Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 16 октября 2006 г. N вн 2.2-1/8892
по проекту федерального закона N 317890-4 "О внесении изменений в статью 54 Закона Российской Федерации "Об образовании", внесенному депутатами Государственной Думы Б.А. Виноградовым, Д.О. Рогозиным, A.M. Бабаковым, А.Н. Савельевым, Т.В. Плетневой
(первое чтение)
Рассмотрев по поручению Совета Государственной Думы от 19 сентября 2006 года указанный проект федерального закона, Правовое управление сообщает.
Законопроектом предлагается приравнять оплату труда и пенсионное обеспечение работников государственных и муниципальных образовательных учреждений к денежному содержанию и пенсионному обеспечению соответствующих государственных или муниципальных служащих.
Указанные изменения предлагается внести в статью 54 Закона Российской Федерации "Об образовании", регулирующую только оплату труда работников образовательных учреждений. На наш взгляд, изменения касательно пенсионного обеспечения работников государственных и муниципальных образовательных учреждений следует вносить в статью 55 указанного закона, регулирующую права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки.
Обращаем внимание, что исходя из содержания законопроекта трудно определить о каких именно государственных служащих идет речь (учитывая положения статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации") и как оплата труда работников образовательных учреждений будет приравнена к денежному содержанию государственных и муниципальных служащих, если, в частности, денежное содержание государственных гражданских служащих состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Следует также учитывать, что изменение условий оплаты труда указанных работников образовательных учреждений путем принятия федерального закона потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета на предоставление субвенций соответствующим органам.
Полагая, что речь в представленном законопроекте идет о государственных гражданских служащих, необходимо отметить, что пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим соответственно за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Такое положение затрудняет возможность приравнять пенсионное обеспечение работников государственных и муниципальных образовательных учреждений к пенсионному обеспечению государственных и муниципальных служащих.
Особенности же пенсионного обеспечения граждан, осуществляющих педагогическую деятельность в государственных и муниципальных образовательных учреждениях для детей (а именно - право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), установлены подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". На занятых на работах с осужденными работников образовательных учреждений, которые создаются при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, также распространяются порядок и условия установления пенсии в связи с особыми условиями труда, предусмотренные для занятых на работах с осужденными работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (пункт 12 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании").
Обращаем также внимание, что изменение условий пенсионного обеспечения работников образовательных учреждений для детей, которые предполагаются настоящим законопроектом, должно осуществляться только путем внесения изменений в базовые федеральные законы по пенсионному обеспечению (см. статья 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и статья 1 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Заместитель начальника |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.