О законодательном регулировании налогового консультирования
Роль проводимой налоговой реформы в процессах стабилизации российской экономики, а также тенденций экономического роста и социально-экономического развития нашей страны трудно переоценить. Правильно сбалансированная налоговая политика служит главным инструментом государства в решении социально-экономических задач. В свою очередь, формирование правильных взаимоотношений государства и налогоплательщиков считается важной составной частью налоговой политики.
Исполняя обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ), налогоплательщики сталкиваются с необходимостью получения определенного содействия со стороны лиц, сведущих в налоговом праве, так как не могут самостоятельно решить ряд проблем, вызванных сложностью и изменчивостью отечественного законодательства о налогах и сборах. Однако данная потребность не может быть в полной мере удовлетворена посредством реализации предоставленного подп. 1 и 2 п. 1 ст. 21 НК РФ права на получение налогоплательщиками от налоговых и финансовых органов соответствующей информации.
Не решают этой проблемы и письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, которые финансовые органы дают в рамках реализации своих полномочий, установленных п. 1 ст. 342 НК РФ. По крайней мере, большинство налогоплательщиков остаются неудовлетворенными оперативностью и уровнем официальных разъяснений.
В качестве одного из последствий невозможность получения налогоплательщиками доступной и квалифицированной помощи приводит к неисполнению или ненадлежащему исполнению обязанностей по своевременной и полной уплате налогов и сборов, а также к иным нарушениям налогового законодательства.
Изменить положение дел к лучшему, существенно повысить уровень налоговой культуры, а следовательно, и исполнительности среди налогоплательщиков позволят создание негосударственной системы налогового консультирования и законодательное оформление деятельности налоговых консультантов.
Право на налоговое консультирование можно причислить к разряду основных правомочий налогоплательщиков, особенно если принять во внимание сложность налогового законодательства. В данном случае под налоговым консультированием следует понимать предпринимательскую деятельность уполномоченных лиц по разъяснению тех положений законодательства, применение которых на практике вызывает у налогоплательщиков затруднения.
Согласно ч. 1 ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Возможность свободной реализации этого права должна быть предоставлена в рамках гражданско- или уголовно-процессуальных отношений и отношений, урегулированных законодательством о налогах и сборах.
Однако налоговое консультирование, широко проводимое в настоящее время, регулируется лишь самыми общими правовыми нормами. Любое лицо, желающее предоставлять консультационные услуги в сфере налогообложения, может это сделать, к примеру, при условии соблюдения правил государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. Лицензированию данная деятельность не подлежит. Таким образом, механизм контроля со стороны государства за содержанием налогового консультирования затруднителен, что в свою очередь зачастую приводит к нарушениям прав и законных интересов налогоплательщиков. И здесь прежде всего следует отметить возникающие проблемы, связанные со сложностями в получении доступных и высококвалифицированных налоговых консультаций.
В Российской Федерации в настоящее время оказание юридической помощи налогоплательщикам в рамках налоговых отношений фактически является сопутствующей (не основной) деятельностью аудиторов и адвокатов, что отрицательно сказывается на качестве оказываемых ими услуг. Например, по смыслу подп. 2 п. 6 ст. 1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" налоговое консультирование рассматривается как разновидность сопутствующих аудиту услуг.
Анализируемую проблему отечественные ученые в области финансового и налогового права до сих пор не подвергали комплексному исследованию, хотя деятельность по налоговому консультированию в России довольно широко распространена и ее ведет значительное количество юридических и физических лиц. Вместе с тем законодательное закрепление предпринимательской деятельности по налоговому консультированию не является новым для мировой практики. В ряде развитых стран давать консультации по вопросам налогообложения могут только специально уполномоченные законом лица. В той или иной форме государство законодательно контролирует данный вид деятельности. В связи с этим налоговое консультирование становится, во-первых, важным и ответственным видом деятельности, а во-вторых, лица, желающие работать в этой сфере, обязаны подтвердить необходимый профессиональный уровень, свою добросовестность и ответственность.
Так, в Австрии законодательным актом, регулирующим деятельность налоговых консультантов, является Закон "О профессиональной деятельности, связанной с экономическим управлением", в Германии - Закон "О консалтинговых услугах в области налогообложения". В ЮАР налоговым ведомством разработан ряд нормативных правовых актов и рекомендаций для профессиональных налоговых консультантов.
Непосредственно деятельность по налоговому консультированию получила различное законодательное оформление. В Австрии консультанты по налоговым вопросам отнесены к категории лиц, которые занимаются профессиональной деятельностью, связанной с экономическим управлением, наряду с аудиторами и бухгалтерами. Помимо налогового консультирования лица вправе оказывать помощь налогоплательщикам в ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности, управлении производством и имуществом, а также в осуществлении внутреннего контроля. По результатам работы они составляют экспертные заключения.
