Транспортная экспедиция утверждена законодательно
Президент России 30 июня 2003 г. подписал Федеральный закон N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", определивший правила осуществления транспортно-экспедиционной деятельности и порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.
До принятия данного Федерального закона правовое регулирование обязательств по транспортно-экспедиционному обслуживанию осуществлялось на основании вырабатываемых по соглашению сторон условий заключенных договоров транспортной экспедиции, а также транспортных актов и общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах.
Договор транспортной экспедиции определен Гражданским кодексом Российской Федерации как самостоятельный гражданско-правовой договор, сторонами в котором являются экспедитор и клиент. Клиентом может быть любое физическое или юридическое лицо, экспедитором - только коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности.
В Гражданском кодексе Российской Федерации транспортной экспедиции посвящена глава 41, включающая статьи 801-806.
Согласно ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой грузов.
В соответствии со ст. 802 ГК РФ договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме, а клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.
Мера ответственности экспедитора за ненадлежащее исполнение договора транспортной экспедиции определена в ст. 803 ГК РФ.
Документы и другая информация, предоставляемые экспедитору, перечислены в ст. 804 ГК РФ.
Статья 805 ГК РФ предусматривает возможность привлечения экспедитором к исполнению своих обязанностей третьих лиц, если из договора не следует, что он должен исполнить свои обязанности лично. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора.
Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. При одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора (ст. 806 ГК РФ).
Правовое регулирование отношений, связанных с транспортно-экспедиционной деятельностью, теперь осуществляется в соответствии с Законом о транспортно-экспедиционной деятельности, где подробно описаны порядок такой деятельности, права, обязанности и ответственность экспедитора и клиента, правила предъявления экспедитору претензий и исков.
Так, например, теперь клиент имеет право:
выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;
требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза;
давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.
В то же время клиент обязан:
своевременно представлять экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, и документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля;
уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение и возместить понесенные им расходы в интересах клиента.
Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, только если это необходимо в интересах клиента, а экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос. Если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное, экспедитор может выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента.
Экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором своих обязанностей.
В Законе о транспортно-экспедиционной деятельности указаны и другие права экспедитора.
Согласно ст. 4 этого Закона он обязан оказывать услуги только в соответствии с договором транспортной экспедиции.
Если экспедитор оказывает услуги, связанные с личными, семейными, домашними или иными нуждами клиента, но не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, то экспедитор обязан предоставить по требованию клиента информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.
При приемке груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить ему оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.
Экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции (п. 5 ст. 4 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).
В главе 3 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности подробно описана ответственность экспедитора и клиента. Статьей 6 этого Закона определены общие основания ответственности. Согласно п. 1 вышеуказанной статьи за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и данным Законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации и настоящим Законом.
В статье 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности приведены основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза. Пункт 1 данной статьи гласит, что экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Основания и размер ответственности экспедитора за нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции определены в ст. 9 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности. Здесь отмечено, что экспедитор возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено указанным договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.
Ответственность клиента перед экспедитором оговорена в ст. 10 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, где установлено, что клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации, указанной в настоящем Законе, а также за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере 1/10 процента вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов.
Претензии и иски, предъявляемые экспедитору, указаны в главе 4 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, согласно которой до предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности. Претензия предъявляется в письменной форме в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии.
Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение 30 дней со дня ее получения.
В статье 13 вышеуказанной главы Закона о транспортно-экспедиционной деятельности определен срок исковой давности, который для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, составляет один год и исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска.
Правила транспортно-экспедиционной деятельности утверждает Правительство РФ (ст. 2 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности). Правила определяют:
перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции);
требования к качеству экспедиционных услуг;
порядок оказания экспедиционных услуг.
По операциям, связанным с договором транспортной экспедиции, экспедитор и клиент обязаны вести бухгалтерский и налоговый учет. Рассмотрим ведение учета клиентом. Как отмечалось выше, основанием для отнесения расходов для целей налогообложения прибыли клиента по договору транспортной экспедиции служит лицензия на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности, полученная экспедитором в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Только при наличии такой лицензии затраты по оплате услуг экспедитора правомерно будет отнести к расходам в налоговом учете.
Бухгалтерский учет расчетов с экспедитором у клиента будет выглядеть следующим образом:
Д 60 - К 51 - перечислены денежные средства экспедитору;
Д 60 - К 60, субсчет "Расчеты по авансам выданным" - зачтен ранее выданный аванс после выполнения условий договора;
Д 26, 44 - К 60 - вознаграждение экспедитору включено в затраты (издержки производства и обращения) - при экспедировании основной продукции;
Д 91-2 - К 60 - вознаграждение экспедитору отнесено на счет реализации имущества - при экспедировании выбывших (реализованных) основных средств и прочего имущества;
Д 07, 08 - К 60 - вознаграждение экспедитора отнесено на счета учета приобретенного имущества - при экспедировании имущества, являющегося предметом договора транспортной экспедиции;
Д 19 - К 60 - выделен НДС с суммы вознаграждения;
Д 26, 44, 91-2, 07, 08 - К 60 - отражены затраты, связанные с исполнением договора транспортной экспедиции (включение перечисленных сумм в затраты (издержки производства и обращения) или отнесение на счета реализации, счета учета приобретенного имущества);
Д 19 - К 60 - выделен НДС по затратам.
При ведении налогового учета у экспедитора следует иметь в виду следующее. Договор транспортной экспедиции следует заключать в форме посреднического договора (поручения, комиссии или агентского договора), тогда в соответствии со ст. 156 НК РФ налог на добавленную стоимость будет исчисляться только с суммы посреднического вознаграждения без учета других сумм, полученных экспедитором.
Записи в бухгалтерском учете в данном случае будут такими же, как при действиях в рамках договоров поручения, комиссии или агентских договоров.
Ставка налога на прибыль от посреднической деятельности с 1 января 2002 г. составляет 24%.
Кроме того, договор транспортной экспедиции можно оформить как договор перевозки, тогда записи в его учете будут подобны записям в учете перевозчика:
Д 62 - К 90 - начислено вознаграждение клиенту за оказанные услуги по перевозке грузов;
Д 90 - К 68, субсчет "Расчеты по НДС" - выделен НДС с выручки;
Д 90 - К 20, 26 - списаны затраты перевозчика;
Д 90 - К 99 - отражен в конце месяца финансовый результат (прибыль);
Д 51 - К 62 - поступили денежные средства от клиента (погашение задолженности).
А.Н. Дьяков,
аудитор ООО "Лимин"
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 10, октябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru