Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по промышленности, строительству и наукоемким технологиям от 14 ноября 2006 г. N 80
по проекту федерального закона N 352604-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" - внесен депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, В.Н. Ельцовым, П.П. Камшиловым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям рассмотрел проект федерального закона N 352604-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, В.Н. Ельцовым, П.П. Камшиловым, и отмечает следующее.
Законопроект направлен на совершенствование процедур размещения заказа с учетом практики применения Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), а также на уточнение отдельных положений Закона с целью их однообразного понимания на практике.
Так, в пункте 1 статьи 1 законопроекта уточняются случаи, когда не применяется Закон. Вводится понятие внебюджетных источников финансирования, одноименных товаров, работ и услуг. Указанные нормы позволят избежать неоднозначного толкования положений Закона на практике и обеспечить его единообразное применение.
В целях экономии бюджетных средств при размещении заказа законопроектом предлагается внести изменения в статьи 21, 22, 33, 34 Закона в части сокращения перечня сведений, которые должны содержаться в извещении о проведении торгов. Это связано с тем, что извещения о проведении торгов подлежат публикации, что является дорогостоящей процедурой. Вместе с тем, сведения, исключаемые из извещения о проведении торгов переносятся в конкурсную документацию и документацию об аукционе. Указанная документация размещается на официальном сайте, что не требует от заказчиков финансовых затрат. Вместе с тем, размещенная на сайте документация является открытой и ознакомиться с ней можно без взимания платы. Также предлагается установить, что протоколы, составляемые в ходе размещения заказа подлежат только размещению на официальном сайте. Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения позволят обеспечить, с одной стороны, экономию бюджетных средств при размещении заказа, а с другой стороны, гарантию прав участников размещения заказа на получение полной и достоверной информации о размещении заказа. Кроме того, в законопроекте предлагается конкретизировать требования к конкурсной документации и документации об аукционе в целях пресечения неправильного применения Закона на практике и установления дополнительных требований к участникам размещения заказа, не установленных Законом.
Учитывая, что процедура запроса котировок по Закону обеспечивает гласность и прозрачность размещения заказа и в то же время является наименее затратной по времени и средствам, законопроектом предлагается увеличить максимальную сумму, при которой допускается такая процедура, с 500 тыс. до 1 млн. рублей. При этом срок подачи котировочных заявок увеличивается с 4 до 7 дней.
В связи с выявленными при реализации Закона проблемами уточняются и дополняются случаи размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (п. 42 ст. 1 законопроекта).
Соответствующие нормы законопроекта также направлены на приведение норм Закона в соответствие с нормами Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". Устраняется коллизия между статьей 1 Закона и статьей 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Законопроект также устраняет отдельные внутренние неточности.
Вместе с тем, по законопроекту имеются отдельные юридико-технические замечания. Так, следует уточнить, кто может являться государственными заказчиками (п. 3 ст. 1 законопроекта), поскольку органы государственной власти субъектов Российской Федерации также являются государственными органами, и отдельное их выделение представляется нецелесообразным.
Следует также уточнить перечень документов, которые предоставляет поставщик (исполнитель, подрядчик) при заключении с ним государственного или муниципального контракта. Так, согласно подпункту "а" пункта 23 статьи 1 законопроекта поставщик (исполнитель, подрядчик) обязан представить баланс юридического лица и бухгалтерскую отчетность за последний завершенный период. В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность организаций состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации (если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии); пояснительной записки. Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется Министерством финансов Российской Федерации. При этом указанным Федеральным законом предусмотрено предоставление годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности. В связи с этим, представляется необходимым четко в законопроекте определить какие разделы бухгалтерской отчетности и за какой период необходимо предоставлять при заключении государственного или муниципального контракта.
Кроме того, изменение в часть 1 статьи 4 Закона в части определения государственных и муниципальных заказчиков требует внесение соответствующих изменений в статью 764 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отдельной проработки требует вопрос, предусматривающей внесение изменений в статью 15 Закона, регулирующую особенности участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа путем проведения торгов, в связи с принятием Правительством Российской Федерации постановления от 4 ноября 2006 года N 642 "О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, и их предельных ценах (ценах лотов)".
Принятие законопроекта позволит создать условия для наиболее эффективного размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, обеспечить экономию бюджетных средств, и расширит возможности для большего числа лиц участвовать в размещении заказа, что будет способствовать развитию добросовестной конкуренции.
Учитывая вышеизложенное, Комитет поддерживает проект федерального закона N 352604-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.