Заключение Общественной палаты Российской Федерации от 28 ноября 2006 г.
на проект федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (в части обеспечения доступности высшего профессионального образования для граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, а также в части обеспечения доступности среднего профессионального и высшего профессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет)"
Досье на проект федерального закона
Содержание законопроекта
Законопроект, внесенный в Государственную Думу распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2006 г. N 1025-р и принятый в первом чтении 20 октября 2006 г. (420 голосов "за") направлен на:
1) обеспечение доступности высшего образования для лиц, добросовестно отслуживших не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных воинских формированиях*(1) на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "в" и "г" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2 и пунктом 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе";
2) приведение Закона Российской Федерации "Об образовании" и Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в соответствие с абзацем вторым пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", по которому с мая 2004 г. военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения. При этом они пользуются правом внеконкурсного поступления в указанные образовательные учреждения при условии получения положительных оценок на вступительных экзаменах*(2).
По законопроекту лицам, добросовестно отслужившим не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных воинских формированиях на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по не компрометирующим основаниям, предоставляются следующие преференции:
а) право приема вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний в государственные и муниципальные высшие учебные заведения;
б) право на получение стипендии в размере, установленном для студентов федеральных государственных высших учебных заведений, повышенном на пятьдесят процентов, при очной форме обучения в вузе;
в) право на подготовку к сдаче вступительных испытаний на подготовительных отделениях федеральных государственных высших учебных заведений, определенных Правительством Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд*(3). При этом:
- прием на указанные подготовительные отделения осуществляется при наличии документов об образовании, необходимых для обучения по программам высшего профессионального образования в высших учебных заведениях;
- если указанные граждане обучаются на подготовительных отделениях впервые после окончания военной службы по контракту, то обучение осуществляется за счет средств федерального бюджета;
г) право на получение стипендии в размере, установленном для студентов федеральных государственных высших учебных заведений, повышенном на пятьдесят процентов, - при очной форме обучения на подготовительном отделении вуза.
Предполагается, что закон вступит в силу со дня его официального опубликования и будет иметь обратную силу.
Замечания и предложения ко второму чтению
1. Общественная палата считает, что предусмотренный законопроектом размер стипендий, устанавливаемых студентам федеральных государственных вузов и слушателям подготовительных отделений указанных вузов из числа лиц, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин, и уволенных с военной службы по не компрометирующим основаниям, при их очном обучении за счет средств федерального бюджета, недопустимо низок.
Законопроект предусматривает, что названные студенты и слушатели обеспечиваются стипендиями в размере, установленном абзацем первым пункта 3 статьи 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" для студентов федеральных государственных высших учебных заведений, обучающихся по очной форме обучения, повышенном на пятьдесят процентов (пункты 2 и 3 статьи 2 законопроекта). В настоящее время размер стипендии, установленный пунктом 3 статьи 16 указанного Федерального закона, составляет 600 рублей в месяц*(4). При этом студентам-инвалидам I и II групп, сиротам, а также детям, оставшимся без попечения родителей, - размер стипендии увеличивается на пятьдесят процентов. Таким образом, по сути, законопроект предлагает приравнять по стипендиальному обеспечению студентов и слушателей из числа лиц бывших военнослужащих-контрактников к студентам-инвалидам I и II групп и другим социально незащищенным категориям студентов.
Предлагаемое законопроектом решение в части стипендиального обеспечения не будет способствовать повышению привлекательности для молодежи военной службы по контракту на должностях рядового и сержантского состава в расчете на получение социального пакета контрактника в сфере образования, поскольку стипендия в размере 900 рублей в месяц составляет всего около одной трети прожиточного минимума*(5). При этом стипендии слушателей подготовительных отделений не подпадают под действие статьи 217 Налогового кодекса РФ, т.е. не освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц.
Для достижения стоящих перед законопроектом целей необходимо по меньшей мере:
а) установить стипендии для студентов федеральных государственных вузов и слушателей подготовительных отделений из числа бывших военнослужащих-контрактников в размере, сопоставимом с прожиточным минимумом, - не менее 3000 рублей в месяц (при очной форме обучения) и внести соответствующие изменения в пункты 2 и 3 статьи 2 законопроекта N 324226-4;
б) дополнить пункт 11 статьи 217 Налогового кодекса РФ указанием на то, что стипендии слушателей подготовительных отделений федеральных государственных высших учебных заведений из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "г" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2 и пунктом 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
2. Законопроект предусматривает, что подготовка бывших военнослужащих- контрактников к сдаче вступительных испытаний "осуществляется на подготовительных отделениях федеральных государственных высших учебных заведений, определенных Правительством Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд" (подпункт "б" пункта 1 статьи 2). Фактически это означает размещение заказа на конкурсной основе. Но конкурс может не состояться, в том числе из-за невысокой заинтересованности вузов. К тому же проведение конкурса требует дополнительных финансовых затрат и времени. Вузы - победители конкурса могут быть неравномерно распределены по территории страны.
