Приказ ВЭК РФ от 6 мая 1999 г. N 88
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 11 февраля 1999 года N 155 "О единой системе экспертной оценки количества и качества экспортируемых товаров" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Положение о допуске российских и иностранных инспекционных организаций в Единую систему экспертной оценки количества и качества экспортируемых товаров и Положение о порядке проведения экспертной оценки количества и качества товаров, экспортируемых из Российской Федерации.
2. Экспертно-инспекционному Управлению (Болховитин С.Н.) довести Положения до сведения территориальных органов ВЭК России, членов Межведомственного совета по координации деятельности в области экспертной оценки количества и качества экспортируемых товаров и инспекционных организаций, получивших допуск в Единую систему.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Руководителя Рогаля И.М.
Руководитель |
В.Л. Малькевич |
Положение
о допуске российских и иностранных инспекционных организаций в Единую систему экспертной оценки количества и качества экспортируемых товаров
(утв. приказом ВЭК РФ от 6 мая 1999 г. N 88)
1. Настоящее Положение определяет порядок допуска российских и иностранных инспекционных организаций в Единую систему экспертной оценки количества и качества экспортируемых из Российской Федерации товаров (далее Единая система).
Положение регламентирует основные требования, предъявляемые к инспекционным организациям, процедуру допуска этих организаций к работе в Единой системе и их ответственность за соблюдение условий работы в Единой системе.
2. Российские и иностранные инспекционные организации, желающие получить допуск в Единую систему, направляют в Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю (ВЭК России) по адресу: 103450, г. Москва, ул.Мясницкая, д.39, корп."А" письменное заявление об этом. Заявление адресуется на имя Руководителя Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю.
3. В заявлении о допуске к работе в Единой системе должно содержаться:
- полное и краткое официальное наименование организации, ее юридический и фактический адрес, коды ИНН, ОКПО либо другие идентификационные коды, соответствующие российским и международным нормативным требованиям;
- информация об организационной структуре организации, полномочиях руководителя и его правоотношениях с учредителями, статусе всех подразделений, численности и специализации экспертов и их квалификационном уровне, об опыте работы организации по экспертной оценке конкретных групп товаров по ТН ВЭД, по которым организация планирует проведение экспертной оценки в рамках Единой системы;
- информация о филиалах, представительствах в Российской Федерации и за рубежом, а при их отсутствии - о налаженных партнерских отношениях с зарубежными организациями, обеспечивающих взаимное признание результатов экспертиз;
- обязательство инспекционной организации представлять в ВЭК России информацию по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 1999 г. N 155;
- информация о финансовых возможностях инспекционной организации для возмещения экспортерам возможных потерь от недостоверности экспертизы или непризнания результатов экспертной оценки экспортированного товара.
4. К заявлению инспекционной организации прилагаются:
а) заверенные в установленном порядке копии:
- учредительных документов (устава, учредительного договора и протокола учредительного собрания) с изменениями и дополнениями;
- свидетельств о государственной регистрации организации, о членстве в российских, зарубежных и международных инспекционных организациях;
- свидетельств о специальностях и квалификации экспертов;
- аудиторских заключений о финансовых результатах деятельности за последние 2 финансовых года, справки ГНИ об отсутствии задолженности по платежам в федеральный и местные бюджеты;
б) справки и документы, содержащие сведения:
- о наличии специализированных подразделений, аккредитованных Госстандартом России лабораторий, осуществляющих экспертную оценку конкретных видов экспортируемых товаров в Российской Федерации и за рубежом, об их организационной и технической готовности к осуществлению работ по экспертной оценке количества и качества заявляемых экспортируемых товаров;
- о наличии или возможности создать систему обработки и передачи отчетных данных в электронном виде, либо о возможностях использования других систем обработки и передачи отчетной информации;
- о характере предоставляемых услуг, об ориентировочной стоимости экспертных работ, сроках их исполнения, условиях расчетов за них, гарантиях и отчетности;
в) Руководство по качеству и другие документы инспекционной организации и лабораторий, описывающее системы качества, метрологическое обеспечение лабораторий, квалификацию экспертов и соответствующее стандартам серии ИСО 9000/МЭК;
г) информация о соответствии инспекционной организации требованиям Соглашения по предотгрузочной инспекции Всемирной торговой организации;
д) документы или их копии, подтверждающие страхование профессиональной деятельности инспекционной организации (от страховой компании) и/или документы, подтверждающие финансовые возможности инспекционной организации для покрытия вероятных убытков, причиненных ненадлежащей экспертизой.
5. Заявитель должен располагать лабораторно-технической базой, собственной или сторонней, о которой представляет справку с описанием используемых технических возможностей, подтвержденную копиями документов об аккредитации и копиями договоров аренды либо подряда. При этом заявитель должен подтвердить, что принимает на себя ответственность за результаты работ, выполняемых силами и средствами сторонней организации.
