Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 15 ноября 2006 г. N вн 2.2-1/3855
по проекту федерального закона N 352604-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, В.Н. Ельцовым, П.П. Камшиловым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
По представленному проекту федерального закона сообщаем следующее.
Согласно предлагаемой редакции части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о размещении заказов) государственными заказчиками могут выступать государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт "а" пункта 3 статьи 1 проекта). В этой связи отмечаем, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации охватываются понятием "государственные органы". Кроме того, обращаем внимание на необходимость внесения соответствующих изменений в статью 764 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой государственные и муниципальные заказчики определяются иначе, чем это предусмотрено проектом.
Согласно предлагаемым изменениям в часть 4 статьи 21 Федерального закона о размещении заказов (абзац 2 подпункта "в" пункта 15 статьи 1 проекта) предлагается исключить из числа сведений, размещаемых в извещении о проведении открытого конкурса, в частности, сведения о начальной цене контракта, критериях оценки заявок на участие в конкурсе, и размещать эти сведения в конкурсной документации. В этой связи обращаем внимание на необходимость внесения соответствующих изменений, в частности, в часть 5 статьи 28, часть 1 статьи 31 Федерального закона о размещении заказов, в которых сохранены положения о том, что начальная цена контракта, критерии оценки заявок указываются в извещении о проведении конкурса.
В абзаце 15 подпункта "б" пункта 16 статьи 1 проекта полагаем необходимым конкретизировать перечень сведений о составе и членах конкурсной комиссии, которые должна содержать конкурсная документация. Аналогичное замечание относится к абзацу 10 подпункта "б" пункта 28 статьи 1 проекта.
Предлагаемые изменения в часть 5 статьи 23 Федерального закона о размещении заказов (подпункт "б" пункта 17 статьи 1 проекта), согласно которым конкурс признается недействительным, не согласуются с положениями пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Аналогичное положение содержится в части 6 статьи 20 и части 6 статьи 32 Федерального закона о размещении заказов, в которые указанные изменения не вносятся.
Положения проекта, предусматривающие изменения в часть 4 статьи 42 Федерального закона о размещении заказов (подпункт "б" пункта 35 статьи 1 проекта), согласно которым контракт признается недействительным судом на основании иска соответствующего лица, нуждаются в доработке с учетом положений статей 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом необходимо установить, является ли в данном случае контракт оспоримой сделкой или ничтожной. В случае, если сделка оспорима, то суд может, но не обязан признать такую сделку недействительной.
Пунктом 42 статьи 1 проекта устанавливаются дополнительные случаи размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), которые, на наш взгляд, нуждаются в дополнительном обсуждении. Так, например, предлагается размещать заказ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случаях, если осуществляется размещение заказов на передачу в эфир произведений, фонограмм, исполнений, постановок у организаций государственного или муниципального телевидения и радиовещания, а также если предметом контракта является аренда зданий, строений, сооружений. В этой связи следует отметить, что Федеральный закон о размещении заказов регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (см. статью 1 Закона) и предметом государственного или муниципального контракта являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг. Аренда зданий, строений, сооружений регулируется самостоятельным договором и не является услугой (см. параграф 4 главы 34 и статью 779 Гражданского кодекса Российской Федерации). Объекты интеллектуальной собственности, к которым относятся, в частности, произведения литературы и искусства, также имеют свои особенности, касающиеся порядка их создания, передачи прав на них, сторон договора и т.д. (см. главу 30, § 4; главу 37, § 5, статью 778 ГК РФ). Кроме того, обращаем внимание, что в проекте части 4 ГК РФ (статья 1298), принятом Государственной Думой во втором чтении, идет речь о создании по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд произведений науки, литературы или искусства.
Проектом предусматривается также размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае, если осуществляется опубликование извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона в официальном печатном издании. Правовое содержание указанного положения неясно, поскольку согласно положениям части 1 статьи 21, части 1 статьи 33 Федерального закона о размещении заказа все извещения о проведении открытого конкурса, открытого аукциона опубликовываются в официальном печатном издании.
Нет полной ясности и в отношении возможности размещения заказа на "технически сложное вооружение и военную технику российского происхождения у поставщика, который является единственным производителем указанной продукции и включен в реестр единственных поставщиков такой продукции", поскольку неясен порядок включения поставщика в указанный реестр, а также о каких "технически сложном вооружении и военной техники" идет речь.
Проект нуждается в тщательной редакционной и юридико-технической доработке.
Замечания юридико-технического характера прилагаются на 7 листах.
Заместитель начальника |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.