Элитное инвестирование для состоятельного человека
Сектор управления крупным частным капиталом в России активно развивается и изменяется. Вместе с ним растут и возможности для индивидуальных инвестиций на отечественном рынке. Столь динамичное и перспективное направление не может быть оставлено без внимания. Именно ему была посвящена вторая ежегодная международная конференция "Private Banking: Искусство инвестирования", которая состоялась 1 ноября в Москве. Мероприятие совместно провели Ассоциация менеджеров, ИД "КоммерсантЪ" и Deutsche Bank.
"С момента зарождения в XVIII веке услуги в сфере управления крупным частным капиталом прошли достаточно долгий и весьма непростой путь развития", - так начал свое выступление Владимир Тарачев, депутат Государственной думы, член Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам.
Первоначально Private Banking (далее - PB) появился в Англии и Швейцарии как элитная услуга для довольно узкой прослойки миллионеров. Отличительной особенностью этого периода был семейный характер предоставляемых услуг. Банки вели все финансы состоятельных фамилий для нескольких поколений. Приблизительно в то же время сложилось два основных принципа частного обслуживания. Это долгосрочное сохранение, приумножение капитала и доверительность между банком и его клиентом. Индивидуальный консультант должен заниматься не только финансовыми делами клиента, но и, в случае необходимости, помогать выбрать для семьи подарки к Рождеству.
Со временем эту практику переняли американские банки, которые внесли существенный вклад в популяризацию этого направления банковского бизнеса.
История управления частным капиталом
В середине 90-х годов Private Banking пришло и на российский рынок. Вместе с тем говорить о частном управлении в современном смысле этого слова применительно к России еще пока рано, считает г-н Тарачев.
Первоначально услуги по управлению крупным частным капиталом предлагали многие банки. Однако их деятельность сводилась к выработке особых схем инвестирования, не всегда чистых с правовой точки зрения. Главным требованием крупных клиентов была полная конфиденциальность и закрытость от посторонних глаз, в том числе и от надзорных органов. Сейчас ситуация существенно изменилась. С приходом на отечественный рынок западных банков и технологий, а также с развитием достаточно острой конкуренции на рынке банковских услуг PB становится все более цивилизованным.
В первую очередь необходимо рассмотреть общую ситуацию, сложившуюся на российском рынке PB. За последние полтора года доля кредитных организаций с участием нерезидентов в совокупном уставном капитале всей банковской системы возросла более чем в два раза. Если на 1 января 2005 года этот показатель составлял чуть больше 6-ти процентов, то на 1 июля этого года - уже почти 13 процентов. Согласно данным Банка России, на 1 октября в нашей стране работало 148 кредитных организаций с иностранным участием: 50 из них являются стопроцентными "дочками" зарубежных финансовых учреждений, а у 13-ти доля участия иностранного учредителя превышает 50 процентов. Таким образом, с каждым годом присутствие в банковской системе иностранных кредитных организаций становится все более заметным. Зарубежные банки активно завоевывают розничный сектор. Следует отметить, что на заре отечественного PB западные банки выступали фактически как рекламные агенты, предлагая состоятельным россиянам обслуживание за рубежом. Речь шла о выводе капитала из России и о проведении всех сопутствующих операций уже на счетах зарубежных банков.
Западные банки и российский рынок
В настоящее время ситуация меняется в лучшую сторону. Летом этого года услуги в сфере управления крупным частным капиталом в России предложил швейцарский Банк UBS AG, в сентябре другой банк, Credit Swiss, объявил об открытии отдельного персонального банковского обслуживания в Москве. В числе предложений банка основное внимание уделяется операциям на фондовом рынке и адаптированным традиционным банковским продуктам. Нельзя не упомянуть и немецкие финансовые институты, такие как Deutsche Bank и "Райффайзен", которые уже довольно давно и активно осваивают это направление банковских услуг.
Как работает Private Banking? Каждый клиент получает индивидуального менеджера. Управляющий полностью учитывает потребности вкладчика и оказывает ему содействие в принятии финансовых решений. Естественно, должен работать и круглосуточный call-центр.
Клаус Корнер, руководитель департамента по управлению крупным частным капиталом Deutsche Bank в России, привел пример структурирования портфеля инвестиций для клиентов. Каждый вкладчик определяет для себя ту степень риска, которую он готов принять. Чем больше развивается рынок, тем более агрессивным с точки зрения финансовой среды становится поведение клиента. Человек начинает верить в то, что можно участвовать в более рискованных инвестициях. Пока что у большинства российских вкладчиков инвестиционные проекты планируются максимум на год. Более долгосрочные продукты на этом рынке пока реализовывать сложно.
Портфель клиента разбивается на различные классы активов: фиксированный доход, альтернативные инвестиции, акционерные фонды.
Deutsche Bank, так же как его иностранные конкуренты, убежден в том, что сектор частного банковского дела в России в настоящий момент измеряется в объеме 50 миллиардов евро, но за ближайшие десять лет эта цифра возрастет. Мы видим, говорит г-н Корнер, что сейчас люди активно заинтересованы в управлении частными активами.