6. При рассмотрении вопроса о допуске в Единую систему преимуществом пользуются инспекционные организации, у которых экспертиза товаров является основным видом деятельности, имеется аккредитованная Госстандартом России лабораторно-технической база, опыт экспертной работы с заявленными товарами более 1 года, действующая система обработки и передачи информации, международное признание и зарубежная инфраструктура, налажено взаимодействие с территориальными органами ВЭК России, ГТК России и Госстандарта России.
7. ВЭК России рассматривает заявление инспекционной организации с прилагаемыми документами в срок, не превышающий 30 дней с даты получения заявления.
В проведении предварительной экспертизы материалов заявки при необходимости и в пределах своей компетенции принимают участие члены рабочей группы Межведомственного совета, образованного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 1999 г. N 155.
При наличии замечаний по поступившим материалам ВЭК России в указанный срок письменно сообщает о них заявителю, а срок рассмотрения заявления продлевается на период, необходимый инспекционной организации для устранения указанных замечаний.
8. Если заявление и прилагаемые материалы отвечают всем требованиям, ВЭК России составляет заключение, которое представляется на обсуждение Межведомственного совета.
9. Межведомственный совет рассматривает заключение и рекомендует или не рекомендует ВЭК России предоставить данной инспекционной организации допуск для работы в Единой системе.
10. ВЭК России, с учетом рекомендации Межведомственного совета, принимает решение о предоставлении инспекционной организации допуска к работе в Единой системе или отказывает ей в допуске, о чем в течение 10 дней письменно информирует заявителя.
11. При положительном решении о включении организации в Единую систему ВЭК России направляет ей Типовой договор о допуске инспекционной организации к проведению экспертной оценки количества и качества экспортируемых товаров для рассмотрения, заполнения и подписания его претендентом на допуск.
См. Типовой договор о привлечении инспекционной организации к работе в Единой системе экспертной оценки количества и качества экспортируемых товаров, утвержденный приказом ВЭК РФ от 27 мая 1999 г. N 104
12. После согласования всех договорных условий ВЭК России заключает с указанной организацией Договор и выдает ей Свидетельство установленного образца, подписанное Руководителем ВЭК России и заверенное гербовой печатью.
Заключение вышеназванного Договора и выдача Свидетельства является юридическим основанием для полноправной работы инспекционной организации в Единой системе и выдачи инспекционных отчетов установленного образца.
13. Свидетельство о включении в Единую систему выдается уполномоченным лицом ВЭК России заявителю под роспись в журнале регистрации свидетельств.
Одновременно указанному лицу выдается один экземпляр подписанного сторонами Договора, указанного в п. 13 настоящего Положения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 11 настоящего Положения
14. Свидетельство и Договор действуют в течение 1 года. Действие Свидетельства и Договора может продлеваться ВЭК России на такой же срок при отсутствии нарушений условий Договора со стороны инспекционной организации и при положительных результатах ежегодных контрольных проверок инспекционной организации.
15. Решение об отказе инспекционной организации в допуске в Единую систему может быть принято прежде всего в случаях:
- недостоверности данных, содержащихся в материалах, представленных российской или иностранной организацией - заявителем в ВЭК России;
- отсутствия у заявителя технических возможностей для проведения экспертной оценки, а также современных средств обработки и передачи отчетной информации;
- отсутствия у заявителя соответствующих финансовых возможностей для покрытия вероятных убытков, причиненных ненадлежащей экспертизой, а также страхования профессиональных рисков в экспертной деятельности.
16. Контроль за соблюдением инспекционными организациями условий работы в Единой системе, других требований, предусмотренных Договором, заключенным с ВЭК России, и правил, предусмотренных действующим законодательством, осуществляет ВЭК России. Данная контрольная деятельность ведется Экспертно-инспекционным управлением центрального аппарата и территориальными органами ВЭК России
17. За невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязательств инспекционная организация может быть досрочно лишена допуска в Единую систему. Досрочное лишение допуска влечет аннулирование Свидетельства, выданного инспекционной организации ВЭК России, и прекращение действия вышеупомянутого Договора.
18. Решение о досрочном лишении инспекционной организации допуска в Единую систему принимает ВЭК России.
19. Мотивированное решение ВЭК России о досрочном лишении инспекционной организации допуска направляется инспекционной организации письмом за подписью Руководителя ВЭК России, скрепленным гербовой печатью, и с уведомлением о вручении адресату.
20. Досрочное лишение допуска отменяет право инспекционной организации проводить экспертную оценку количества и качества экспортируемых товаров в рамках Единой системы с момента получения ею указанного письма с уведомлением.
21. Информация об инспекционных организациях, включенных в Единую систему и исключенных из нее, доводится ВЭК России до сведения экспортеров, их вышестоящих органов и заинтересованных органов исполнительной власти. Указанная информация может освещаться в российских и зарубежных специальных и общих средствах массовой информации.
Согласовано:
Первый заместитель Министра |
Митрофанов И.Л. |
Заместитель Председателя |
Свиридов О.Н. |
Первый заместитель Министра |
Фонарева Н.Е. |
Первый заместитель Председателя |
Коровкин И.А. |
Положение
о порядке проведения экспертной оценки количества и качества товаров, экспортируемых из Российской Федерации
(утв. приказом ВЭК РФ от 6 мая 1999 г. N 88)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения экспертной оценки количества и качества товаров, экспортируемых из Российской Федерации, вводимый во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 11 февраля 1999 г. N 155.
1.2. Целью экспертной оценки товаров является обеспечение равноправного положения российских экспортеров на мировом рынке, своевременного и полного поступления валютной выручки и защиты других их законных интересов, а также предотвращения претензий по количеству и качеству российских товаров и повышения их конкурентоспособности.
1.3. Экспертная оценка количества и качества товаров может проводиться только независимыми инспекционными организациями, прошедшими аккредитацию Госстандартом России на техническую компетентность в области обеспечения единства измерений и допущенными Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю в Единую систему экспертной оценки количества и качества экспортируемых товаров (далее по тексту Единая система).
Порядок допуска инспекционных организаций в указанную Единую систему определяется Положением, утвержденным Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю по согласованию с Министерством торговли Российской Федерации, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии.
1.4. Экспертная оценка экспортируемых товаров проводится по заявкам российских экспортеров. Российские экспортеры заявляют экспертную оценку экспортируемых ими товаров в силу обязательности такой экспертизы, введенной действующим российским законодательством, либо на добровольной основе.
На территории Российской Федерации экспертная оценка количества и качества экспортируемых товаров, а также отбор образцов (проб), по которым проводится исследование, осуществляется до момента предъявления товаров таможенному органу для производства таможенного оформления и таможенного контроля.
1.5. Независимо от обязательности или добровольности экспертизы российский экспортер вправе на свое усмотрение привлечь к проведению экспертизы любую инспекционную организацию, получившую в установленном порядке допуск в Единую систему (далее Уполномоченная инспекционная организация).
1.6. Экспертная оценка количества и качества экспортируемых российских товаров должна осуществляться на уровне и с соблюдением условий, соответствующих международным нормам и правилам с учетом нормативных документов и действующего законодательства Российской Федерации.
1.7. Требования настоящего Положения являются обязательными и распространяются на все виды экспортируемых товаров, заявленных российскими экспортерами для проведения экспертизы по количеству и качеству.
1.8. Основанием для проведения заявленной экспертизы конкретного товара является договор, заключенный российским экспортером с Уполномоченной инспекционной организацией. Обязанность Уполномоченных инспекционных организаций заключать такие договоры и брать по ним ответственность за результаты экспертизы, а также нести бремя защиты экономических интересов экспортера, устанавливается Договором, заключаемым между каждой Уполномоченной инспекционной организацией и Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю в соответствии с Положением, упомянутым в п.1.3.
1.9. Заявитель обязан представить Уполномоченной инспекционной организации все материалы и документы, необходимые для проведения экспертизы.
2. Требования к Уполномоченным экспертным организациям
2.1. Уполномоченная инспекционная организация оказывает российским экспортерам услуги в пределах Договора о допуске данной инспекционной организации в Единую систему.
2.2. В случае, если для проведения экспертизы Уполномоченная инспекционная организация привлекает другие аккредитованные Госстандартом России инспекционные организации либо отдельных экспертов, ответственность за результаты экспертизы в полном объеме несет Уполномоченная инспекционная организация.
2.3. Уполномоченная инспекционная организация, вступающая в договорные отношения с экспортером-заявителем экспертизы (далее - Заявитель), обязана передать ему копии Свидетельства о допуске в Единую систему, Договора с Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю об условиях указанного допуска, а также проект договора на осуществление экспертизы и (или) других услуг, оказываемых в пределах компетенции Уполномоченной инспекционной организации.
2.4. В рамках Единой системы не допускается посредническая деятельность Уполномоченных инспекционных организаций.
2.5. Стоимость услуг по экспертной оценке количества и качества экспортируемого товара и порядок расчетов за них определяется Договором, заключаемым Уполномоченной инспекционной организацией с Заявителем экспертизы конкретного товара (товаров). Данным Договором определяются также сроки и место проведения экспертизы с учетом момента перехода права собственности на товар.
