г. Москва |
Дело N А40-128/10-149-5 |
|
N 09АП-14744/2010-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2010 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: Веклича Б.С., Якутова Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником Коваленко В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда N 15 апелляционную жалобу ОАО "Московский завод художественных часов"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.04.2010
по делу N А40-128/10-149-5, принятое судьей Лукашовой О.В.
по заявлению ОАО "Московский завод художественных часов"
к 1) Департаменту земельных ресурсов города Москвы, 2) Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве,
третье лицо: Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы
о признании незаконными действий,
при участии:
от заявителя: Хламова М.В. паспорт 45 10 735768 по дов. от 29.12.2009;
от ответчика: 1) Маслюкова Е.И. уд.N 609 по дов. от 29.12.2009, 2) Болдырев СВ. паспорт 18 01 675681 подов, от 24.11.2009;
от третьего лица: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Московский завод художественных часов" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - Департамент) и Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по г. Москве (далее - Управление, выразившихся в постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 77:03:00040004:72.
Решением суда от 14.04.2010 по делу N А40-128/10-149-5 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Указал, что при постановке земельного участка на учет независимо от способа образования земельного участка орган кадастрового учета должен осуществлять проверку, земельный участок с кадастровым номером 77:03:0004004:72 поставлен на кадастровый учет с нарушением установленного порядка.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве, представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает, что согласно сведениям госкадастра недвижимости границы земельного участка, арендуемого заявителем пересекаются с границами земельного участка с кадастровым номером 77:03:00040004:72.
В судебное заседание представитель 3-го лица не явился, надлежаще извещен о месте и времени его проведения. Дело рассматривается в его отсутствие на основании ст. 156 АПК РФ.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Настаивает на незаконности постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 77:03:00040004:72, полагает, что тем самым допускается нарушение его прав арендатора земельного участка с кадастровым номером 77:03:00040004:6.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266, 268 ПК РФ, выслушав мнение явившихся лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником четырех зданий, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 77:03:00040004:6 по адресу: г. Москва, 1-й Кирпичный пер., вл. 4 (свидетельства о государственной регистрации прав собственности от 27.02.2004 N N 77-01/30-298/2004-149, 77-01/30-298/2004-148, 77-01/30-298/2004-147, N 77-01/30-298/2004-146 - л.д.31-34, т.1).
На основании зарегистрированного в установленном порядке договора аренды земельного участка от 24.03.2005 М-03-506587 Общество арендует земельный участок общей площадью 2.218 кв.м (л.д.13-20, т.1).
В связи с окончанием срока договора аренды от 24.03.2005 М-03-506587 Общество 30.09.2009 направило в Управление запрос о предоставлении кадастрового паспорта на указанный земельный участок. Решением от 07.10.2009 N 18890-03/09 заявителю отказано в выдаче кадастрового паспорта, в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 77:03:00040004:6 пересекает границу ранее учтенного Департаментом земельных ресурсов участка с кадастровым номером 77:03:00040004:72.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с п.5 ст.200 АПК РФ с учетом п.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
С учетом приведенных норм, судебная коллегия полагает, что ответчиками доказано, а судом первой инстанции верно установлено отсутствие совокупности условий для удовлетворения заявленных требований исходя из следующего.
Проведение государственного кадастрового учета объектов недвижимости регулируется Федеральным законом РФ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре) и Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным приказом Минюста РФ от 20.02.2008 N 35 .
Согласно совместному приказу от 02.11.2006 N П-13/008 "О ведении государственного земельного кадастра в границах Восточного кадастрового района (77:03) Московского городского кадастрового округа" Управление Роснедвижимости по городу Москве приступило к ведению государственного земельного кадастра на территории кадастрового района 77:03 Московского городского кадастрового округа с 02.11.2006.
При этом Управление ведет государственный кадастр недвижимости в границах Московского городского кадастрового округа на основе сведений о ранее учтенных земельных участках, переданных Департаментом земельных ресурсов города Москвы.
Государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 77:03:0004004:6 и 77:03:0004004:72 проведен Департаментом земельных ресурсов города Москвы.
Сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 77:03:0004004:6, 77:03:0004004:72 поступили в Управление в государственный кадастр недвижимости из Департамента в электронном виде в составе информационной базы государственного земельного кадастра в соответствии с Техническим соглашением "О взаимодействии при ведении государственного земельного кадастра в городе Москве" от 09.06.2006.
