Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы ФС РФ от 8 ноября 2006 г. N вн2.2-1/3712
на проект федерального закона N 191576-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих" (О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам юридической ответственности военнослужащих и лиц, имеющих специальные звания)
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
По данному проекту, вносящему изменения в ряд федеральных законов, касающихся вопросов дисциплинарной ответственности, возвращаемому во второе чтение, сообщаем следующее.
1. По статье 2 проекта, вносящей изменения в Федеральный закон "О статусе военнослужащих (далее - Федеральный закон)
Положение абзаца 2 пункта 5 статьи 28.4 Федерального закона о том, что общевоинскими уставами определяется, в частности, и порядок снятия дисциплинарного ареста, на наш взгляд, не согласуется с пунктом 4 новой проектной статьи 28.10 Федерального закона, согласно которому порядок исполнения дисциплинарного ареста устанавливается федеральным законом и общевоинскими уставами.
С другой стороны, следует обеспечить согласованность пункта 4 проектной статьи 28.10 Федерального закона и пункта 4 статьи 32 проекта N 191584-4 "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста", устанавливающим, что "порядок направления военнослужащих ... на гауптвахту для отбывания дисциплинарного ареста... и освобождения" определяется общевоинскими уставами. В этой связи пункт 4 статьи 32 проекта N 191584-4 следует дополнить словами "федеральным законом".
Кроме того, в целях унификации терминологии с процессуальным законодательством в проекте также следует говорить не о предметах используемых при совершении дисциплинарного проступка, а об орудии совершения такого проступка (см., например, статьи 26.6 и 27.10 КоАП РФ).
В целях соблюдения прав военнослужащего при осуществлении досмотра принадлежащего ему транспортного средства такой досмотр следует осуществлять в его присутствии, что будет соответствовать общим принципам досмотра имущества граждан, существующим в российском процессуальном законодательстве. В случаях же, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствие указанного лица. Все сказанное, следует учесть в абзаце 3 пункта 4 новой статьи 28.7 Федерального закона (см. также статью 27.9 КоАП РФ). Аналогичное замечание относится и к положениям о досмотре вещей (абзац 2 пункта 4 новой статьи 28.7 Федерального закона).
Полагаем, что в новой статье 28.9 Федерального закона следует определить срок рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке, который, полагаем, имеет важное значение, так как является точкой отсчета при подаче жалоб на соответствующие решения, направлении материалов о грубом дисциплинарном проступке в военные суды и т.д.
2. По статье 4 проекта, вносящей изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)
В предлагаемой новой части 6 статьи 3.5 КоАП РФ (пункт 2 статьи 4 проекта) указывается, что административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, а также в соответствующих случаях к курсантам военных образовательных учреждений. Однако в большинстве статей Особенной части КоАП РФ, которые перечислены в части 2 проектной статьи 2.5 КоАП РФ, в качестве единственного вида наказания предусмотрен административной штраф. Таким образом, получится, что указанные субъекты ответственности фактически будут освобождены от административного наказания. В этой связи целесообразно данное предложение уточнить и предусмотреть для таких случаев, например, замену административного штрафа на предупреждение.
Аналогичное замечание относится также и к предлагаемой части 2 статьи 3.9 КоАП РФ (пункт 3 статьи 4 проекта), из содержания которой неясно, что будет назначено вместо административного ареста, если такой арест будет предусмотрен соответствующей статьей Особенной части КоАП РФ (статья 12.27).
Обращаем внимание, что Государственной Думой принят и одобрен Советом Федерации 27.10.2006 г. Федеральный закон (законопроект N 311719-4), который может повлиять на источники опубликования статьи 4 данного проекта (КоАП РФ), в случае подписания его Президентом Российской Федерации и официального опубликования, поскольку им, вносятся изменения, в том числе и в статью 3.5 КоАП РФ.
Замечаний юридико-технического и лингвостилистического характера не имеется.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.