Пояснительная записка
к проекту федерального закона " О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на совершенствование процедур размещения заказа с учетом практики применения Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), а также на уточнение отдельных положений закона с целью их однообразного понимания на практике.
Так, в пункте 1 статьи 1 законопроекта уточняются случаи, когда не применяется Закон. Вводится понятие внебюджетных источников финансирования, одноименных товаров, работ и услуг. Указанные нормы позволят избежать неоднозначного толкования положений Закона на практике и обеспечить его единообразное применение.
Пункт 3 статьи 1 законопроекта направлен на устранение имеющегося пробела в части определения государственных заказчиков. Так, в настоящее время существует коллизия, с одной стороны, Счетная палата, Центральная избирательная комиссия, государственные внебюджетные фонды, должны закупать продукцию в соответствии с Законом, с другой стороны, они не могут выступать государственными заказчиками. С целью устранения данного пробела законопроектом уточняется, что государственными заказчиками помимо органов государственной власти могут быть государственные органы, а также государственные внебюджетные фонды. Кроме того, уточняется, что получатели бюджетных средств федерального бюджета всегда могут выступать государственными заказчиками, а получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов только в случае передачи им таких полномочий соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
В целях экономии бюджетных средств при размещении заказа законопроектом предлагается внести изменения в статьи 21, 22, 33, 34 в части сокращения перечня сведений, которые должны содержаться в извещении о проведении торгов. Это связано с тем, что извещения о проведении торгов подлежат публикации, что является дорогостоящей процедурой. Вместе с тем, сведения, исключаемые из извещения о проведении торгов переносятся в конкурсную документацию и документацию об аукционе. Указанная документация размещается на официальном сайте, что не требует от заказчиков финансовых затрат. Вместе с тем, размещенная на сайте документация является открытой и ознакомиться с ней можно без взимания платы. Также предлагается установить, что протоколы, составляемые в ходе размещения заказа подлежат только размещению на официальном сайте. Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения позволят обеспечить, с одной стороны, экономию бюджетных средств при размещении заказа, а с другой стороны, гарантию прав участников размещения заказа на получение полной и достоверной информации о размещении заказа. Кроме того, в законопроекте предлагается конкретизировать требования к конкурсной документации и документации об аукционе в целях пресечения неправильного применения Закона на практике и установления дополнительных требований к участникам размещения заказа, не установленных Законом.
Учитывая, что процедура запроса котировок по Закону обеспечивает гласность и прозрачность размещения заказа и в то же время является наименее затратной по времени и средствам, законопроектом предлагается увеличить максимальную сумму, при которой допускается такая процедура, с 500 тыс. до 1 млн. рублей. При этом срок подачи котировочных заявок увеличивается с 4 до 7 дней.
Подпункт "а" пункта 5 и подпункт "а" пункта 7 статьи 1 законопроекта направлены на устранение коллизии между частью 3 статьи 9 Закона, предусматривающей случаи отказа заказчика от заключения контракта, и статьей 11 Закона, устанавливающей требования к участнику размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов.
Законопроектом предлагается установить возможность заказчика в случае расторжения государственного или муниципального контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств по такому контракту заключить контракт с участником размещения заказа, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт при уклонении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта, с согласия такого участника размещения заказа. Эта норма позволит сэкономить время и бюджетные средства на размещение нового заказа. При этом обеспечивается прозрачность процедур при заключении контракта, поскольку новый контракт заключается только с лицом, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй порядковый номер или с участником, предложившим предпоследнюю цену контракта при проведении аукциона.
Законопроектом также предполагается закрепить ответственность поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта, как в настоящее время закреплено в Законе для заказчика (пп. "е" п. 5 ст. 1 законопроекта).
Законопроектом предусматривается порядок размещения заказа в случае поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных или муниципальных нужд, финансируемых из нескольких бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пп. "в", "г" п. 5 ст. 1 законопроекта). В настоящее время такой порядок отсутствует, что нередко приводит к спорам между заказчиками о их полномочиях по размещению заказа.
Законопроектом предлагается также установить право заказчика заключать контракт с несколькими поставщиками (исполнителями) в случае размещения заказа на оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, на поставку вакцины, технических средств реабилитации инвалидов. Такая возможность предоставляется заказчику только в случае, если это предусмотрено конкурсной документацией. При этом заявки оцениваются не по цене контракта, а по цене единицы товара. Указанные нормы законопроекта обусловлены спецификой такой продукции, в частности тем, что, как правило, один поставщик (исполнитель) не может поставить, оказать необходимое количество товаров, объем услуг (например, ограничено число путевок в профилакторий). Так, производство вакцины занимает несколько лет и в момент размещения заказа один поставщик необходимое количество вакцины поставить не сможет.
Пунктом 10 статьи 1 законопроекта предусматривается внесение изменений в статью 15 Закона, регулирующую особенности участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа путем проведения торгов. В частности, предусматривается обязанность государственного заказчика, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, размещать у субъектов малого предпринимательства в размере 15 процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, а не по перечню, устанавливаемому Правительством Российской Федерации. Это связано с невозможностью установить такой перечень, т.к. субъектами малого предпринимательства поставляются, выполняются и оказываются практически все виды товаров, работ, услуг. При этом законопроектом устанавливается предельная цена контракта при размещении заказа, что позволит реально обеспечить возможность субъекта малого предпринимательства получить и выполнить такой заказ.
В целях обеспечения открытости информации о размещении заказа и создания условий для привлечения числа наибольшего количества поставщиков законопроектом предлагается ввести для государственных заказчиков, которые создаются и действуют на территории одного субъекта Российской Федерации (например, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти) размещать извещение о проведении торгов или запроса котировок не только на официальном сайте Российской Федерации, но и на официальном сайте субъекта Российской Федерации, на территории которого находится государственный заказчик.
Уточняется перечень документов, которые должен предоставлять участник, с которым заключается контракт. Это необходимо для предотвращения ситуаций заключения государственного или муниципального контракта с поставщиком (исполнителем, подрядчиком), который не сможет исполнить такой контракт (например, находится в стадии ликвидации или в отношении него начата процедура банкротства).
В связи с выявленными при реализации Закона проблемами уточняются и дополняются случаи размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (п. 42 ст. 1 законопроекта).
Соответствующие нормы законопроекта также направлены на приведение норм Закона в соответствие с нормами Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". Законопроект также устраняет отдельные внутренние неточности.
Изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации направлены на устранение противоречий между статьей 1 Закона и статьей 71 Бюджетного кодекса. Так, уточняется сумма, свыше которой закупка товаров, работ и услуг осуществляется только на основании государственных или муниципальных контрактов. Так, если закупка товаров, работ и услуг предполагается на сумму свыше предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, установленного Центральным Банком РФ, то такая закупка осуществляется исключительно на основе государственного или муниципального контракта, который заключается по итогам размещения заказа.
Изменения в Закон "Об аудиторской деятельности" направлены на устранение существующей коллизии. Учитывая, что организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, как правило, не являются государственными заказчиками, то они могут размещать заказ на заключение договоров оказания аудиторских услуг только в соответствии с процедурами, предусмотренными Законами, а не полностью в порядке, предусмотренном Законом.
Принятие законопроекта позволит создать условия для наиболее эффективного размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, обеспечить экономию бюджетных средств, и расширит возможности для большего числа лиц участвовать в размещении заказа, что будет способствовать развитию добросовестной конкуренции.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета на реализацию законопроекта.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение действующих или принятие новых актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.