г. Москва |
Дело N А40-35417/09-56-172 |
|
N 09АП-15069/2010-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2010 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Банина И.Н.,
Судей: Семикиной О.Н., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания председательствующим,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "Тулапассажиртранс"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.04.2010г.
по делу N А40-35417/09-56-172 принятое единолично судьёй Никифоровым С.Л.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Тулапассажиртранс"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Тульской области в лице Департамента финансов Тульской области
с участием Департамента финансов Тульской области и Муниципального унитарного предприятия "Тулгорэлектротранс"
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора
о взыскании убытков
при участии представителей сторон:
от истца - Кемишев А.Н. по доверенности от 16.111.2009г.;
от 1-го ответчика - Смирнова Я.М. по доверенности N 01-06-08/182 от 31.12.2009г.;
от 2-го ответчика - Кондрашова О.Н. по доверенности N 25-11-17/2383 от 23.11.2009г.
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Тулапассажиртранс" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца убытков в размере 62 613 676 руб. 72 коп. Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.07.2009г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2009г. исковые требования ООО "Тулапассажиртранс" удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/12500-09;2 от 02.12.2009г. данное решение было отменено и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В постановлении указано, что суд первой инстанции при определении суммы подлежащих взысканию убытков не исследовал условия договоров, касающиеся порядка возмещения расходов за перевозку пассажиров из бюджета Тульской области с учетом субвенций из федерального бюджета.
Кроме того, судом не проверено, установлен ли фиксированный размер и порядок возмещения указанных убытков нормативными актами Администрации Тульской области за счет средств федерального и местного бюджетов и не выяснено, вправе ли истец требовать от Российской Федерации возмещения ему убытков в размере большем, чем это установлено постановлением администрации Тульской области от 18.01.2006 N 47, а также условиями заключенных агентских договоров.
Определением от 10.03.2010г. судом было удовлетворено ходатайство истца о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Тульской области в лице Департамента финансов Тульской области, однако вопреки требованиям статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса РФ каких-либо требований к Тульской области в лице Департамента финансов Тульской области истец не заявил.
В ходе судебного разбирательства истцом было представлено письменное заявление об уменьшении размера исковых требований до 46 742 545 руб. 11 коп. в связи с уменьшением периода взыскания - с 01 марта по 31 декабря 2006 г.
Протокольным определением суд принял заявление истца об уменьшении размера исковых требований до 46 742 545 руб. 11 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.04.2010г. по делу N А40-35417/09-56-172 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец не согласился с принятым решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований.
Истец полагает, что при вынесении оспариваемого решеия судом первой инстанции были нарушены нормы материального и процессуального права, что повлекло принятие незаконного и необоснованного решения. В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители ответчиков в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, представили письменный отзыв, в которых указали на отсутствие оснований для её удовлетвореня, просили оставить решение без изменения.
Третье лицо, надлежащим образом извещённое о времени и месте проведения судебного заседания, своего представителя для участия в судебном заседании не направило. Каких-либо заявлений и ходатайств, препятствующих рассмотрению дела от третьего лица не поступило. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица в порядке, предусмотренном статьёй 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец является коммерческим транспортным предприятием, целью и предметом деятельности которого является организация перевозки населения городским автомобильным и электрическим транспортом и получение прибыли.
В 2006 году истец оказал льготные услуги городских пассажирских перевозок на автобусах и троллейбусах гражданам, включенным в федеральный регистр льготников, в связи с чем, понес расходы в размере заявленной суммы исковых требований, определённой расчётным методом.
Разрешая спор по существу, Арбитражный суд города Москвы пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что исковые требования истца, по сути, направлены на изменение в одностороннем порядке существенных условий договоров, регулирующих вопросы возмещения истцу убытков (увеличения цены договоров), которые являются исполненными, что не соответствует общим принципам гражданского права (свободы договора) и противоречит действующему законодательству, учитывая, что цена (тарифы, расценки) установлена уполномоченным государственным органом - Администрацией Тульской области, а убытки возмещаются за счет бюджетных средств. Документы, представленные истцом в суд, не свидетельствуют о том, что он вследствие перевозки отдельных категорий граждан по льготному билету, понес расходы, которые подлежали бы возмещению в порядке части 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ.
Арбитражный апелляционный суд находит такой вывод суда первой инстанции законным, обоснованным и считает, что судом установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его отмены.
В соответствии со статьями 1, 2 Гражданского кодекса РФ, гражданское законодательство основывается, в том числе, на свободе договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела и регулирует предпринимательскую деятельность исходя из того, что эта деятельность является самостоятельной, направленной на систематическое получение прибыли лицами, зарегистрированными в установленном порядке.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, в отдельных случаях применяются цены (тарифы, расценки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными государственными органами.
Цена товаров и услуг в публичном договоре согласно пункту 1 статьи 424, пункту 2 статьи 426 Гражданского кодекса РФ, устанавливается одинаковой для всех потребителей, кроме случаев, когда отдельным потребителям законом или иными правовыми актами предоставляются льготы.
