Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 17 ноября 2006 г. N вн.2.2-1/3932
по проекту федерального конституционного закона N 358176-4 "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа", внесенному Президентом Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального конституционного закона
1. В части 3 статьи 1 законопроекта в качестве одного из оснований образования нового субъекта Российской Федерации названа поддержка Президентом Российской Федерации инициативы образования нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Вместе с тем, исходя из смысла части 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российской Федерации и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон) поддержка Президентом Российской Федерации инициативы заинтересованных субъектов Российской Федерации имеет значение и необходима исключительно для вынесения вопроса об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации, таким образом она является промежуточным звеном между инициативой образования новою субъекта и указанными референдумами и вряд ли может выступать в качестве самостоятельного основания образования нового субъекта Российской Федерации. В связи с вышеизложенным предлагаем пункт 2 части 3 статьи 1 из законопроекта исключить.
2. В части 2 статьи 8 проекта говорится о том, что "срок полномочий Законодательного собрания Иркутской области сокращается до дня завершения формирования Законодательного Собрания нового субъекта Российской Федерации первого созыва в правомочном составе". При этом следует иметь в виду, что поскольку Иркутская область прекращает существование в качестве субъекта Российской Федерации с 1 января 2008 года, с этого же дня прекратит осуществление полномочий и законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Вместе с тем, частью 1 данной статьи на Законодательное собрание Иркутской области возложено осуществление полномочий Законодательного Собрания нового субъекта Российской Федерации до дня завершения формирования Законодательного Собрания нового субъекта Российской Федерации первого созыва в правомочном составе. Таким образом, следует вести речь не о сокращении срока полномочий, а о продлении полномочий Законодательного собрания Иркутской области.
Аналогичное замечание относится и к части 3 статьи 10 проекта в отношении полномочий губернатора Иркутской области.
Что касается полномочий Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (часть 3 статьи 8 проекта) и главы администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (часть 4 статьи 10 проекта), то в данном случае следует использовать термин "прекращается", поскольку за пределами срока прекращения существования субъектов Российской Федерации - 1 января 2008 года ни на указанный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (представительный) орган, ни на указанное лицо не возлагается осуществление каких-либо полномочий.
3. В пункте 2 части 9 статьи 8 проекта говорится о том, что на депутатов Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, осуществляющих депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, не распространяется требование о запрете совмещать выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях в границах Иркутской области. При этом не ясно почему указанная норма не распространяется на названных лиц, занимающих должности в муниципальных образованиях в границах Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
4. Нуждается в доработке часть 4 статьи 14 проекта: в первом предложении говорится, что порядок составления и утверждения бюджета нового субъекта Российской Федерации на 2008 год определяется соглашением между законодательными и исполнительными органами Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, а во втором предложении этой же части говорится об "указанном законе". В этой связи необходимо согласовать содержащиеся в части 4 статьи 14 термины "соглашение" и "указанный закон".
Обращаем внимание на часть 1 статьи 15 проекта, согласно которой дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации для Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа на 2007 год рассчитываются раздельно по каждому указанному субъекту, но зачисляются эти дотации в бюджет одного субъекта Российской Федерации - в бюджет Иркутской области. Данное положение не согласуется с пунктом 1 статьи Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающим, что средства указанного фонда распределяются между субъектами Российской Федерации.
Нуждается в доработке часть 3 статьи 15 законопроекта в отношении средств "предоставляемых из федерального бюджета в качестве дотаций на оказание финансовой помощи", учитывая, что такого вида дотаций бюджетным законодательством не предусмотрено. Полагаем, что в рассматриваемом положении законопроекта следует либо говорить о финансовой помощи, предоставляемой из федерального бюджета (и тогда действие положения будет распространяться на различные виды дотаций и субсидий), либо назвать ее конкретные формы.
5. Во избежание неоднозначного толкования, а также в целях согласованности частей 1 и 2 статьи 16 рекомендуем в части 2 указанной статьи проекта после слов "порядок создания и деятельности" дополнить словами "вновь создаваемых".
6. Часть 2 статьи 17 проекта предусматривает возможность образования в новом субъекте Российской Федерации постоянной сессии Иркутского областного суда в административно-территориальной единице с особым статусом. Между тем законодательство Российской Федерации о судоустройстве не предусматривает такой организационной формы и порядка деятельности федеральных судов общей юрисдикции, и, в частности, областных судов, как постоянные сессии, дислоцированные вне места постоянного пребывания областного суда. В этой связи использование такой терминологии в федеральном конституционном законе, не относящемся к сфере законодательства о судоустройстве, вряд ли правомерно.
7. Частью 4 статьи 18 проекта предусматривается возможность принятия органами государственной власти Иркутской области законов и иных нормативных правовых актов Иркутской области с участием органов государственной власти Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Данное положение нуждается в дополнительном обсуждении с учетом конституционных норм о том, что: субъекты Российской Федерации равноправны (часть 1 статьи 5 Конституции Российской Федерации); субъекты Российской Федерации имеют свое законодательство (часть 2 статьи 5 Конституции Российской Федерации); государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (часть 2 статьи 11 Конституции Российской Федерации).
8. Замечания юридико-технического и лингвистического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.