Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 июня 2010 г. N 10АП-1334/2010
г. Москва |
N 10АП-1334/2010 |
|
Дело N А41-24163/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2010 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гагариной В.Г.,
судей Виткаловой Е.Н., Макаровской Э.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Старостиным Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Степаненко А.В., доверенность от 10.02.2010 б/н.,
от заинтересованного лица: Жирнова М.А., доверенность от 25.05.2010 N 391-Д,
от третьих лиц: от общества с ограниченной ответственностью "Агро-Капитал": Новиков А.В., доверенность от 25.05.2010;
от общества с ограниченной ответственностью "Агро-Холдинг": не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Карт"
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области о признании незаконными действий по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 199 000 кв. м., кадастровый номер 50:04:0170207:86 (предыдущий номер 50:4:04:17:40), расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, с/пос. Костинское с.о., вблизи села Костино и об обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области аннулировать запись о данном земельном участке в едином государственном кадастре недвижимости,
при участии в деле в качестве третьих лиц общества с ограниченной ответственностью "АгроХолдинг", общества с ограниченной ответственностью "Агро-Капитал",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Карт" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области, в настоящее время - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо, управление) по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 199 000 кв.м., кадастровый номер 50:04:0170207:86 (предыдущий номер 50:4:04:17:40), расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, с/пос. Костинское с.о., вблизи села Костино и об обязании аннулировать запись о данном земельном участке в едином государственном кадастре недвижимости (том 1, л.д. 124).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "АгроХолдинг" (далее - ООО "АгроХолдинг").
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.01.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит названный судебный акт отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении суда обстоятельствам дела и неправильным применением судом норм материального права (том 1, л.д. 142-144).
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", в соответствии с пунктом 1, Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р "О проведении ликвидационных мероприятий в отношении упраздненных Роскартографии и Роснедвижимости" к ведению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии отнесены организации, ранее находившиеся в ведении Роскартографии и Роснедвижимости. (пункт 1 Распоряжения Правительства).
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2010 по делу N А41-24163/09 произведена замена заинтересованного лица Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (том 2, л.д. 77-83).
В судебном заседании представителем общества поддержаны заявленные требования, с учетом уточнений. По мнению заявителя, действия управления по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 199 000 кв. м., кадастровый номер 50:04:0170207:86 (предыдущий номер 50:4:04:17:40), расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, с/пос. Костинское с.о., вблизи села Костино, являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя как собственника смежного земельного участка, поскольку границы земельного участка ООО "АгроХолдинг" налагаются на границы земельного участка общества..
Представитель управления в судебном заседании против доводов общества возражал. По мнению управления, ООО "АгроХолдинг" для проведения государственного кадастрового учета земельного участка площадью 199 000 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, с.о. Костинское, вблизи с. Костино, в управление представлены документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре". Кадастровый учет указанного земельного участка осуществлен управлением в соответствии с требованиями действовавшего на тот момент законодательства Российской Федерации на основании документов, представленных собственником земельного участка, в связи с чем не допущено нарушения прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением Главы Дмитровского района Московской области от 26.03.1993 N 791 обществу предоставлен земельный участок площадью 2, 47 га., расположенный по адресу: Московская область, Дмитровский район, Костинский с/о в районе деревни Костино для строительства завода по переработке криля.
Постановлением Главы Администрации Дмитровского района Московской области от 23.07.1993 N 1887 утверждены границы земельного участка площадью 2, 47 га., предоставленного обществу для строительства завода по переработке криля в районе д. Костино Костинского сельского Совета (том 1, л.д. 8).
Обществу также выдан Государственный Акт N МО-04-898 о предоставлении обществу в бессрочное (постоянное) пользование земельного участка площадью 2, 47 га. в границах, указанных на чертеже для строительства завода по переработке криля (том 1, л.д. 10-13).
Письмом от 05.04.2006 N 6/4з Администрация Дмитровского района Московской области сообщила, что заявление общества от 20.12.2005 N 4/18 рассмотрено на заседании Земельной комиссии от 27.02.2006 N 6 и принято решение предоставить заявителю в собственность земельный участок, площадью 24 700 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Дмитровский район, Костинский с/о, с. Костино, за плату по десятикратной ставке земельного налога при наличии свидетельств о государственной регистрации прав на объекты, расположенные на данном земельном участке. В случае отсутствия документации на строение, земельный участок будет предоставлен по рыночной стоимости (том 1, л.д. 18).