Договоры на перевозку граждан в субъектах РФ, в том числе на перевозку граждан, имеющих право на льготы при перевозке, являются публичными договорами.
Перевозка указанных категорий граждан производится на основании единых (одинаковых) цен-тарифов, устанавливаемых в субъектах РФ.
Тарифы на проезд устанавливаются в виде размера провозной платы или цены (стоимости) обычных проездных билетов для граждан, так и для граждан, имеющих право на льготы при перевозке, как правило, в виде единых проездных социальных билетов для граждан, имеющих право на льготы.
Указанные тарифы являются одинаковыми для граждан, имеющих право на льготы при перевозке.
Установление единых тарифов при перевозке граждан в сочетании с предоставлением дотаций из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований направлены на обеспечение рентабельности (отсутствие убытков и получение соответствующей прибыли) работы транспортных организаций, осуществляющих перевозку граждан и доступность указанных услуг для граждан.
При этом стороны вправе установить в указанном публичном договоре применение установленных тарифов на перевозку граждан.
Таким образом, обеспечивается баланс интересов предпринимательской деятельности транспортных организаций и социальных интересов граждан в виде обеспечения им доступности указанных услуг.
Согласно правовой позиции ВАС РФ (Пост. N 12479/07 от 05.02.2008г., N 1476/07 от 23.04.2007г.) и ФАС МО (Пост N КГ-А40/2893-10;2;Б от 12.04.2010г., N КГ-А40/1097-10 от 22.03.2010г.,) при разрешении споров по искам о взыскании транспортными организациями убытков, связанных с перевозкой граждан, имеющих льготы, необходимо исследовать имеющиеся нормативные акты субъектов РФ, наличие и исполнение договоров регулирующих перевозку граждан, имеющих льготы, и направленных на возмещение перевозчикам расходов (убытков), связанных с перевозкой граждан, имеющих льготы, в соответствии со статьёй 790 Гражданского кодекса РФ.
Согласно пункту 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006г. N 23 ответчиком по искам о взыскании убытков в связи с предоставлением потребителям бесплатно товаров (работ, услуг) выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Таким образом, обязанности по финансовому обеспечению предоставления субъектами РФ равной доступности транспортных услуг федеральным льготникам несет Российская Федерация.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ, подлежат возмещению убытки, понесённые по предоставлению льгот и преимуществ, установленных законом или договором.
Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004г. изменен порядок предоставления льгот в Российской Федерации. Отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Договорами также не установлено льгот или преимуществ.
Таким образом, оснований для применения пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ не имеется. Соответственно и отсутствуют расходные обязательства Российской Федерации, которые бы подлежали возмещению Российской Федерацией перевозчикам в связи с отменой льгот.
После 01.10.2005г. в Российской Федерации применяется нормативно-тарифное регулирование отношений по перевозке отдельных категорий граждан, которое отнесено к ведению субъектом Российской Федерации.
Вместе с тем, в Определении Конституционного Суда РФ от 02.02.2006г. N 56-О установлено, что субъекты РФ вправе рассчитывать на оказание им помощи от Российской Федерации.
Правительством РФ были утверждены Правила предоставления, расходования и учета в 2006 году субвенций из федерального бюджета (Постановление Правительства РФ от 29.12.2005г. N 827)
Согласно Правилам предоставления, расходования и учета в 2006 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.12.2005г. N 827 (далее - Правила), размер субвенций исчисляется с учетом численности граждан в субъекте РФ, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, сформированный Пенсионным фондом РФ.
Согласно Правилам субъекты РФ определяют порядок и условия обеспечения равной транспортной доступности услуг общественного транспорта.
В соответствии со статьёй 115 Конституции Российской Федерации Постановления Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации направляют субвенции на финансирование ежемесячных выплат гражданам взамен бесплатного проезда, расчеты с транспортными организациями за предоставление социальных проездных билетов, возмещение убытков транспортных организаций при предоставлении льготного проезда, погашение задолженности перед транспортными организациями по расчетам за предоставленные льготы по проезду.
На территории Тульской области в 2006 году порядок возмещения транспортным организациям убытков, связанных с перевозкой отдельных категорий граждан на льготных условиях был установлен постановлением Администрации Тульской области от 18.01.2006 N 47, которым был установлен фиксированный размер за каждый реализованный ЕСПБ, который возмещался транспортным организациям, оказывающим услуги по перевозке отдельных категорий граждан на льготных условиях (205 рублей - с 01.01.2006 по 26.02.2006, 185 рублей - с 01.03.2006 по 23.07.2006 и 15 рублей с 24.07.2006 по 31.12.2006).
Кроме того, в материалах дела имеются договоры, заключенные истцом в целях перевозки отдельных категорий граждан на льготных условиях.
