Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам и природопользованию от 19 октября 2006 г.
на проект федерального закона N 312719-4 "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации", внесенный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 23 июня 2006 года
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию рассмотрел в проекте федерального закона N 312719-4 "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации", внесенный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 23 июня 2006 года и отмечает следующее.
В законопроекте предлагается внесение изменений в Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ в части ограничения размеров прудов и обводненных карьеров, которые находятся в собственности граждан и юридических лиц, а также ограничения прав пользования такими водными объектами.
В пунктах 1 и 3 законопроекта органам государственной власти субъекта Российской Федерации предоставляется право устанавливать предельные размеры прудов и обводненных карьеров, которые могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также собственности физических и юридических лиц находятся пруды и обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего этим лицам на праве собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ собственник земельного участка имеет право в установленном порядке использовать для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды и обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также строить пруды в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации водный объект состоит из поверхностных вод и покрытых ими земель.
В связи с вышеизложенным возникает неопределенность с правом собственности на землю, в случае строительства гражданами и юридическими лицами прудов, превышающих предлагаемые предельные размеры. Например, у кого возникает право собственности на часть земельного участка, на которой расположен пруд или обводненный карьер, площадь которого больше разрешенной?
Одним из основополагающих положений Водного кодекса Российской Федерации является единство форм собственности на водный объект и земельный участок, на котором он расположен.
Подпунктом "б" пункта 1 законопроекта предлагается дополнить статью 8 Водного кодекса Российской Федерации частью 4.1, которая предусматривает, что пруды и обводненные карьеры, находящиеся на момент вступления в силу Водного кодекса Российской Федерации в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности не могут отчуждаться в собственность граждан и юридических лиц.
Так как в настоящее время все водные объекты находятся в федеральной собственности, то в собственность физических и юридических лиц не может быть передан ни один пруд или обводненный карьер.
Такая норма противоречит части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации, в которой установлено многообразие форм собственности на такие водные объекты.
Подпункт "б" пункта 1 законопроекта запрещает отчуждение в собственность граждан и юридических лиц прудов и обводненных карьеров, находящихся в государственной собственности, которые используются для питьевого водоснабжения.
При этом авторами не учитывается, что в соответствии:
- со статьями 18 и 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения устанавливаются зоны и округа санитарной охраны, а также определяются требования к качеству водных ресурсов.
- с указанным Федеральным законом Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации утверждены санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" (САНПИИН 2.1.4.1110-02), которые определяют меры, обеспечивающие защиту источников питьевого водоснабжения;
- с пунктом 2.3.1.1. указанных правил источниками питьевого водоснабжения из числа водоемов могут быть только водохранилища и озера.
Таким образом, объявление запрета на отчуждение в собственность физического или юридического лица прудов и обводненных карьеров, являющихся источниками питьевого водоснабжения нецелесообразно, так как они таковыми являться не могут.
Как уже отмечалось выше в соответствии со статьей 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник пруда или обводненного карьера может использовать его для собственных нужд в установленном порядке. Такой порядок определяется статьями 8, 9, 39, 42, 55 Водного кодекса Российской Федерации.
Так как пруд можно рассматривать как гидротехническое сооружение, то к нему применяется пункт 10 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, который относит к землям, ограниченным в обороте, земельные участки, расположенные под гидротехническими сооружениями. Такие ограничения оборота предусмотрены статьей 8 Водного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации "владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц собственник может распоряжаться своей собственностью свободно, если это не нарушает прав и законных интересов иных лиц."
Таким образом пункты 1 и 3 рассматриваемого законопроекта вступают в противоречие с нормами земельного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Пункт 2 законопроекта не допускает передачу прав и обязанностей по договору водопользования для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Авторы обосновывают эту норму опасением повышения тарифов на воду для жителей городов и населенных пунктов.
В этом случае не учитывается, что гражданское законодательство допускает оборот гидротехнических и иных сооружений, образующих систему питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Оборот права водопользования зависит от оборота таких сооружений.
В условиях развития рыночных отношений допускается изменение собственника гидротехнических сооружений и, вслед за этим, переход права водопользования. В этих условиях предлагаемая норма не выполнит задачу, возлагаемую на нее авторами законопроекта и будет препятствовать эффективной эксплуатации гидротехнических сооружений.
Следует рассмотреть иные способы получения прав и обязанностей по договору водопользования без его переоформления и определить, когда допускается передача прав водопользования.
На законопроект из субъектов Российской Федерации поступили 52 отзыва, из них 4 субъекта Российской Федерации поддерживают законопроект.
В соответствии с изложенным Комитет считает возможным принять проект федерального закона N 312719-4 "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации", внесенный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению с учетом высказанных замечаний.
Председатель |
Н.В. Комарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.