На основании заказа заявителя общество с ограниченной ответственностью "Гео-Центр" подготовил ортофотоплан участка и акт согласования границ.
Обществом в Комитет по управлению муниципальным имуществом Дмитровского муниципального района Московской области представлены акт согласования границ земельного участка, учетная карточка границ земельного участка 50:04:0170217, ситуационный план (ортофотоплан) земельного участка, расположенного по рассматриваемому адресу (том 1, л.д. 19-21).
Письмом от 15.05.2009 Комитет по управлению муниципальным имуществом Дмитровского муниципального района Московской области N 1185 сообщил обществу о невозможности согласования предоставленного Акта согласования границ земельного участка, общей площадью 24 700 кв.м., расположенного в районе дер. Костино Дмитровского района Московской области в границах сельского поселения Костинское, поскольку по имеющимся сведениям границы указанного земельного участка налагаются на границы соседнего земельного участка общей площадью 198 900 кв.м. (том 1, л.д. 22).
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 24.06.2009 N 5004/201/09-8508 земельный участок площадью 199 000 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Дмитровский район, с/пос. Костинское, вблизи с. Костино, кадастровый номер 50:04:0170207:86 (предыдущий номер 50:4:04:17:40), назначение - для сельскохозяйственного производства принадлежит на праве собственности ООО "АгроХолдинг" (том 1, л.д. 27). Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 31.01.2005.
Считая действия управления, выразившиеся в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 199 000 кв.м., кадастровый номер 50:04:0170207:86, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, с/пос. Костинское, вблизи с. Костино, незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий управления и об обязании аннулировать запись о данном земельном участке в едином государственном реестре земель.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции руководствовался тем, что установить факт наложения границ земельного участка заявителя на границы земельного участка ООО "АгроХолдинг" с кадастровым номером 50:04:0170207:86 (предыдущий номер 50:4:04:17:40), площадью 199 000 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Дмитровский район, с/пос. Костинское, вблизи с. Костино не представляется возможным, поскольку в документах, подтверждающих границы земельного участка заявителя, представленные обществом, в том числе в учетной карточке, отсутствует подпись генерального директора и печать общества с ограниченной ответственностью "Гео-Центр".
Между тем арбитражным судом первой инстанции не учтено следующее.
При рассмотрении апелляционной жалобы общества на решение Арбитражного суда Московской области от 13.01.2010 судом установлено, что управлением 31.01.2005 в государственный кадастр недвижимости внесен земельный участок площадью 199 000 кв. м. кадастровый номер 50:04:0170207:86 (предыдущий номер 50:4:04:17:40), расположенный по адресу: Московская область, Дмитровский район, с/пос. Костинское с.о., вблизи села Костино, принадлежащий на праве собственности третьему лицу.
Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от 08.10.2004 ООО "АгроХолдинг" на праве собственности принадлежит земельный участок для сельхозпроизводства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 1 244 000 кв.м. кадастровый номер 50:4:04:17:40, расположенный по адресу: Московская область, Дмитровский район, Костинский с.о., вблизи с. Костино, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08.10.2004 сделана запись регистрации N 50-01/04-40/2004-53 (том 2, л.д. 22).
Между тем в ходе рассмотрения дела в арбитражном суде апелляционной инстанции представителем ООО "АгроХолдинг" представлен подлинник Акта от 18.07.2007 о передаче недвижимого имущества в Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью "Агро-Капитал". В пункте 10 наименования имущества, переданного в Уставный капитал названного юридического лица указан земельный участок с кадастровым номером 50:04:0170207:86 (том 2, л.д. 67-70).
Помимо этого ООО "АгроХолдинг" представлено Свидетельство о государственной регистрации права серия 50-НД N 344041, дата выдачи 20.10.2009 (повторное, взамен свидетельства: серия 50 НБ N 641165, дата выдачи 23.10.2007), согласно которому обществу с ограниченной ответственностью "Агро-Капитал" принадлежит на праве собственности земельный участок для сельскохозяйственного производства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 199 000 кв.м., по адресу: Московская область, Дмитровский район, Костинский с.о., вблизи с. Костино, уч. 10.3, кадастровый номер 50:04:0170207:86 (том 2, л.д. 66).
