Понятие и развитие правового регулирования смежных прав
Категория смежных прав появилась в юриспруденции сравнительно недавно. Возникновение данного вида интеллектуальных прав было обусловлено, прежде всего, техническим прогрессом. Развитие компьютерных технологий, средств связи, новых способов записи и копирования вызвало к жизни новые объекты авторского права, а также самостоятельные его ветви и направления, к которым относятся смежные права.
Как отмечает Н.Л. Стремецкая, если до второй половины XIX в. воспроизводился лишь результат творчества авторов, то позднее это стало возможно и в отношении "живых" исполнений и фонограмм. Так же как изобретение книгопечатания в свое время в значительной мере усложнило для авторов контроль за использованием их литературных произведений, так радио и кинематограф лишили исполнителей возможности эффективно регулировать процесс использования результатов их деятельности. Поэтому артисты-исполнители выдвинули требования, касающиеся охраны их исполнений от незаконного использования индустрией звукозаписи и радио. Одновременно свои условия сформулировали звукозаписывающие фирмы и вещательные организации, которые заявили о необходимости защиты вложенных ими инвестиций путем предоставления охраны прав на использование фонограмм и программ вещательных организаций*(1).
Выделение смежных прав из авторских в качестве самостоятельных, по мнению В.П. Панова*(2), связано с научно-техническим прогрессом человечества в XX в., повлиявшим и на сотрудничество государств в области культуры. Раньше исполняемые артистами музыкальные или другие произведения мог увидеть только на концерте или спектакле ограниченный круг лиц. Появление технических средств фиксации, воспроизведения и распространения информации привело к отделению результатов творческой деятельности артистов, зафиксированной на фонограммах или других носителях, от самих исполнителей. Средства телерадиовещания позволяют в любое время донести их произведения до миллионов слушателей и зрителей. Поэтому исполнители уже не контролируют распространение своих произведений и не получают за их использование авторское вознаграждение. Физическое присутствие артистов стало сводиться к минимуму.
Одновременно появились организации, которые извлекали большие прибыли при вторичном использовании таких произведений без согласия авторов и исполнителей. Несли убытки и производители фонограмм, права на которые не были защищены законом, их продукция бесконтрольно копировалась, реализовывалась, что наносило материальный ущерб законному рынку фонограмм и способствовало процветанию "интеллектуального пиратства". Возникли проблемы и в сфере охраны интересов вещательных организаций в связи с многочисленными фактами использования без их согласия созданных ими телерадиовещательных программ.
С развитием новых технологий очевидным стал тот факт, что законодательство об авторском праве не способно в полной мере урегулировать отношения, которые, отчасти напоминая авторские, все же обладают спецификой, требующей их выделения в самостоятельную группу.
По словам Н.Л. Стремецкой, "компромисс между идеей авторского права и новыми правами выразился в признании того, что первоначальное право на новые виды объектов (исполнения, фонограммы, программы вещательных организаций) не является авторским, но представляет собой право, относящееся к сфере интеллектуальной собственности. Поэтому уже в 1936 г. Австрия и в 1941 г. Италия предоставили смежные права исполнителям и производителям звукозаписи"*(3).
В некоторых странах смежные права нередко именуют "соседствующими правами", "другими правами", "связанными правами". Под смежными правами подразумевают случаи, когда речь идет не об охране прав самих авторов, а о правах тех лиц, которые доносят (сообщают) созданное произведение до публики (преимущественно производителей фонограмм, звуко- и видеозаписывающих предприятий, телерадиовещательных и прочих организаций эфирного вещания). При этом отношениями в связи со смежными правами связаны как минимум три лица: автор, производитель фонограммы и организация вещания. Их экономические интересы объективно не совпадают. Автор заинтересован в правомерном распространении своего произведения, однако основанием для такового может служить единичный факт дачи им своего согласия на производство фонограммы в целях последующего ее распространения. Организации вещания в целях сокращения затрат на эфир стремятся к свободному использованию записи на основании разрешения автора, а производители фонограмм, разумеется, для покрытия затрат на производство записи заинтересованы в запрещении свободного ее использования.