Что касается российских банков, то в последнее время многие из них наряду с потребительским кредитованием обратили внимание на Private Banking как на одно из перспективных направлений банковского бизнеса. Наибольшую активность проявляет Банк Москвы, МДМ, "Глобэкс", а также некоторые управляющие компании, например "Тройка-Диалог". Она сегодня фактически действует как инвест-банк и только за этот год привлекла в рамках программ Private Banking свыше 760 миллионов долларов.
Private Banking в регионах
Несмотря на повышенный интерес к сектору Private Banking, ни сейчас, ни в обозримой перспективе классический PB в России невозможен, считает Александр Хандруев, первый вице-президент Ассоциации региональных банков России. По его мнению, российской банковской системе более свойственно VIP-обслуживание, которое также набирает темпы. Дело в том, что PB - это не только профессиональное оказание услуг или искусство управления, но и сумма факторов, которые не поддаются точной количественной оценке. Это социокультурные условия, законодательная основа, политическое устройство, профессиональные навыки и традиции.
Востребованность услуг по управлению крупным частным капиталом будет возрастать как в столице, так и в регионах, считает г-н Хандруев. Именно в регионах "выход из тени" идет более быстрыми темпами, чем в Москве или в Санкт-Петербурге. По его мнению, до определенного момента люди будут предпочитать обслуживаться как VIP-клиенты в местных банках. После определенного суммового порога они, возможно, решат перейти на PB в дочерний иностранный банк. Но по-настоящему богатые вкладчики, конечно же, обязательно будут иметь счета и обслуживание за рубежом. Тем предприятиям, топ-менеджмент которых прошел процедуру IPO, уже официально разрешено иметь счета за рубежом. Надо только уведомить налоговую службу о том, что открывается счет в иностранном банке. Прежде всего в Швейцарии, затем, возможно, в Австрии и ряде других стран. Так что говорить о полноценном Private Banking в России еще рано.
Статистика отечественного PB
В этом году компания PricewaterhouseCoopers впервые провела исследование российского рынка управления крупным частным капиталом. Специалисты PWC встречались с международными банками, как с теми, кто оказывает услуги на территории России, так и с теми, которые пока работают со средствами россиян за рубежом. В проект также вошли российские банки, оказывающие услуги Private Banking, и управляющие компании. В общей сложности было проведено 18 встреч. Наиболее интересные результаты исследования представил Олег Мосяж, старший менеджер Pricewaterhouse Coopers.
Во-первых, специалисты PWC постарались оценить объем рынка частного банковского обслуживания в России. По полученным данным, на эти 18 компаний, из которых пять пока не предоставляют услуги в России, приходится около 70 процентов рынка. Так, по подсчетам PWC, весь объем рынка не превышает 10-12 миллиардов долларов. С одной стороны, эта цифра кажется достаточно внушительной. С другой стороны, если посмотреть на средства под управлением ведущих мировых частных банков, то можно увидеть, что весь российский рынок составляет порядка 1 процента от объема средств одного ведущего мирового банка.
Относительно динамики развития рынка практически все участники проекта указали, что их объем средств под управлением за прошлый год вырос минимум на 60 процентов. А в будущем они ожидают рост сектора на 30-50 процентов в год. Практически половину новых денег принесут существующие клиенты, а около 40 процентов должно прийти от тех вкладчиков, которые не пользовались ранее услугами Private Banking.
Две из опрошенных 18-ти организаций сказали, что они готовы работать со средствами, превышающими 1 миллион долларов. Общая тенденция такова, что входной порог PB увеличивается. Видимо, в какой-то достаточно краткий период времени нижняя граница будет составлять 250 000-300 000 долларов, хотя сейчас она равна 100 000.
Спрос на кадры опережает предложение
Практически все участники опроса PWC отметили, что в настоящий момент они занимаются поиском новых менеджеров по работе с клиентами. Это ключевая фигура в бизнесе Private Banking. Количество таких людей на рынке ограниченно. Каждый управляющий ведет от 40 до 150 клиентских счетов. Естественно, чем меньше клиентов ведет менеджер, тем эффективнее и качественнее ему удается работать. Но, к сожалению, ситуация на рынке труда в России такова, что количество вакансий в банках значительно превышает предложение квалифицированных специалистов. Зачастую банки прибегают к помощи агентств по executive search, но и они далеко не всегда готовы помочь решить эту проблему. Зарплаты на рынке отличаются в несколько раз, поэтому надо внимательно анализировать конкурентную среду, чтобы иметь возможность привлечь к себе новых людей и не потерять существующих. Отдельный вопрос - это бонусная система оплаты, от чего она должна зависеть и т.д.
Особенно важно, чему и где учить новых сотрудников. В России не существует специализированного института, где готовили бы менеджеров по работе с клиентами для Private Banking, поэтому каждый банк решает эту задачу по-своему. Кто-то отправляет своих менеджеров на получение сертификатов от ФСФР. Кто-то обучает их искусству переговоров. Те банки или партнерские организации, у которых есть офисы за рубежом, зачастую отправляют своих менеджеров на стажировку в эти организации.
Д. Береславская,
эксперт "Консультанта"
"Консультант", N 23, декабрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.