Таким образом арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что земельный участок площадью 199 000 кв.м., кадастровый номер 50:04:0170207:86 (предыдущий номер 50:4:04:17:40), расположенный по адресу: Московская область, Дмитровский район, Костинский с.о., вблизи с. Костино принадлежит на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Агро-Капитал".
При указанных обстоятельствах требования заявителя о признании незаконными действий управления по постановке на государственный кадастровый учет данного земельного участка и об обязании управления аннулировать запись об указанном земельном участке в едином государственном реестре земель затрагивают права общества с ограниченной ответственностью "Агро-Капитал".
Учитывая изложенное суд апелляционной инстанции установил, что обжалуемое решение суда первой инстанции принято о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В силу пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В соответствии с частью 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 указанного Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
На основании части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 названного Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
При названных обстоятельствах, поскольку обжалуемое решение принято Арбитражным судом Московской области о правах и обязанностях ООО "Агро-Капитал", не привлеченного к участию в деле, что является нарушением пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене.
Указанным определением к участию в деле в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Агро-Капитал" (далее - ООО "Агро-Капитал").
В судебном заседании представитель ООО "Агро-Капитал" против доводов заявителя возражал, ссылаясь на то, что действия управления по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:04:0170207:86 являются законными и не нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку доказательства наложения границ земельных участков общества и ООО "Агро-Капитал" отсутствуют.
Представитель ООО "АгроХолдинг" в судебное заседание не явился, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Федеральный закон N 28-ФЗ) (действовавшим на момент проведения государственного кадастрового учета земельного участка ООО "АгроХолдинг") проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона N 28-ФЗ единый государственный реестр земель представляет собой документ, который предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков.
Единый государственный реестр земель содержит сведения о существующих и прекративших существование земельных участках.
Согласно пункту 2 названной статьи в Едином государственном реестре земель содержатся следующие основные сведения о земельных участках:
- кадастровые номера;
- местоположение (адрес);
- площадь;
- категория земель и разрешенное использование земельных участков;
- описание границ земельных участков, их отдельных частей;
- зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения);
- экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю;
- качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель;
- наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.
Моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель (пункт 3 статьи 14 Федерального закона N 28-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 названного Федерального закона для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
Статья 15 Федерального закона N 28-ФЗ устанавливает, что кадастровое дело представляет собой совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета.
Документы, содержащиеся в кадастровом деле, являются основанием для внесения соответствующих сведений о земельном участке в Единый государственный реестр земель.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона N 28-ФЗ кадастровая карта (план) представляет собой карту (план), на которой в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
В зависимости от состава воспроизведенных сведений и целей их использования кадастровые карты (планы) могут быть кадастровыми картами (планами) земельных участков, дежурными кадастровыми картами (планами) и производными кадастровыми картами (планами).
Дежурные кадастровые карты (планы) воспроизводят в графической и текстовой формах сведения о местоположении земельных участков и территориальных зон (пункт 3 статьи 16 Федерального закона N 28-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона N 28-ФЗ на всей территории Российской Федерации ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона N 28-ФЗ государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике.
Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.
В соответствии с разъяснениями, представленными Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в письме от 13.09.2007 N ВС/1345 ранее учтенными земельными участками считаются все фактически занимаемые земельные участки, учтенные в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", по которым вне зависимости от места хранения документов имеются:
- записи в инвентаризационных описях (в части земельных участков, для которых не открыты соответствующие подразделы ГРЗ КР);
- оформленные в установленном порядке правоудостоверяющие документы (Госакты, Свидетельства, зарегистрированные договоры аренды и т.п.);
- соответствующее решение о предоставлении земельного участка;
- записи в поземельных книгах, журналах учета кадастровых номеров, списках плательщиков земельного налога и арендной платы;
- сведения в материалах инвентаризации земель, в том числе в материалах инвентаризации земель, утвержденных в соответствии с Временным руководством по инвентаризации земель населенных пунктов, утвержденным Госкомземом России 17.05.1993;
- сведения в проектах межевания территории, утвержденных в порядке, предусмотренном Положением о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. N 105;
- записи в книгах выдачи Свидетельств о праве собственности на землю, ведение которых осуществлялось в соответствии с Порядком выдачи и регистрации Свидетельств о праве собственности на землю, утвержденным Роскомземом 20.05.1992.