Очевидно, что необходимо упорядочить такого рода отношения, к тому же существующие не только в рамках одного государства, но в большинстве случаев связанные с правопорядками других государств.
В соответствии с положениями ст. 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (принята в Стокгольме 14 июля 1967 г.), интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к следующим объектам:
а) литературным, художественным и научным произведениям;
б) исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам;
в) изобретениям во всех областях человеческой деятельности;
г) научным открытиям;
д) промышленным образцам;
е) товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;
ж) защите против недобросовестной конкуренции;
з) а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях*(4).
Права, перечисленные в п. "б" (относящиеся к исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам и, таким образом, принадлежащие артистам-исполнителям, производителям фонограмм и вещательным организациям), в юридической науке и называются смежными правами (от англ. neighboring rights - смежные, аналогичные, родственные, соседствующие).
В соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (подписано в Корфу 24 июня 1994 г.), термин "интеллектуальная собственность" подразумевает, в частности, авторское право, включая авторское право на компьютерные программы, и смежные права" (курсив мой. - Е.Д.).
В российском праве смежные права получили признание в 1992 г. с принятием Верховным Советом РФ решения о применении на территории России Основ гражданского законодательства СССР и республик 1991 г. (далее - Основы гражданского законодательства). Раздел IV Основ гражданского законодательства содержал статьи, действие которых было направлено на охрану прав исполнителей, создателей звуко- и видеозаписей, организаций эфирного вещания. Содержание данных статей имело весьма общий характер, однако понятие смежных прав в России было законодательно закреплено.
Раздел IV Основ гражданского законодательства перестал применяться на территории Российской Федерации с принятием Закона об авторских правах*(5). Указанный нормативный акт и в настоящее время является базовым законом в области охраны смежных прав, регулируя отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права). Очевидно, при составлении Закона об авторских правах законодатель ориентировался на международный опыт правового регулирования в данной области (см., напр., Международную конвенцию об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 г.)*(6)), так как по сравнению с перечнем смежных прав, указанных в Основах гражданского законодательства, в Законе об авторских правах к числу последних отнесены права организаций кабельного вещания, а права создателей видеозаписи, напротив, исключены из категории смежных и причислены к авторским как аудиовизуальные произведения.
Именно тем, что понятие смежных прав в Российской Федерации относится к числу очень "молодых" правовых категорий, и объясняется небольшой объем судебной практики и научных исследований по данной проблематике. Однако с развитием шоу-бизнеса, телевидения, ростом технических возможностей участников современного гражданского оборота острота данной проблемы возрастает, вызывая все больший интерес к ее разработке.
Данный вопрос обсуждался учеными еще до момента законодательного закрепления смежных прав. Ввести охрану прав исполнителей предлагалось еще в 1960-1970-х гг.*(7)
Но специалисты придерживались разных мнений относительно природы смежных прав. Одни говорили, что произведение исполнительского искусства является самостоятельным объектом авторского права, создаваемым в результате творческой деятельности исполнителей, которые получают на свое произведение права, сходные с авторскими, просто в несколько ином объеме по сравнению с другими авторами. Именно поэтому данные права должны охраняться в рамках авторского права*(8). Другие полагали, что результаты творчества исполнителей должны относиться к самостоятельной правовой категории в силу того, что не могут охраняться в рамках авторского права, будучи отличными от прав авторов по своей природе, требующей выработки самостоятельного механизма защиты*(9).
На современном этапе становится очевидным, что законодатель отнес к категории смежных прав не только права исполнителей, но и права организаций эфирного и кабельного вещания и изготовителей фонограмм. Появление данных субъектов смежных прав вызвано техническим прогрессом общества. В процессе своей работы они делают исполняемое произведение доступным для просмотра, прослушивания неограниченным неопределенным кругом лиц, а не только непосредственными слушателями. Причем в их обязанности входит не творческая, а техническая деятельность, направленная на распространение произведений, созданных авторами и воплощенных в жизнь в законченном виде исполнителями (исполнитель и автор могут совпадать в одном лице). Именно данное обстоятельство обусловило необходимость предоставления данным субъектам (распространителям произведений) особых прав, отличных от прав автора произведения.