Согласно ст. 45 Закону о государственном кадастре государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о государственном кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных ст.43 Закона о государственном кадастре особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты: считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о государственном кадастре. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установлен ном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Документы, на основании которых сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 77:03:0004004:6 и 77:03:0004004:72 внесены в государственный кадастр недвижимости, в Управление из Департамента не передавались.
В соответствии со ст. 9 Технического соглашения "О взаимодействии при ведении государственного земельного кадастра в городе Москве" от 09.06.2006 землеустроительные дела по земельным участкам, учтенным Департаментом, хранятся в архиве Департамента и являются частью государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости границы земельного участка с кадастровым номером 77:03:0004004:6 пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 77:03:0004004:72, являющегося участком улично-дорожной сети.
Согласно п.2 ч.12 ст.45 Закона о государственном кадастре, кадастровый паспорт ранее учтенного земельного участка не выдается (не направляется) и орган кадастрового учета принимает решение об отказе в выдаче (направлении) такого паспорта в случае, если одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем.
В случае принятия решения об отказе в выдаче (направлении) кадастрового паспорта в соответствии с ч.12 ст.45 Закона о государственном кадастре орган кадастрового учета не позднее установленного ч.8 ст.14 Закона о государственном кадастре срока выдает (направляет) вместо кадастрового паспорта соответствующего земельного участка такое решение и кадастровую выписку о данном земельном участке, содержащую имеющиеся общедоступные кадастровые сведения о данном земельном участке. Такое решение должно содержать обязательную ссылку на соответствующие положения ч.12 ст.45 Закона о государственном кадастре. При этом в таком решении должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения данных обстоятельств и рекомендации по устранению этих причин.
Управлением 07.10.2009 принято решение N 18890-03/09 об отказе в выдаче кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 77:03:0004004:6 ввиду пересечения границ указанного земельного участка с кадастровым номером 77:03:0004004:72 и 07.10.2009 в соответствии с решением N 18890-03/09 выдана кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером 77:03:0004004:6. При этом в решении от 07.10.2009 N 18890-03/09 содержатся рекомендации по устранению причин отказа в выдаче кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 77:03:0004004:6. Заявлений, как пояснил второй ответчик, о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 77:03:0004004:6 в Управление не поступали.
В соответствии с ч.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
Из доводов заявителя следует, что спор возник в связи с тем, что оспариваемые действия ответчиков препятствуют Обществу в получении кадастрового плана, необходимого для продления договора аренды земельного участка.
Как следует из материалов дела, земельный участок существующей улично-дорожной сети с кадастровым номером 77:03:0004004:72 поставлен на кадастровый учет на основании Постановления Правительства Москвы от 13.07.2004 N 490-ПП "О ходе выполнения работ по формированию перечней земельных участков, изымаемых из оборота, ограниченных в обороте, обременяемых сервитутами и резервируемых для государственных нужд города Москвы".
Перечень земельных участков улично-дорожной сети г. Москвы утвержден законом г. Москвы от 21.03.2007 N 8 "О перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы".
Заявитель арендует земельный участок с кадастровым номером 77:03:0004004:6. В судебном заседании представитель Общества пояснил, что договор аренды на указанный земельный участок действует.
При этом заявитель просит признать незаконными действия Департамента и Управления, выразившиеся в постановке на кадастровый учет сопредельного с арендуемым, а именно - земельного участка с кадастровым номером 77:03:00040004:72.
Судебная коллегия с учетом предмета заявленных требований полагает, что в настоящем случае отсутствует совокупность условий для их удовлетворения, поскольку договор аренды продлен и действует, иных ограничений прав и охраняемых законом интересов в связи с постановкой на учет земельного участка с кадастровым номером 77:03:00040004:72 Обществом не приведено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемыми действиями государственных органов права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности не нарушены.
В соответствии с п. 3 ст.201 АПК РФ в случае, если оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Анализ материалов дела свидетельствует, что суд первой инстанции, правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы материального права, дав оценку представленным доказательствам и доводам сторон, в связи с чем, аналогичные доводы апелляционной жалобы, не могут явиться основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.04.2010 по делу N А40-128/10-149-5 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-128/10-149-5
Истец: ОАО "Московский завод художественных часов"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве
Третье лицо: Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-14744/2010