До 2005 года отношения складывались в иных правовых условиях, нежели после вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, с введением которого из статьи 10 Закона Российской Федерации от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" исключены нормы, устанавливающие обязанность всех перевозчиков предоставлять льготы по проезду в общественном транспорте. До 2005 года обязанность перевозчика по предоставлению транспортных льгот отдельным категориям граждан возлагалась федеральными законами на всех перевозчиков и выпадающие доходы взыскивались с соответствующего публично-правового образовании.
Так, исходя из подпункта "а" пункта 1, подпункта "в" пункта 2 части 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 12.01.1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции от 29.06.2004г.), статьей 30, 31 Федерального закона от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции от 23.10.2003г.), организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности были обязаны предоставить гражданам льготы по транспортному обслуживанию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С 2005 года порядок предоставления льгот с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2005г. N 827 "Об утверждении правил предоставления, расходования и учета в 2006 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание социального поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, и распределения указанных субвенций на I квартал 2006 года" субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять условия и формы предоставления компенсации предприятиям, оказывающим транспортные услуги отдельным категориям граждан. "Об утверждении правил предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществлении расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов российской Федерации".
Таким образом, с 2005 года транспортным организациям предоставлена свобода выбора оказания транспортных услуг отдельным категориям граждан: по ЕСПБ - на льготных условиях или на общих условиях - за полный тариф.
При этом транспортная организация, желающая заключить договор на перевозку отдельных категорий граждан с последующей компенсацией выпадающих доходов, связанных с этим, размер которой устанавливается в таком договоре, свободен в заключении данного договора.
Таким образом, заключая подобного рода договор, транспортная организация берет на себя обязательства по перевозке отдельных категорий граждан и получает право требования (и коррелирующей ему обязанностью субъекта Российской Федерации в лице уполномоченного органа исполнительной власти) денежных средств в соответствии с договором в качестве компенсации выпадающих доходов транспортных организаций в связи с перевозкой отдельных категорий граждан.
При этом с момента заключения договора, согласно статьей 425 Гражданского кодекса РФ, условия договора становятся обязательными для сторон его заключивших.
Существенным условием такого договора является цена договора.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, а ее изменение после заключения договора допускается только в предусмотренных договором или законом случаях.
Являясь коммерческой организацией, истец был вправе при несогласии (возражениях) с условиями договора, в том числе в части установленного размера возмещения убытков, вообще не заключать такой договор либо расторгнуть его, если его исполнение (действие) влекло у истца убытки.
Вместе с тем, ни одним федеральным нормативно-правовым актом, в том числе Федеральным законом "О ветеранах", федеральным законом "О социальной защите инвалидов" и т.п. не предусмотрена обязанность по возмещению транспортным организациям выпадающих доходов в связи с перевозкой отдельных категорий граждан.
Наличие в федеральных законах о федеральном бюджете на соответствующих год и о его исполнении указания на обязанность Российской Федерации по перечислению межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации не порождает обязанности Российской Федерации по возмещению транспортным организациям выпадающих доходов. При этом межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и отношения к денежным средствам, перечисляем транспортным организациям в качестве возмещения выпадающих доходов от перевозки отдельных категорий граждан по ЕСПБ, не имеют.
При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации и постановлением Пленума ВАС РФ N 23 возмещение убытков транспортным организациям производится за счет бюджета публично-правового образования, чьим нормативно-правовым актом предусмотрены льготы.
Таким образом, бездействие Российской Федерации, выразившееся в неисполнении обязанности по возмещению транспортной организации выпадающих доходов, возникших в связи с перевозкой отдельных категорий граждан, отсутствует.
Кроме того, Российская Федерация в 2006 году выделяла Тульской области межбюджетные трансферты в видел субвенций.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год" в составе раздела "Межбюджетные трансферты" функциональной классификации расходов бюджета Российской Федерации утверждены субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, в сумме 4 010 127 500 рублей, предоставляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005г. N 827 и распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2006г. N 436-р утверждены правила предоставления, расходования и учета в 2006 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий гражданина, оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации.
Данные обязательства по финансовой помощи субъекта Российской Федерации Российская Федерация выполнила в полном объеме, что подтверждается Федеральным законом "Об исполнении федерального бюджета за 2006 год".
Поэтому, с учётом указанных нормативных актов и фактических обстоятельств дела, иск, предъявленный на основании пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ удовлетворению не подлежит.
При указанных обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд полагает, что при принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции на основе всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимной связи и установления существенных обстоятельств настоящего дела, при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правовых оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы от 28.04.2010г. по делу N А40-35417/09-56-172.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ и относятся на истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28.04.2010г. по делу N А40-35417/09-56-172 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Тулапассажиртранс" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
И.Н. Банин |
Судьи |
О.Н. Семикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-35417/09-56-172
Истец: ООО "Тулапассажиртранс"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации
Третье лицо: МУП "Тулгорэлектротранс", Департамент финансов Тульской области
Хронология рассмотрения дела:
21.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2216/11
18.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2216/11
21.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2216/11
16.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2216/11
03.12.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/13613-10-П
26.07.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-15069/2010
02.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/12500-09;2
15.09.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-15709/2009