Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26 июня 2006 г. N вн. 2.2-1/2131
по проекту федерального закона N 299779-4 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы П.А. Медведевым, Ю.Г. Медведевым, П.Б. Шелищем (первое чтение)
Досье на проект федерального закона
По представленному проекту федерального закона сообщаем следующее.
Предлагаемые изменения в абзац восьмой пункта 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей (пункт 3 статьи 1 проекта) не вполне согласуются с положениями пункта 1 статьи 503 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в соответствии с которыми покупатель вправе требовать замены технически сложного или дорогостоящего товара только в случае существенного нарушения требований к его качеству. А понятие "существенное нарушение требований к качеству товара" раскрыто в пункте 2 статьи 475 ГК РФ. При этом в это понятие входят и недостатки, которые выявляются в товаре неоднократно.
В связи с изменениями в пункт 1 статьи 20 Закона о защите прав потребителей (пункт 4 статьи 1 проекта) полагаем, что действующая редакция указанного положения Закона является более удачной и направлена на усиление защиты прав потребителей, в то время как предлагаемые проектом изменения могут привести к спорам на практике, поскольку с одной стороны, недостатки должны быть устранены незамедлительно, а с другой стороны - срок устранения недостатков может быть также установлен соглашением сторон. Кроме того, обращаем внимание, что положения, регламентирующие вопросы ответственности за нарушение прав потребителей (в том числе срока устранения недостатков товара), урегулированы в статье 13 Закона о защите прав потребителей, в которой, в частности, предусмотрено, что изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
Законопроектом (пункт 5 статьи 1 проекта) устанавливаются последствия нарушения продавцом сроков передачи предварительно оплаченного товара. Однако правовые последствия неисполнения продавцом обязанности передать покупателю предварительно оплаченный им товар урегулированы в статье 487 ГК РФ, причем несколько иначе, чем это предусмотрено проектом. Так, согласно положениям пункта 3 указанной статьи ГК РФ в случае, когда продавец, получивший сумму предварительной оплаты не исполняет обязанность по передаче товара в установленный срок (статья 457 ГК РФ), покупатель вправе потребовать передачи оплаченного товара или возврата суммы предварительной оплаты за товар, не переданный продавцом.
Полагаем, что нет необходимости в исключении из пункта 1 статьи 497 ГК РФ слов "(его описанием, каталогом товаров и т.п.)" (пункт 2 статьи 2 проекта), поскольку описание товара наряду с образцом товара - это перечень потребительских (эксплуатационных) характеристик, которые определяют требования к качеству передаваемого товара (см. пункт 3 статьи 369 ГК РФ).
В законопроекте содержится большое количество нарушений правил законодательной техники, изложенных в Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованных Советом Государственной Думы для использования при осуществлении законодательной деятельности (выписка из протокола N 87 заседания Совета Государственной Думы от 20 ноября 2003 года). Поэтому наименование и текст законопроекта необходимо оформить следующим образом:
О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации
Статья 1
Внести в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года N 2-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140; 1999, N 51, ст. 6287; 2004, N 52, ст. 5275) следующие изменения:
1) абзац четвертый пункта 2 статьи 10 изложить в следующей редакции:
"цену в рублях .......... этой суммы;";
2) в пункте 1 статьи 18:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"1. Потребитель .......... потребовать:";
абзац восьмой изложить в следующей редакции:
"В отношении .......... Российской Федерации.";
3) пункт 1 статьи 20 изложить в следующей редакции:
"1. Недостатки .......... незамедлительно.
Срок .......... 30 дней.
Отсутствие .......... товара.";
4) дополнить статьей 23.1 следующего содержания:
"Статья 23.1. Последствия нарушения продавцом сроков передачи предварительно оплаченного товара
1. В случае .......... вправе:
назначить .......... товара;
отказаться .......... продавцом.
При этом .......... товара.
2. В случае .......... оплаты.
Неустойка .......... суммы.
3. Требования .......... требования.
4.Требования потребителя, установленные в пункте 1 настоящей статьи, не подлежат .......... потребителя.".
Статья 2
Внести в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 410) следующие изменения:
1) пункт 4 статьи 487 после слов "и иное не предусмотрено" дополнить словами "законом или";
2) в пункте 1 статьи 497 слова "(его описанием, каталогом товаров и т.п.)" исключить.
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 3 законопроекта устанавливает, что он вступает в силу со дня его официального опубликования. Вместе с тем в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу.
Полагаем, что в данном случае нет оснований для установления иного порядка вступления в силу федерального закона.
Учитывая вышеизложенное, считаем, что статья 3 законопроекта является излишней.
Заместитель начальника |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.