Однако в материалы дела не представлено доказательств того, что земельный участок, принадлежащий обществу, площадью 2, 47 га., расположенный по адресу: Московская область, Дмитровский район, с/пос. Костинское, вблизи с. Костино, является ранее учтенным с присвоением номера и нанесением на дежурную кадастровую карту.
В материалах дела имеется Государственный Акт N МО 04-898, выданный Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам г. Дмитрова заявителю на земельный участок площадью 2, 47 га. для строительства завода по переработке криля (том 1, л.д. 10-13). Однако доказательств нанесения названного земельного участка на дежурную кадастровую карту не представлено, также отсутствуют сведения, позволяющие считать данный земельный участок ранее учтенным.
Положением "О контроле за проведением землеустройства", утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2002 N 273 на Управление Роснедвижимости по Московской области возложена обязанность обеспечивать контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации при проведении землеустройства, а также утвержденных в установленном порядке технических условий и требований проведения землеустройства, а Положением "О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости", утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418 возложено ведение государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра и государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства: создание и ведение государственного кадастра недвижимости; утверждение карт (планов) и материалов межевания объектов землеустройства.
Таким образом указанными нормативными актами на Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области возложена обязанность проведения комплекса мер, исключающих возможность формирования земельного участка с наложением границ на смежный земельный участок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О Государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу названного Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 названного Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с названным Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В Письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.03.2009 N 4448-ИМ/Д23 "Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков" указано, что в случае выявления пересечения границ, связанного с наличием ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка, органом кадастрового учета приниматься решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета должно приниматься решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, в которое включаются рекомендации органа кадастрового учета о доработке представленного для осуществления государственного кадастрового учета межевого плана.
Согласно статье 20 Федерального закона N 28-ФЗ при проверке представленных документов для постановки на кадастровый учет земельного участка ООО "АгроХолдинг" с кадастровым номером 50:04:0170207:86 у управления отсутствовала возможность выявить наложение границ смежных земельных участков, при отсутствии сведений о земельном участке общества как ранее учтенном, поскольку данному земельному участку общества в порядке предусмотренном до вступления в силу Федерального закона N 28-ФЗ не был присвоен кадастровый номер, границы данного земельного участка не нанесены на дежурную кадастровую карту.
В обоснование своих доводов заявитель ссылается на то, что при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:04:0170207:86, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, с/пос. Костинское, вблизи с. Костино, принадлежащего на праве собственности ООО "АгроХолдинг" не было произведено согласование границ со смежным землепользователем, границы объекта землеустройства не определены на местности и закреплены межевыми знаками, вследствие чего имеет место спорное наложение границ двух земельных участков и заявитель не имеет возможности поставить на кадастровый учет принадлежащий ему земельный участок.
Данный довод отклонен арбитражным судом апелляционной инстанции, поскольку в материалы дела представлено кадастровое дело земельного участка с кадастровым номером 50:04:0170207:86. В данном кадастровом деле содержится кадастровый план земельного участка при этом координаты определены с точностью до второго знака, что возможно только по результатам межевания.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшим на момент проведения государственного кадастрового учета спорного земельного участка) при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.
Поскольку в государственном кадастре недвижимости на момент проведения государственного кадастрового учета земельного участка ООО "АгроХолдинг" кадастровый номер 50:04:0170207:86, отсутствовали сведения о земельном участке, принадлежащем заявителю, как о ранее учтенном земельном участке, границы его не нанесены на дежурную кадастровую карту, у управления отсутствовала возможность установить наложение границ земельных участков, следовательно, действия управления по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка ООО "АгроХолдинг" не нарушают права и законные интересы заявителя.
Кроме того арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, Дмитровский район, с/пос. Костинское, вблизи с. Костино, площадью 2, 47 га., предоставлен обществу в постоянное бессрочное пользование для строительства завода по переработке криля.
