Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 34 и 35 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
Досье на проект федерального закона
Практика применения Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" показала, что он нуждается в корректировке, поскольку нормы вышеуказанного Закона в ред. от 22.08.2004 года при принятии Правительством Российской Федерации подзаконных правовых актов делают практически недоступными для граждан некоторые гарантии и компенсации.
Так, в соответствии с нормами статьи 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года N 176 "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно" установлен такой порядок компенсации данного вида расходов, который предоставляет возможность выехать на отдых в районы с благоприятными климатическими условиями данной категории граждан только в случае предоставления либо приобретения путевки на санаторно-курортное лечение. Выезд ограничивается самой возможностью получения путевки, противопоказаниями для санаторно-курортного лечения, а время выезда - временем года, на которое предоставлена путевка. Приобрести же путевку либо курсовку на лечение или отдых за счет собственных средств и воспользоваться правом бесплатного проезда к месту отдыха при стоимости путевки порядка 20-25 тыс. рублей, среднем размере пенсии, например, в Чукотском автономном округе 2900 рублей и прожиточном минимуме для пенсионеров 5399 рублей, смогут единицы пенсионеров и инвалидов. К примеру, в Чукотском автономном округе в 2004 году только чуть более 4 процентов неработающих пенсионеров получили путевки на санаторно-курортное лечение.
В связи с этим законопроектом предлагается в статье 34 установить порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно без обязательного приобретения санаторно-курортной путевки.
Внесение изменений в статью 35 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" обусловлено тем, что федеральное законодательство не предусматривает гарантии по оплате проезда и провоза багажа неработающим пенсионерам при выезде из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства. В силу различных причин граждане не выезжают из районов Крайнего Севера непосредственно при выходе на пенсию, в том числе по той причине, что не все жители Крайнего Севера и приравненных к ним местностей при выходе на пенсию обеспечиваются жилищными субсидиями либо жильем в климатически благоприятных регионах и вынуждены в течение нескольких лет ожидать их получения, утрачивают право на компенсацию расходов по оплате проезда и провоза багажа по последнему месту работы. Отсутствие этих гарантий создает такую ситуацию, что неработающие пенсионеры, наконец получившие жилищную субсидию либо жилье в климатически благоприятных регионах, не могут выехать к своему новому месту жительства из-за высокой стоимости проезда.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" гарантии и компенсации, установленные этим Законом, в части неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению, являются расходными обязательствами Российской Федерации за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации. В случае принятия законопроекта, реализация предлагаемых норм потребует дополнительных финансовых средств из указанного источника.
Принятие законопроекта будет способствовать совершенствованию правовых основ системы социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 34 и 35 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 34 и 35 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" потребуется признание утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года N 176 "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 34 и 35 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" потребует дополнительных финансовых затрат из средств Пенсионного фонда Российской Федерации. По Чукотскому автономному округу расходы составят 191 786 700 руб. на год, в том числе по статьям:
1) по статье 34 "Компенсация расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха и обратно":
Численность неработающих пенсионеров, являющихся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности (а также сопровождающие инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности III степени), имеющих право на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, составляет 3 726 человек, право на проезд каждый год имеют 1 863 чел., в том числе:
- по старости - 1 437 чел.;
- по инвалидности - 339 чел., в том числе инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности III степени - 87 чел.;
- лица, сопровождающие инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности III степени - 87 чел.;
усредненные расходы по проезду в одну сторону составляют:
- проезд до аэропорта вылета - 3 170 руб.;
- стоимость проезда до г. Москвы/Хабаровска - 22 800 руб.;
- стоимость проезда до места назначения (от Москвы) - 1 500 руб.
Сумма затрат на проезд из средств Пенсионного фонда Российской Федерации составляет:
1 863 чел. x (3 170 руб. + 22 800 руб. + 1 500 руб.) x 2 = 102 353 220 руб. на год.
2) статья 35 "Гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом".
Численность неработающих пенсионеров, являющихся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности, имеющих право на оплату стоимости переезда к новому месту жительства, составляет 3 552 человека, право на оплату переезда к новому месту жительства в связи с имеющейся динамикой получения жилищных субсидий и предоставления жилья имеют 1 184 чел., с учетом членов семей находящихся на иждивении - 1 884 человек.
Усредненные расходы по переезду к новому месту жительства составляют:
- проезд до аэропорта вылета - 3 170 руб.;
- стоимость проезда до г. Москвы/Хабаровска - 22 800 руб.;
- стоимость проезда до места назначения (от Москвы) - 1 500 руб.
- стоимость провоза багажа - 20 000 руб.
Сумма затрат на оплату стоимости переезда к новому месту жительства из средств Пенсионного фонда Российской Федерации составляет:
1 884 чел. x (3 170 руб. + 22 800 руб. + 1 500 руб. + 20 000 руб.) = 89 433 480 руб.
Размер средств, необходимых для оплаты переезда к новому месту жительства, по данной статье на год из средств Пенсионного фонда Российской Федерации составляет 89 433 480 руб.
Предполагается, что финансовые расходы, связанные с реализацией федерального закона "О внесении изменений в статьи 34 и 35 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях", будут ежегодно меняться при изменении количества лиц и при утверждении Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год.
Председатель Думы |
В.Н. Назаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.