В постановлении Верховного Совета РФ от 9 июля 1993 г. N 5352-I "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах"*(10) сказано, что Закон об авторских правах "применяется к отношениям по созданию, а также по использованию объектов авторского права и смежных прав, возникающим после введения в действие указанного закона" (п. 2).
Очевидно, что смежные права обладают спецификой, достаточной для выделения их в самостоятельную категорию.
Во-первых, общепризнанной особенностью смежных прав является их производность и зависимость от авторских прав создателей творческих произведений. Это фактически означает, что объекты смежного права могут возникнуть исключительно в процессе исполнения, записи, передачи в эфир произведения, уже созданного кем-либо, т.е. имеющего автора*(11). Более того, субъекты смежных прав осуществляют свою деятельность по изготовлению фонограммы, передачи в эфир или по кабельным сетям созданного автором произведения только в рамках договора, заключенного с автором и исполнителем. Стоит обратить внимание на то, что права, признаваемые за исполнителем, могут быть защищены и пользуются охраной исключительно в случае соблюдения самим исполнителем прав автора на данное произведение.
Во-вторых, основанием возникновения смежных прав является факт исполнения произведения или создания фонограммы, телерадиопрограммы. То есть возникновение смежных прав не сопряжено с соблюдением их субъектом каких-либо дополнительных условий или правил.
В-третьих, обладатель смежных прав может использовать специальный охранный знак, позиционируя себя в гражданском обороте в качестве субъекта, управомоченного на использование таких прав. Обычно данный знак ставят в целях оповещения всех третьих лиц о правах правообладателя и предотвращения их нарушения. Римская конвенция 1961 г. предусматривает в качестве такового знак, состоящий из трех элементов: буквы "Р" в окружности; имени или названия обладателя смежных прав; года первого опубликования. При этом непроставление такого знака не означает отсутствия таких прав у их обладателя.
В-четвертых, будучи исключительными, смежные права предоставляют своему обладателю абсолютную охрану, т.е. его интересы охраняются при любых условиях, и такая защита предоставляется независимо от вины нарушителя или иных обстоятельств, связанных с нарушением смежных прав, - значение имеет лишь сам факт их нарушения.
Интересное мнение по данному вопросу было высказано В.А. Дозорцевым, который подвергает сомнению абсолютность исключительных прав, называя их ослабленными абсолютными, или квазиабсолютными. Так, обсуждая право на коллективный товарный знак, он пишет: "Это исключительное право уже не может считаться абсолютным, ибо правом на использование знака, притом равным, обладают разные лица"; отказ в признании абсолютным права на секреты производства он также объясняет тем, что абсолютное право может принадлежать только одному лицу*(12). При этом В.А. Дозорцев признает, что "традиционные исключительные права (авторское, патентное и т.п.) предоставляют обладателю абсолютную охрану"*(13). Однако он полагает, что в новых системах, основанных на конфиденциальности, ситуация выглядит по-иному. Так, ноу-хау охраняется только при нарушении конфиденциальности, т.е. если другое лицо самостоятельно нашло такое же решение, то оно вправе его использовать, и наличие ноу-хау в данном случае не может этому препятствовать. Как указывает В.А. Дозорцев, "ноу-хау, строго говоря, предохраняет его обладателя лишь от неправомерного проникновения в его "личную" сферу - от сообщения его контрагентом сведений, переданных на условиях конфиденциальности третьим лицам; от неправомерного раскрытия охраняемой коммерческой тайны, например, методами промышленного шпионажа. Значит, в этом случае правомерно говорить не об абсолютной "охране" объекта, а о "защите" прав и интересов субъекта. Естественно, что такое различие возможно только в случае, когда объект имеет содержательный характер"*(14). Исходя из сказанного, В.А. Дозорцев предлагает наряду с исключительными правами, предоставляющими абсолютную охрану, выделять вторую группу прав, которая выходит за рамки собственно исключительных, и квалифицировать эти права как "квазиисключительные".