Консультант по налоговым вопросам может также представлять интересы налогоплательщика в части налогообложения в соответствующих государственных органах. Подобной практикой могут заниматься лишь лица, которые полностью отвечают соответствующим требованиям, а именно обладают полной право- и дееспособностью, имеют хорошую деловую репутациею, прочное финансовое положение, а также застраховались на случай причинения ущерба в результате недобросовестного консультирования. Допуск к оказанию консультационных услуг могут получить те из них, кто имеет высшее образование по специальности, связанной с налогообложением, опыт работы в качестве помощника налогового консультанта не менее трех лет или в качестве бухгалтера не менее 12 месяцев и успешно сдал специальные экзамены по программе советников по налогообложению. Частнопрактикующих консультантов объединяет Палата доверенных лиц по экономическим вопросам.
Законодательство Германии определяет консультирование в области налогообложения как оказание услуг, способствующих правильному ведению бухгалтерского учета, своевременной и полной уплате налогов, которые отнесены к компетенции федеральных и земельных финансовых органов. Однако в стране насчитывается еще около 63 000 профессиональных налоговых консультантов, занимающихся частной практикой. Такие консультанты принимают участие в налоговом процессе на стороне налогоплательщиков при определении размеров подлежащих уплате налогов, привлечении фирм к ответственности и рассмотрении налоговых споров в суде.
В Законе "О консалтинговых услугах в области налогообложения" определены условия ведения соответствующей профессиональной деятельности, содержание профессиональных испытаний, права и обязанности консультантов, их ответственность, а также деятельность организаций, объединяющих консультантов. Право оказывать услуги по консультированию в области налогообложения предоставляется частным практикам и компаниям, капитал которых принадлежит профессиональным юристам, бухгалтерам, аудиторам и налоговым консультантам при условии, что последние составляют среди них большинство. Решение о признании компании специализирующейся на оказании консалтинговых услуг в области налогообложения принимается финансовыми управлениями земель, если имеется договор страхования профессиональной ответственности.
Претендующие на звание консультанта по налоговым вопросам должны пройти испытания, которые заключаются в сдаче экзаменов по ведению бухгалтерского учета, налогообложению и налоговому праву, основам гражданского и хозяйственного права, экономике производства. К экзаменам допускаются лица, имеющие высшее экономическое или иное университетское образование и последующий опыт практической работы в федеральных или земельных финансовых органах. В зависимости от уровня образования необходимый стаж работы может составлять от 3 до 10 лет. В допуске к испытанию может быть отказано, например, из-за наличия у соискателя судимости.
Во Франции услуги по налоговому консультированию вправе оказывать юристы, специализирующиеся по налоговому праву. В отличие от большинства других государств в этой стране юристы не могут представлять своих клиентов в налоговых органах, однако вправе выступать в качестве их представителей в суде. Подобную профессиональную деятельность можно вести как в индивидуальном порядке, так и в составе организации. В последнем случае не менее 3/4 ее капитала должно принадлежать юристам.
Развитие института налоговых консультантов можно наблюдать также и в отдельных странах СНГ. Например, ст. 18 Налогового кодекса Кыргызской Республики закрепляет цель налогового консультирования в виде оказания содействия гражданам и юридическим лицам в правильном и законном начислении и уплате налогов, выполнении своих налоговых обязательств в соответствии с налоговым законодательством, оказания квалифицированной помощи, представительства в судах и правоохранительных органах.
Обязательным требованием законодательства ряда стран является страхование ответственности налоговых консультантов.
Анализ правовых норм, регулирующих деятельность по налоговому консультированию в зарубежных странах, позволяет сделать вывод о широком распространении данного правового института и тенденции к недопущению некомпетентных лиц к предпринимательской деятельности, направленной на консультирование хозяйствующих субъектов по вопросам налогообложения. Понимая, что налоговое консультирование представляет собой отдельный и очень важный вид деятельности, законодатели большинства развитых зарубежных стран, как уже отмечалось, установили правовые нормы, согласно которым специалист, занимающийся налоговым консультированием, должен подтвердить свое соответствие ряду профессиональных требований.
В настоящее время в Российской Федерации уже ведется работа по профессиональному объединению лиц, занимающихся налоговым консультированием, и упорядочению их деятельности. В частности, наибольшую известность в деле развития системы налогового консультирования, аттестации и подготовки налоговых консультантов приобрела Палата налоговых консультантов, имеющая отделения в ряде субъектов РФ. Повсеместно создаются и функционируют организации, специализирующиеся на оказании услуг по налоговому консультированию.
Вместе с тем отсутствие законодательного акта, регулирующего данный вид предпринимательской деятельности, затрудняет профессиональную идентификацию налоговых консультантов, сохраняет неопределенность их правового статуса, сдерживает развитие системы налогового консультирования. В этой связи принятие проекта федерального закона "О налоговом консультировании" является необходимым и позволит создать качественно новые, более оптимальные правовые механизмы, регулирующие данную сферу.
И.И. Кучеров,
член Президентского совета
Палаты налоговых консультантов,
д-р юрид. наук, профессор,
заслуженный юрист Российской Федерации
"Ваш налоговый адвокат", N 6, ноябрь-декабрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru