Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы ФС РФ от 17 ноября 2006 г. N вн. 2.2-1/3907
по проекту федерального закона N 347961-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев представленный законопроект, сообщаем следующее.
Законопроект предусматривает дополнить статьи 57 и 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающие неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, положением о взимании "платы за снятие ограничения прав на землю, запрещающего реконструкцию и строительство на земельном участке". Указанная плата предусматривается законопроектом также в пункте 8 статьи 56 Земельного кодекса РФ.
Статьи 41 - 46 Бюджетного кодекса, устанавливающие виды и порядок формирования неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, не включают подобного рода плату в качестве источника неналоговых доходов. Кроме того, неясна правовая природа такой платы.
В абзаце втором пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ закреплено исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков граждан и юридических лиц - собственников зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, федеральными законами. В проекте предлагается внести уточнение, добавив перед словами "исключительное право" слова "если иное не установлено федеральными законами". Полагаем, что данное уточнение существенно изменяет смысл понятия "исключительное право" и может повлечь неоднозначное толкование и, как следствие, необоснованно ограничить исключительное право собственников на приобретение таких земельных участков.
Статья 36 Земельного кодекса РФ дополняется пунктом 1.1 (пункт 4, подпункт "б" статьи 2 проекта), где указано, что "иные граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности (не названных в первом предложении данного пункта), могут приобрести земельные участки по кадастровой стоимости земельных участков". В то же время проектом вносятся изменения в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в частности, статья 2 излагается в новой редакции, в соответствии с пунктом 2 которой "иные лица приобретают права на земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, за плату, установленную законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами", т.е. предлагается иной порядок определения цены приобретаемых земельных участков. Полагаем необходимым уточнить идет ли речь в этих случаях об одних и тех же лицах или о разных, если о разных, то надо уточнить, о каких.
В проекте (пункт 5, подпункт "а" статьи 2) предлагается дополнить статью 56 Земельного кодекса РФ еще одним основанием для ограничения прав на землю, а именно запретом на осуществление реконструкции и строительства на земельном участке, устанавливаемым при приобретении в собственность земельного участка в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ. В то же время за снятие этого ограничения предусмотрено взимать плату. Полагаем, что эти нововведения нуждаются в дополнительном обсуждении. Во-первых, установление тех или иных ограничений прав на землю должно быть обусловлено определенными значимыми обстоятельствами. Полагаем, что снятие ограничения "в любой момент" только на основании внесения платы вряд ли обосновано. Во-вторых, не ясно, почему такое исключение сделано для этого вида ограничения.
Пунктом 2 статьи 3 проекта абзац второй пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" изложен в новой редакции, в соответствии с которой "годовая арендная плата за использование указанных земельных участков определяется на основании пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ, а до разграничения государственной собственности на землю - нормативными актами субъектов РФ". В связи с этим отмечаем, что из данной редакции не ясно, о каких "указанных" земельных участках идет речь, если о тех, которые указаны в абзаце первом данного пункта, то в отношении них арендная плата устанавливается в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, в то время как на основании пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
По статье 5 проекта, вносящей изменения в статью 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В проектируемой части 1 статьи 7.1 КоАП РФ указано наименование Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Ввиду того, что в законодательство Российской Федерации постоянно вносятся изменения, полагаем нецелесообразным в КоАП РФ указывать наименование федерального закона.
Кроме того, в проектируемой части 1 статьи 7.1 КоАП РФ предлагается установить административную ответственность только для граждан и юридических лиц, вместе с тем в действующей статье 7.1 КоАП РФ штрафные санкции предусмотрены также и для должностных лиц.
Статья 7.1 КоАП РФ дополняется новой частью 2, устанавливающей административную ответственность для "юридических лиц и граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей" за невыполнение требований о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Вместе с тем в пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что именно юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Полагаем, что в проекте можно говорить об установлении ответственности только для юридических лиц.
Кроме того, в части 2 статьи 7.1 КоАП РФ предлагаемый размер административного штрафа "от двухсот до тысячи минимальных размеров оплаты труда" налагается как на юридических лиц, так и на граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, что противоречит нормам, установленным в абзаце первом части 3 статьи 3.5 КоАП РФ Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.
Замечания юридико-технического характера прилагаются.
Приложение: замечания на 4 л.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.