Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 339 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Одной из основных проблем, стоящих в настоящее время перед субъектами предпринимательства, является проблема ограниченного доступа предпринимателей к финансово-кредитным ресурсам. Для малых предприятий в отличие от крупных большее значение имеют внешние источники финансирования, поскольку малый бизнес характеризуется низкой долей собственного капитала. Российская банковская система не ориентирована на работу с малым бизнесом, количество банков, кредитующих малый бизнес, недостаточно. Банкам проще иметь дело с несколькими крупными клиентами, чем с сотней мелких, у которых традиционные проблемы с залогом.
На сегодняшний день одним из удобных для предпринимателя видов залога является залог транспортного средства. При этом залог авто-мототранспортных и иных транспортных средств остается одним из наиболее оптимальных видов залога и для банка. Данный предмет залога может быть быстро реализован для удовлетворения требований банка в случае невозврата кредита. Однако в связи с отсутствием регистрации данного вида залога у банков возникает проблема, связанная с невозможностью достоверно выяснить, было ли ранее заложено принимаемое в залог транспортное средство и на какую часть его стоимости может рассчитывать банк при обращении взыскания на данный предмет залога.
До 2000 года обременения прав на автотранспортные средства, в том числе залог, регистрировались в МРЭО ГАИ. Действующий в настоящее время приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 января 2003 года N 59 "О порядке регистрации транспортных средств" не закрепляет обязанность по регистрации залога транспортных средств за органами внутренних дел. В соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона "О залоге" от 29 мая 1992 года N 2872-1 залог транспортных средств подлежит регистрации в реестрах, которые ведутся государственными организациями, осуществляющими регистрацию транспортных средств. Гражданский Кодекс Российской Федерации, принятый после вступления в силу Федерального закона "О залоге", не предусматривает регистрацию залога транспортных средств. В связи с этим пункт 2 статьи 40 Федерального закона "О залоге", предусматривающий регистрацию залога транспортных средств, применяться не может как противоречащий нормам о залоге, содержащимся в Гражданском кодексе Российской Федерации (статья 4 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации отсутствует порядок регистрации обременения прав на транспортные средства. Кроме того, государство теряет серьезный источник дохода в виде государственной пошлины за регистрацию договора о залоге транспортных средств.
Внесение в Гражданский Кодекс Российской Федерации изменений, касающихся введения регистрации залога транспортных средств, позволит банкам более активно использовать данный вид залога при выдаче кредитов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 339 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации государственная пошлина за государственную регистрацию договора о залоге транспортных средств составляет 0,1 процента суммы договора, но не более 1 тыс. руб. Таким образом, для договоров, сумма которых превышает 1 млн. руб., размер государственной пошлины составляет 1 тыс. руб.
Выборочные сведения
о количестве договоров залога автомототранспортных средств на территории Саратовской области за период с 2003 года по 2005 год
Период | По договорам залога автомототранспортных средств, сумма которых не превышает 1 млн. руб. |
По договорам залога автомототранспорт- ных средств, сумма которых превышает 1 млн. руб. |
Размер государс- твенной пошлины (тыс. руб.) |
|||
количест- во |
сумма, тыс. руб. |
размер государст- венной пошлины (0,1% от суммы договора) (тыс. руб.) |
количест- во |
размер государс- твенной пошлины (1 тыс. р уб.) (тыс. руб.) |
||
2003 год | 1690 | 338662,3 | 338,7 | 161 | 161,0 | 499,7 |
2004 год | 5270 | 1283721,6 | 1283,7 | 390 | 390,0 | 1673,7 |
7 месяцев 2005 года |
4670 | 1091497,6 | 1091,5 | 154 | 154,0 | 1245,5 |
прогноз 2005 года |
8006 | 1871205,5 | 1871,2 | 264 | 264,0 | 2135,2 |
Итого | 5 554,1 |
Таким образом, сумма средств, недополученных федеральным бюджетом в 2003 году, составляет порядка 500 тыс. руб., в 2004 году - более 1,6 млн. руб., за 7 месяцев 2005 года - более 1,2 млн. руб. С учетом сложившейся положительной динамики прогноз по итогам 2005 года - 1,9 млн. руб.
Обязанности органов внутренних дел по ведению реестра потребуют дополнительных трудовых затрат (по одному оператору в пяти крупнейших районах области), приобретения компьютеров и оргтехники, программного обеспечения.
Статьи расходов | Количес- тво |
Цена (тыс. руб.) |
Сумма (тыс. руб.) |
Приобретение компьютера, монитора, принтера |
5 | 20,0 | 100,0 |
Приобретение программного обеспечения |
1 | 60,0 | 60,0 |
Оплата труда оператора | 5 | 150,0 (в год) | 750,0 |
Итого | 910,0 |
Учитывая выборочный характер информации о количестве договоров залога транспортных средств по Саратовской области, можно прогнозировать увеличение поступлений в федеральный бюджет в размере более 1 млн. руб. Так как Саратовская область занимает среднестатистическое положение по основным показателям социально-экономического развития, можно прогнозировать аналогичное соотношение доходов и расходов, связанных с принятием данного законопроекта, по всем регионам Российской Федерации.
Кроме того, принятие представленного проекта федерального закона расширит доступ предпринимателей к финансово-кредитным ресурсам, будет способствовать активизации предпринимательской деятельности и, как следствие, приведет к дополнительным налоговым поступлениям в бюджеты всех уровней.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 339 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие данного законопроекта не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.