В тоже время из материалов дела следует, что 08.10.2004 ООО "АгроХолдинг" выдано Свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок для сельхозпроизводства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 1 244 000 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, Костинский с.о., вблизи с. Костино (том 2, л.д. 22).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке из государственного кадастра недвижимости земельный участок площадью 199 000 кв.м., расположенный по вышеуказанному адресу, уч. 10.3, кадастровый номер 50:04:0170207:86, относится к землям сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Судом установлено, что земельный участок, площадью 2, 47 га., предоставленный обществу для строительства завода по переработке криля, используется заявителем по назначению, на данном земельном участке размещены нежилые здания - низкотемпературный холодильник, производственный корпус в стадии незавершенного строительства и сооружение - трансформаторная подстанция, что заявителем не оспаривается.
Таким образом в рассматриваемом случае отсутствуют надлежащие доказательства наложения границ земельных участков заявителя и земельного участка с кадастровым номером 50:04:0170207:86, поскольку рассматриваемые земельные участки имеют различные виды разрешенного использования. Доказательства обратного суду не представлены.
По результатам проведения государственного кадастрового учета на основании представленных ООО "АгроХолдинг" документов, указанный земельный участок, принадлежащий в настоящее время ООО "Агро-Капитал" на праве собственности внесен в государственный кадастр недвижимости 31.05.2005 и ему присвоен кадастровый номер 50:04:0170207:86 (том 1, л.д. 27).
В материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что земельный участок площадью 199 000 кв.м., кадастровый номер 50:04:0170207:86 (предыдущий номер 50:4:04:17:40), расположенный по адресу: Московская область, Дмитровский район, с/пос. Костинское с.о., вблизи села Костино, принадлежащий ООО "Агро-Капитал" поставлен на государственный кадастровый учет с нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно письму от 31.05.2010 N 15/2/265 Отдела обеспечения ведения кадастра объектов недвижимости по Дмитровскому району ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области, сведения о земельном участке общей площадью 2, 47 га., по адресу: Московская область, Дмитровский район, Костинский с.о., с. Костино, предоставленного обществу на основании постановления Главы Администрации Дмитровского района Московской области от 23.07.1993 N 1887, в базе данных ПК Единого государственного реестра земель отсутствуют.
В материалах дела также отсутствуют документы, подтверждающие, что земельный участок заявителя, площадью 2, 47 га., является ранее учтенным в соответствии со статьей 45 Федерального закона N 221-ФЗ. Кроме того заявитель не представил доказательств, позволяющих однозначно определить место положение границ этого земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства. Документы о межевании также отсутствуют.
Арбитражным судом апелляционной инстанции неоднократно предлагалось заявителю представить документы, подтверждающие нанесение на дежурную кадастровую карту как ранее учтенного земельного участка предоставленного постановлением Главы Администрации Дмитровского района Московской области от 23.07.1993 N 1887 (определение от 27.04.2010 (том 2, л.д. 29-33), определение от 27.05.2010 (том 2, л.д. 77-83), определение от 03.06.2010 (том 2, л.д. 139-143).
Названные определения суда заявителем не исполнены, указанные документы суду не представлены.
Помимо этого арбитражный суд апелляционной инстанции, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовав и оценив все представленные в материалы дела документы, установил отсутствие достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих нарушение прав заявителя в связи с наложением границ земельного участка, принадлежащего ООО "Агро-Капитал" и земельного участка общества.
Имеющийся в материалах дела ортофотоплан земельного участка заявителя не содержит подписи руководителя и печати ООО "Гео Центр", как организации, которая подготовила данный документ (том 1, л.д. 20-21). Иные доказательства доводов заявителя о наложении границ названных земельных участков в материалы дела не представлены.
При указанных обстоятельствах арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что действия управления по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 199 000 кв.м., кадастровый номер 50:04:0170207:86 (предыдущий номер 50:4:04:17:40), расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, с/пос. Костинское с.о., вблизи села Костино, принадлежащего ООО "Агро-Капитал" являются законными и не нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь частями 6, 6.1 статьи 268, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.01.2010 по делу N А41-24163/09 отменить.
В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Карт" требований отказать.
Председательствующий судья |
В.Г. Гагарина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-24163/09
Истец: ООО "Карт"
Ответчик: Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области, ООО "Агро-Капитал"
Третье лицо: ООО "АгроХолдинг"
Хронология рассмотрения дела:
23.06.2010 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1334/2010