Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 9 июня 2006 г. N вн 2.2-1/1916
по проекту федерального закона N 286757-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", внесенному депутатом Государственной Думы В.В. Свиридовым
(первое чтение)
Правовое управление Аппарата Государственной Думы, рассмотрев указанный законопроект, сообщает следующее.
Проектом предлагается освободить от обложения налогом "а доходы физических лиц доходы учащихся очной формы обучения общеобразовательных учреждений, высших, средних и начальных профессиональных образовательных учреждений, а также аспирантов, учебных ординаторов и интернов, получаемые ими, в том числе, в связи с учебно-производственным процессом, а также за работы, выполняемые в период каникул. Полагаем, что указанные положения необходимо уточнить по следующим причинам.
В соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (далее - Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании") интернатура является первичной годичной послевузовской подготовкой для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, и окончание которой является основанием для занятия определенной должности в государственной или муниципальной организации. Согласно пункту 8 Положения об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденного приказом от 20 января 1982 года N 44 Министерства здравоохранения СССР, зачисление выпускника образовательного учреждения высшего профессионального образования (медицинского или фармацевтического образования) в интернатуру осуществляется с одновременным изданием приказа о зачислении его на врачебную должность учреждения здравоохранения (должность врача-интерна по соответствующей специализации).
Таким образом, интерны состоят в трудовых отношениях, им оформляется трудовая книжка, предоставляются отпуска согласно трудовому законодательству, (а не каникулы, как это указывается в законопроекте), производится начисление заработной платы за счет средств учреждения здравоохранения, поэтому оснований для освобождения получаемых ими доходов от налогообложения не имеется, поскольку эти доходы не являются доходами, получаемыми в связи с учебно-производственным процессом.
Кроме того, некоторые категории лиц, указанные в проекте (в частности, аспиранты), как правило, совмещают учебу с работой, не связанной с учебно-производственным процессом, на всем его протяжении, а не только во время каникул. Подобное совмещение предусмотрено положениями Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 19 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" лица, обучающиеся в аспирантуре по очной форме обучения за счет средств бюджета, пользуются ежегодно каникулами продолжительностью два месяца.
Согласно статье 216 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год.
В соответствии положениями статьи 226 Налогового кодекса российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, являющиеся налоговыми агентами, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.
Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка в размере 13 процентов, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Таким образом, при реализации проекта доход лиц, обучающихся в аспирантуре и одновременно работающих на постоянной основе по трудовому договору, полученный ими в период каникул, не будет подлежать налогообложению. Следовательно, указанные лица будут находиться в лучшем положении, по сравнению с другими лицами, работающими на постоянной основе, но не обучающимися в аспирантуре. В связи с изложенным полагаем, что положения абзаца 6 статьи 1 проекта не соответствуют концепции проекта и нуждаются в уточнении.
В проекте с целью унификации терминологии следует слова "а также аспирантами, учебными ординаторами и интернами" заменить словами "обучающихся в аспирантуре, ординатуре или интернатуре при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии", что будет соответствовать положениям статьи 25 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" и статьям 11, 18 и 19 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Также по законопроекту имеются следующие замечания юридико-технического характера.
1. Наименование законопроекта необходимо оформить следующим образом:
О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации
Строки, следующие после наименования законопроекта необходимо снять.
2. Текст законопроекта необходимо оформить следующим образом:
Статья 1
Внести в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 1, ст. 18; N 23, ст. 2289; N 33, ст. 3413; 2002, N 30, ст. 3021; 2003, N 21, ст. 1958; 2004, N 27, ст. 2715; N 34, ст. 3518; 2005, N 1, ст. 30, 38; N 27, ст. 2710, 2717; N 30, ст. 3104) изменение, дополнив ее пунктом 34 следующего содержания:
"34) суммы.................................................................... .ими:
в связи.....................процессом;
за работы..................кормов;
за работы..................каникул.".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Заместитель начальника |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.