Общественная палата считает, что более эффективным может быть использование следующего механизма. Практически все федеральные государственные вузы имеют подготовительные отделения (курсы, факультеты довузовской подготовки), действующие на коммерческой основе. Правительство Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 статьи 2 законопроекта определяет перечень таких вузов с учетом конкретных условий подготовки (в том числе наличия мест в общежитии). Бывшему военнослужащему-контрактнику, имеющему право на обучение на подготовительном отделении, выдается именной сертификат, который он вправе предъявить в любой вуз, включенный в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень. Финансовое наполнение сертификата ежегодно устанавливается Правительством Российской Федерации. Погашение сертификата осуществляется из средств федерального бюджета, выделенных на эти цели. Помимо лучшего обеспечения прав и законных интересов воинов, добросовестно выполнивших условия контракта, предлагаемая система включает в себя меры контроля, препятствующие повторному обучению на подготовительном отделении за бюджетный счет.
3. Общественная палата обращает внимание Государственной Думы на то, что реализация мер, предусмотренных законопроектом N 324226-4, может столкнуться с рядом трудностей, связанных с тем, что:
а) расчеты финансово-экономического обоснования законопроекта проведены исходя из контингента 3000 человек ежегодно, начиная с 2006 года. По оценке экспертов эта цифра занижена в несколько раз;
б) законопроект не содержит ответа на вопрос, какими документами будут удостоверяться права бывших военнослужащих-контрактников (военный билет, справка установленного образца) и не уполномочивает какой-либо федеральный орган исполнительной власти решать этот и другие процедурные вопросы.
4. В действующей редакции абзац второй пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" устанавливает, что "военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения. При этом они пользуются правом внеконкурсного поступления в указанные образовательные учреждения при условии получения положительных оценок на вступительных экзаменах".
Законопроект N 324226-4 предлагает изложить приведенную норму в следующей редакции: "Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение в гражданских государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета, с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме. При этом они пользуются правом внеконкурсного поступления в указанные образовательные учреждения при условии получения положительных оценок на вступительных испытаниях" (пункт 1 статьи 3).
Таким образом, военнослужащие - не офицеры, продолжающие службу по контракту, лишаются права обучаться на подготовительных отделениях (курсах) образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Общественная палата считает, что данной категории военнослужащих должно быть предоставлено право на обучение на подготовительных отделениях (курсах) гражданских федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования за счет средств федерального бюджета и предлагает внести соответствующие изменения в пункт 1 статьи 3 законопроекта N 324226-4.
______________________________
*(1) Согласно пояснительной записке к законопроекту имеются в виду пограничные войска, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, войска гражданской обороны, инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, Служба внешней разведки Российской Федерации, органы Федеральной службы безопасности, федеральные органы специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинские подразделениях# Государственной противопожарной службы МЧС России.
*(2) Данная норма введена Федеральным законом от 26 апреля 2004 г.N 29-ФЗ. Правила обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования на подготовительных отделениях(курсах) указанных образовательных учреждений утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. N 78.
*(3) Федеральный закон от 13 декабря 1994 года N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (с последующими изменениями); Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с последующими изменениями).
*(4) Проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" предусмотрено повышение размера стипендии до 900 рублей в месяц с 1 сентября 2007 г.
*(5) В пояснительной записке к законопроекту говорится, что предлагаемый размер стипендии преследует исключение случаев "не продления военнослужащими, отслужившими 3 года, контрактов о прохождении военной службы", для чего "стипендия установлена в размере, не превышающем средний месячный оклад денежного содержания указанной категории военнослужащих, который по расчетам Минобороны России составляет 2080,7 рублей". Однако этот довод не выдерживает критики. Стимулом к перезаключению контракта, по нашему мнению, могут и должны служить улучшение условий службы, повышение денежного довольствия, участие в накопительно-ипотечной системе обеспечения жильем и тому подобные меры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.