Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы ФС РФ от 8 июня 2006 г. N вн2.2-1/1901
по проекту федерального закона N 289980-4 "О внесении изменений в статьи 34 и 35 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", внесенному Думой Чукотского автономного округа
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Изучив проект федерального закона, Правовое управление сообщает.
Законопроектом предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон), изложив его статью 34 в новой редакции, согласно которой право на компенсацию расходов к месту отдыха и обратно предоставляется не всем пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, как это предусмотрено в действующей редакции этой статьи, а только неработающим пенсионерам из указанной категории получателей трудовых пенсий.
Кроме того, проектируемые положения коснутся только пенсионеров, получающих трудовую пенсию по старости и трудовую пенсию по инвалидности в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", что поставит их в преимущественное положение по сравнению с другими пенсионерами, в частности, получающими трудовую пенсию по случаю потери кормильца согласно этому же Федеральному закону, а также с пенсионерами, пенсионное обеспечение которых осуществляется по Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". В этой связи предлагаемая норма требует доработки. Аналогичное замечание относится и к содержанию предусмотренных изменений в статью 35 Закона.
Отмечаем также, что в предложенных порядках компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно и расходов, связанных с переездом к новому месту жительства (часть третья новой редакции статьи 34 и новая часть двенадцатая статьи 35 Закона), отсутствует механизм осуществления выплаты указанных компенсаций (например, не определен срок обращения граждан за выплатой компенсаций, срок рассмотрения их заявлений территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, порядок обжалования в случае несогласия с принятым решением и т.п.). При этом его определение не возлагается на соответствующий орган, что приведет к произвольному толкованию положений Закона, и следовательно, к осложнениям в правоприменительной практике.
Реализация данного законопроекта в части, касающейся компенсации расходов на оплату стоимости проезда к новому месту жительства 2неработающим пенсионерам (пункт 2 статьи 1), повлечет расходы, покрываемые из федерального бюджета, поскольку указанная гарантия будет являться расходным обязательством Российской Федерации согласно статье 4 Закона.
В связи с этим обращаем внимание, что законопроект не соответствует требованиям пункта 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому принимаемый федеральный закон либо другой правовой акт, предусматривающий увеличение финансирования по существующим видам расходов или введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним бюджетом, должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том числе в случае необходимости передачу финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты других уровней.
Кроме того, срок вступления в силу законопроекта предполагается через 10 дней со дня его официального опубликования, поэтому необходимо учитывать положения пункта 3 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому финансирование новых видов расходов бюджетов или увеличение финансирования существующих видов расходов бюджетов может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в закон о бюджете либо в текущем году после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении расходов по отдельным статьям бюджета.
Заместитель начальника |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.