Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
За 14 лет с момента принятия закона РФ "О защите прав потребителей" в 1992 году в него неоднократно вносились изменения и дополнения. Особенно существенной редакции закон был подвержен в 1996, 1999 и 2004 годах. Изменения обусловлены отставанием отдельных норм потребительского законодательства от требований развивающейся российской экономики, необходимостью гармонизации отношений потребителей и предпринимателей на рынке.
Анализ правоприменительной практики действующего потребительского законодательства в последние годы выявил ряд новых проблем, с которыми еще несколько лет назад не приходилось сталкиваться потребителям. Внесенный законопроект направлен на их разрешение, содержащиеся в нем нормы усиливают защищенность прав и законных интересов потребителей.
Большое развитие в настоящее время получило потребительское кредитование. Однако потребитель не всегда получает объективную и понятную информацию об условиях кредита, полном размере возвращаемой по кредиту суммы. Предлагается перечень предоставляемой потребителю в обязательном порядке информации о товарах, работах, услугах (п. 2 ст. 10) дополнить необходимыми сведениями об условиях предоставления и погашения кредита на приобретение товаров, работ, услуг.
Концепция закона "О защите прав потребителей" определяет потребителя как гражданина, имеющего намерение заказать или приобрести либо заказывающего, приобретающего или использующего товары (работы, услуги). То есть закон однозначно устанавливает, что потребителем является гражданин, не только купивший товар, но и получивший его в подарок, в пользование, в наследство.
В настоящее время, когда все большее число покупок персонифицируется (расширился перечень товаров, при продаже которых требуется указание данных о покупателе, широкое распространение получили расчеты банковскими карточками, покупки товаров в кредит) формулировка первого абзаца п. 1 ст. 18, где сказано: "потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, стала использоваться продавцами для отказа в удовлетворении требований потребителям, не являющимися непосредственными покупателями товара ненадлежащего качества. Предлагаемая поправка позволяет устранить данное противоречие.
Недостатком действующей редакции закона является и то, что право потребителя на замену технически сложного или дорогостоящего товара обусловлено только существенностью недостатка (неустранимостью, неоднократностью одного и того же недостатка, либо большими затратами на его устранение), однако не учитываются те случаи, когда в товаре выявляются множественные, но различные недостатки. Складывающаяся в настоящее время практика показывает, что выявление множественных, но различных недостатков товара на протяжении гарантийного срока, не квалифицируются как основание для замены товара, несмотря на то, что товар все время вынужден находиться в гарантийном ремонте. Это ограничивает право потребителей на замену технически сложных и дорогостоящих товаров ненадлежащего качества. Для усиления защиты прав потребителей и стимулирования изготовителей на повышение надежности и безотказности технически сложных товаров предлагается добавить в условия, дающие право потребителю на замену технически сложных и дорогостоящих товаров, наряду с существенными недостатками также и неоднократность выявления различных недостатков (восьмой абзац пункта 1 статьи 18).
В последнее время массовыми стали нарушения по исполнению договоров розничной купли-продажи с предварительной оплатой товара. Особенно распространена такая "практика" при продаже мебели по образцам, когда просрочка передачи товара составляет многие месяцы. Продавцы в договоре, предусматривают незначительную неустойку за каждый день просрочки (например, 0,05 - 0,1%). В тех же случаях, когда выплата неустойки в договоре не установлена действует общая норма Гражданского кодекса (ст. 487), в соответствии с которой уплата процентов и их размер определяются статьей 395 ГК РФ, то есть в размере ставки банковского процента. Эта норма появилась тогда, когда уровень инфляции и соответственно банковской ставки составлял многие десятки процентов. Сейчас эта ставка составляет 12 - 13%. Таким образом, неустойка за просрочку выполнения договора купли-продажи в полгода (180 дней) по этой норме составит 6 - 6,5%, а по договору в лучшем случае составит 18%.
Закон "О защите прав потребителей" до настоящего времени предусматривает ответственность исполнителей за нарушение сроков выполнения работ, оказания услуг (ст. 28), но не предусматривал ответственность продавцов за нарушение сроков исполнения договоров купли-продажи с предварительной оплатой товара.
Предлагаемая новая статья 23.1 устраняет эту несправедливость, устанавливая размер неустойки за просрочку исполнения договора на уровне одного процента произведенной предварительной оплаты за каждый день просрочки. Такой же процент неустойки законом "О защите прав потребителей" установлен за нарушение сроков выполнения требований потребителя, связанных с продажей товаров ненадлежащего качества. Для того чтобы предлагаемые нормы статьи не входили в противоречие с ГК РФ предлагается в п. 4 статьи 487 ГК РФ предусмотреть ответственность продавца за неисполнение обязанностей по передаче товара не только условиями договора купли-продажи, но и законом.
В последние годы наиболее массовые и чувствительные для потребителей нарушения их прав встречаются в сфере гарантийного обслуживания сложной бытовой техники. Пользуясь некоторой неопределенностью формулировок ст. 20 настоящего закона, а также слабыми знаниями потребителями своих прав продавцы и уполномоченные организации (АСЦ, СЦ) навязывают потребителю условия ремонта, существенно осложняющие ему возможность нормально пользоваться приобретенной техникой. В устной информации сообщаются одни сроки устранения недостатков, а приемочных квитанциях обычно мелким шрифтом указываются сроки ремонта до 45, 60, 90 и даже 180 дней. Причем зачастую и эти сроки сопровождаются информацией, что они действительны лишь при наличии запасных частей. В результате товар может находиться в гарантийном ремонте до полугода, без какой-либо ответственности перед потребителем за невозможность его использования, что не стимулирует уполномоченную организацию своевременно исполнять гарантийные обязательства.
Предлагаемые изменения в ст. 20 в случае письменного соглашения вводят максимальный (30 дней) срок на устранение недостатков в товаре, запрещают обусловливать срок ремонта отсутствием запасных частей, оборудования и иными подобными причинами.
Изменения в ст. 497 второй части ГК РФ связаны с последней редакцией закона "О защите прав потребителей", которая ввела новое понятие - "Дистанционный способ продажи товара". В ныне действующей ст. 497 ГК РФ признаки продажи товаров по образцам смешаны с признаками дистанционной продажи товара. Последствия же нарушений при этих видах продажи могут быть разными.
В результате предлагаемых изменений в данной статье останутся только признаки, характеризующие продажу товаров по образцам. Тогда по отношению к дистанционным способам продажи товаров в полной мере может применяться ст. 26.1 закона "О защите прав потребителей", поскольку в соответствии с п. 3 ст. 492 ГК РФ "к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.