Однако следует признать, что и к смежным правам применима та особая структура отношений, где определенному управомоченному субъекту противостоит заранее не определенный круг обязанных лиц, что и позволяет говорить об их абсолютности.
В-пятых, по сравнению с авторскими правами смежные права несколько уже с точки зрения объема правомочий, предоставляемых законодательством их обладателям. Исполнители получают имущественные и личные неимущественные права, а права звукозаписывающих компаний, организаций эфирного и кабельного вещания имеют исключительно имущественный характер. Соответственно смежные права могут быть различны по объему предоставляемых их обладателям правомочий в зависимости от конкретного объекта смежных прав.
По сравнению с авторскими правами срок действия смежных прав урезан. Если ст. 27 Закона об авторских правах предусматривает, что по общему правилу авторское право охраняется в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, то действие смежных прав ограничивается пятьюдесятью годами с момента первого исполнения, постановки, опубликования фонограммы, трансляции передачи по кабельным сетям или в эфир. Исчисление указанных сроков начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.
Статья 35 Закона об авторских правах определяет сферу действия смежных прав. Так, смежные права исполнителя регулируются в соответствии с указанным законом, если, например, исполнитель является гражданином Российской Федерации или исполнение, постановка впервые имели место на территории России. Аналогичный порядок установлен и в отношении прав производителей фонограмм. Что касается прав организации эфирного или кабельного вещания, то они признаются за ней в соответствии с указанным законом в случае, если организация имеет официальное местонахождение в Российской Федерации и осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории России. Для исполнителей предусмотрены еще два дополнительных условия: их смежные права будут признаваться, если исполнение, постановка сохранены в виде фонограммы, которая охраняется действующим законодательством, или если не записанные в виде фонограммы исполнение, постановка включены в передачу, переданную в эфир или по кабельным сетям и авторство которой охраняется законом.
Е.А. Дедова
"Законодательство", N 11, ноябрь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Стремецкая Н.Л. Взаимосвязь авторского права и смежных прав как институтов гражданского права // Законодательство. 2002. N 8. С. 16.
*(2) Международное частное право: Учебник / Под ред. Г.К. Дмитриевой. М., 2000. С. 306.
*(3) Стремецкая Н.Л. Указ. соч. С. 16.
*(4) Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности. М., 1971. С. 50. Приведен текст нормы в редакции от 2 октября 1979 г.
*(5) Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (с изм. и доп. от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.) // Ведомости Верховного Совета РФ. 1993. N 32. Ст. 1242.
*(6) Российская Федерация стала участницей этой конвенции 26 мая 2003 г.
*(7) См., напр.: Чернышева С.А. Правоотношения в сфере художественного творчества. М., 1972. С. 98-103.
*(8) См., напр.: Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М., 1972. С. 82-83.
*(9) См., напр.: Мартемьянов B.С. Охрана прав исполнителей: Проблемы создания исполнительского права // Советское государство и право. 1984. N 6. С. 69.
*(10) Российская газета. 1993. 3 авг.; Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 32. Ст. 1243.
*(11) Из данного правила есть исключение: смежные права будут иметь самостоятельный, непроизводный характер в том случае, если исполняемое, передаваемое в эфир, по кабельным сетям или записываемое произведение не является результатом творческой деятельности.
*(12) Дозорцев В.А. Понятие исключительного права // Проблемы современного гражданского права: Сборник статей / Отв. ред. В.Н. Литовкин, В.А. Рахмилович. М., 2000. С. 295, 297.
*(13) Дозорцев В.А. Интеллектуальные права. Понятие, система, задачи кодификации: Сборник статей. М., 2002. С. 46.
*(14) Там же.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С принятием Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. в отечественном праве получил свое признание институт смежных прав. Относительная новизна законодательного закрепления данного понятия обусловливает необходимость более детального изучения развития правового регулирования смежных прав в российском законодательстве, определения причин и предпосылок выделения смежных прав в самостоятельную категорию.
Понятие и развитие правового регулирования смежных прав
Автор
Е.А. Дедова
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2006, N 11