Издательство выпускает научно-техническую литературу, пользуясь льготой по НДС (ставка составляет 10%), и оказывает рекламные услуги в соответствии с расценками, приведенными в прайс-листе. Иногда скидки на размещение рекламы превышают 20%.
Нужно ли доначислять налоги в бюджет, если отклонения от цен, указанных в прайс-листе, более 20%?
Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена обязанность налогоплательщика доначислять в бюджет налоги, если он предоставляет скидки более 20%.
В соответствии со ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Здесь же говорится, что налоговый орган вправе контролировать правильность применения цен сторонами лишь в строго определенных случаях:
когда стороны являются взаимозависимыми лицами (доля участия в имуществе организации составляет более 20%);
когда сделка совершена в рамках товарообменной (бартерной) операции;
при совершении внешнеторговых сделок;
при значительном (более чем 20% в ту или иную сторону) колебании уровня цен, применяемых налогоплательщиком к идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени.
Налоговый орган не вправе контролировать правильность применения цен сторонами при отсутствии какого-либо из перечисленных обстоятельств.
Контроль за правильностью применения цен в сделках осуществляется путем сравнения применяемых сторонами цен с рыночными. Если цена сделки, указанная сторонами, более чем на 20% отклоняется от рыночной цены, то налоговый орган вправе вынести мотивированное постановление о доначислении налога и пени, рассчитанных так, как если бы результаты контролируемых сделок были оценены исходя из рыночных цен.
При определении степени значительности колебания уровня цен используются обычные надбавки к цене или скидки, учитывающие факторы спроса и предложения на рынке товаров, работ или услуг. Информация о надбавках (скидках), используемых в сделках между взаимозависимыми лицами, не учитывается.
Налоговый орган не вправе доначислить налог и пени, если колебания уровня цен обусловлены:
сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары;
маркетинговой (ценовой) политикой, связанной в том числе с продвижением товаров, работ или услуг на новые для них рынки, рынки новых изделий, не имеющих аналогов, предоставлением индивидуальных скидок новым потребителям.
Предоставление более чем 20%-ной скидки может привлечь внимание налоговых органов, которые обязаны проверять уровень рыночных цен.
Президиум ВАС РФ в п. 5 информационного письма от 17 марта 2003 г. N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации" рассмотрел ситуацию, при которой налоговые органы доначислили налог, ориентируясь на средние цены реализации, применявшиеся налогоплательщиком в данный период. Суд признал такие действия неправомерными, указав, что согласно п. 3 ст. 40 НК РФ налоговым органам следовало установить рыночные цены на идентичную продукцию и доначислить налог только по тем сделкам, цены по которым отклоняются от рыночных более чем на 20%.
Итак, налоговые обязательства по сделкам, совершенным со скидкой, можно исчислить исходя из реальной, а не условной цены сделки. В случае возникновения конфликтной ситуации налоговому органу можно будет указать, что скидки предоставляются в интересах продвижения продукции, а их предоставление носит регулярный характер.
Для минимизации налоговых рисков, по нашему мнению, в издательстве целесообразно утвердить маркетинговую политику, предусматривающую возможность предоставления скидок свыше 20% для постоянных клиентов.
Н.Н. Ремизова,
налоговый юрист компании "ФБК"
1 ноября 2003 г.
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 11, ноябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru