерации (уполномоченный орган давать разъяснения по применению "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" N 307) в связи с поступающими запросами от субъектов Российской Федерации по вопросу целесообразности и правомерности осуществления корректировки платы за коммунальные ресурсы в письме от 28.05.2007 N 10087-ЮТ/07 указало на недопустимость единоличного определения (расчета) ресурсоснабжающей организацией количества (объема) коммунального ресурса.
Ответчик, исполняя требования законодательства, в целях определения общего количества тепловой энергии учитывает установленные нормативы потребления.
Ссылка истца в апелляционной жалобе на акт сверки взаиморасчетов (л.д. 64-65 т. 2), которым, по его мнению, ответчик подтвердил наличие задолженности перед истцом за 2008 год в размере 401 412 руб. 91 коп., необоснованна. Во-первых, из содержания указанного акта не следует, что он подписан ТСЖ "Первый", во-вторых, из отзыва на исковое заявление (л.д. 58-60 т. 1) видно, что, по мнению ответчика, размер доначисления при корректировке должен быть не более 401 412 руб. 91 коп, из чего следует, что указанная сумма может быть оспорена, и, соответственно, уменьшена, и по другим основаниям, прямо не указанным в отзыве. Признание ответчиком данной суммы как своего долга перед истцом из материалов дела не следует.
Таким образом, поскольку размер задолженности, предъявленной ОАО "СибирьЭнерго" по настоящему делу, рассчитан с нарушением требований действующего законодательства, иск удовлетворению не подлежит.
Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют. Доводы подателя, изложенные в жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и апелляционным судом отклоняются.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не усматривает нарушения норм материального и процессуального права Арбитражным судом Новосибирской области и не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
В заседание суда апелляционной инстанции ответчик представил ходатайство о возмещении его расходов на оплату услуг представителя в сумме 25 000 руб. В обоснование ходатайства представлены: договор об оказании юридических услуг N 008/юу от 09 февраля 2009 г., договор об оказании юридических услуг N 024/юу от 11 мая 2010 г., платежные поручения N 12 от 12.02.2010 г., N 60 от 12.05.2010 г., N 61 от 13.05 2010 г., подлинники которых обозревались судом.
Рассмотрев ходатайство с учетом мнения представителя истца, апелляционная инстанция считает его не подлежащим удовлетворению, поскольку представленными документами не подтверждаются реальные расходы ТСЖ "ПЕРВЫЙ" в сумме 25 0000 руб. на оплату услуг представителя. Платежные поручения не содержат отметки о списании денежных средств со счета плательщика. Иных доказательств оплаты юридических услуг по настоящему делу заявителем не представлено. При этом ответчик не лишен возможности обратиться в арбитражный суд первой инстанции с заявлением о взыскании судебных расходов с представлением соответствующих документов.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на истца.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 02 апреля 2010 года по делу N А45-28743/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявление товарищества собственников жилья "ПЕРВЫЙ" о возмещении судебных расходов оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И. Н. Мухина |
Судьи |
Л. Ф. Зубарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-28743/2009
Истец: ОАО "СибирьЭнерго"
Ответчик: ТСЖ "Первый"