Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам федерации и региональной политике от 16 ноября 2006 г. N 3.19 - к N 75/1
на проект федерального конституционного закона N 358176-4 "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа", внесенный Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального конституционного закона
Законопроект подготовлен в соответствии со статьями 5, 10 - 13 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" и предусматривает обеспечение согласованности и системности законодательных норм в отношении статуса органов государственной власти нового субъекта Российской Федерации, их взаимодействия с федеральными органами государственной власти, распределения полномочий между ними, регулирования бюджетных и финансовых отношений.
Рассматриваемый законопроект в основном соответствует требованиям, предъявляемым к проекту федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, перечисленным в статье 12 указанного Федерального конституционного закона. В то же время, в некоторых своих положениях законопроект не согласуется с отдельными нормами действующих федеральных законов и содержит юридико-технические неточности.
Замечания по законопроекту для удобства восприятия расположены по порядку нумерации его статей.
1. Статья 1
В соответствии со статьей 11 Федерального конституционного закона "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" поддержка Президентом Российской Федерации инициативы образования нового субъекта является основанием для проведения референдума по вопросу объединения, а не основанием образования нового субъекта Российской Федерации, как это предложено в пункте 2 части 3 данной статьи.
2. Статья 7
В части 1 вводится временное наименование законодательного (представительного) органа государственной власти нового субъекта Российской Федерации. Исходя из сложившейся юридико-технической практики необходимо исключить слово "также" и изложить в следующей редакции "далее - Законодательное Собрание нового субъекта Российской Федерации".
3. Статья 8
Части 2 и 3 нуждаются в терминологической и юридической корректировке. Необходимо говорить о прекращении (а не о сокращении) срока полномочий.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение о выражении недоверия высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), об освобождении отдельных должностных лиц субъекта Российской Федерации оформляется постановлением, а не законом, как это предложено в пункте 2 части 6 настоящей статьи.
Поскольку в части 1 статьи 7 уже введено временное наименование законодательного (представительного) органа государственной власти нового субъекта Российской Федерации - "Законодательное Собрание нового субъекта Российской Федерации" необходимо употреблять его в дальнейшем по всему тексту законопроекта, в том числе и в части 7 данной статьи.
В части 9 для устранения возможных правовых коллизий целесообразно уточнить, что понимается под определением "в границах Иркутской области" - включается в это понятие только территория Иркутской области или также территория Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
4. Статья 10
Необходимо отметить, что понятие "законодательство Российской Федерации" включает в себя как федеральное законодательство, так и законодательство субъектов Российской Федерации (в том числе законодательство Иркутской области, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и нового субъекта Российской Федерации). Поэтому необходимо скорректировать часть 1, а также часть 5 данной статьи.
В части 2 вводится временное наименование высшего должностного лица нового субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти нового субъекта Российской Федерации). Исходя из сложившейся юридико-технической практики необходимо исключить слово "также" и изложить в следующей редакции "далее - первый губернатор нового субъекта Российской Федерации".
Части 3 и 4 нуждаются в терминологической и юридической корректировке. Необходимо говорить о прекращении (а не о сокращении) полномочий. Также слова "срок полномочий" необходимо заменить словом "полномочия".
Поскольку в части 2 данной статьи уже введено временное наименование высшего должностного лица нового субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти нового субъекта Российской Федерации) - "первый губернатор нового субъекта Российской Федерации" необходимо употреблять его в дальнейшем по всему тексту законопроекта, в том числе и в частях 6 и 7.
В части 1 настоящей статьи говорится о губернаторе Иркутской области и главе администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Однако, в части 8 в отношении тех же лиц употребляется уже другое наименование - высшие должностные лица Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (руководители высших исполнительных органов государственной власти Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа). Для устранения правовой неопределенности полагаем, что более целесообразно унифицировать терминологию и по всему тексту законопроекта употреблять наименования "губернатор Иркутской области" и "глава администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа".
5. Статья 11
Поскольку понятие "законодательство Российской Федерации" включает в себя как федеральное законодательство, так и законодательство субъектов Российской Федерации (в том числе законодательство нового субъекта Российской Федерации), необходимо скорректировать часть 3 данной статьи.
6. Статья 12
Часть 4 нуждается в терминологической корректировке - необходимо говорить о прекращении (а не о сокращении) срока полномочий членов Совета Федерации.
7. Статья 18
Часть 4 не корректно сформулирована и нуждается в терминологической и юридической корректировке. Вызывает сомнение возможность участия органов государственной власти Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в принятии законов и иных нормативных правовых актов Иркутской области, а также возможность распространения действия указанных актов и на территорию Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Может возникнуть правовая неопределенность: в случае противоречия между законом или иным нормативным актом Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и законом или иным нормативным актом Иркутской области, регулирующим аналогичные вопросы - какой из нормативных правовых актов будет действовать на территории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
Высказанные замечания и предложения могут быть учтены при дальнейшей работе над законопроектом.
С учетом вышеизложенного, рассматриваемый законопроект может быть рекомендован Комитетом Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике для одобрения Государственной Думой в первом чтении.
Первый заместитель |
В.А. Жидких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.