2.6. Заключая Договор, Уполномоченная инспекционная организация обязана включать в него условия об осуществлении силами и средствами Уполномоченной инспекционной организации страхования рисков, связанных с товаром, прошедшим экспертную оценку, и о защите других законных интересов экспортера.
2.7. При проведении экспертизы эксперт обязан руководствоваться международными требованиями к процедурам экспертной оценки, установленными Руководствами ИСО/МЭК и Eвропейскими стандартами, с учетом российских правовых и нормативных документов, действующих в этой области.
2.8. Результаты экспертизы Уполномоченная инспекционная организация фиксирует в Инспекционных отчетах по формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.99 г. N 155.
2.9. Инспекционный отчет, выданный Уполномоченной инспекционной организацией, подтверждает указанные в контракте или в товаросопроводительных документах количество и качество, а также фиксирует контрактную цену экспортируемого товара.
Инспекционный отчет принимается всеми государственными органами, осуществляющими контроль и надзор за экспортом продукции из Российской Федерации.
Инспекционный отчет о проверке экспортных грузов может быть использован в качестве исходного документа при оформлении товаросопроводительных документов.
Кроме того, Инспекционный отчет является официальным документом о вывозимом товаре для целей валютного контроля. При этом отсутствие Инспекционного отчета не является основанием для отказа в таможенном оформлении и выпуске товара в соответствии с заявленным таможенным режимом, кроме товаров, в отношении которых решением Правительства Российской Федерации введена обязательная экспертная оценка количества и качества.
Инспекционный отчет является обязательным документом, представляемым российскими экспортерами и другими участниками внешнеторговой деятельности в Министерство торговли Российской Федерации для рассмотрения заявлений о признании обоснованности несвоевременного либо неполного поступления валютных средств от экспорта товаров по причинам их качественных и количественных изменений. Отсутствие Инспекционного отчета является основанием для признания несвоевременного либо неполного поступления валютных средств от экспорта товаров необоснованным.
Если результаты экспертизы не подтверждают соответствие фактического количества и качества экспортируемого товара количеству и качеству, заявленному экспортером в контракте и/или товаросопроводительных документах, Инспекционный отчет не выдается. О таких фактах Уполномоченная инспекционная организация сообщает в ВЭК России.
3. Проведение экспертизы количества и качества товаров
3.1. Экспертная оценка количества и качества экспортируемого товара осуществляется для определения соответствия фактического количества и качества товара, предназначенного к отправке, либо прибывшего к получателю, количеству и качеству, указанному в контракте и/или в товаросопроводительных документах.
3.2. Экспертная оценка количества и качества экспортируемых товаров может осуществляться на этапах:
- формирования партии товара;
- погрузочных работ для отправки товара покупателю (заказчику, получателю);
- перегрузочных работ;
- приемки товара по прибытии его к покупателю (заказчику, получателю) или в иных случаях по требованию Заказчика.
3.3. Экспертиза проводится в присутствии не менее двух ответственных лиц: один - от заявителя и один - от грузоперевозчика. Эти ответственные лица подписывают констатирующую часть Инспекционного отчета.
3.4. По результатам экспертизы составляется Акт и Протокол испытаний количества и качества товара, который подписывается экспертом Уполномоченной инспекционной организации, проводившим проверку, и лицами, указанными в пункте 3.3.
Акт и Протокол испытаний являются обязательными первичными документами для оформления Инспекционного отчета и хранятся в Уполномоченной инспекционной организации в течение 3-х лет.
3.5. Экспертиза товара, как правило, должна вестись без перерыва. Если в связи с длительностью проверки или по каким-нибудь другим уважительным причинам работа была прервана, отправитель и (или) получатель обязан обеспечить сохранность продукции и создать возможность быстрейшего окончания экспертизы.
О перерыве в работе по экспертизе товара, его причинах, условиях хранения товара во время перерыва делается запись в Акте и Протоколе экспертизы.
3.6. При обнаружении несоответствия фактического количества или качества товара тому, которое указано в контракте и/или в товаросопроводительных документах, это отражается в Акте и Протоколе испытаний, оформляемом Уполномоченной инспекционной организацией.
3.7. В необходимых случаях для проведения экспертизы производится отбор образцов (проб), по которым проводятся испытания экспортируемого товара. Отбор образцов (проб) для испытаний выполняет эксперт Уполномоченной инспекционной организации. Количество отбираемых образцов (проб) и порядок отбора определяется с учетом требований, установленных в методиках проведения испытаний или в иных документах, регламентирующих отбор образцов. Отобранные образцы (пробы) должны быть упакованы и опломбированы экспертом в присутствии представителя Заявителя.
По результатам отбора составляется Акт, который подписывается экспертом и представителем Заявителя.
В Акте отбора образцов (проб) должно быть указано:
- наименование уполномоченной инспекционной организации;
- наименование заказчика;
- наименование товара и его описание, код ТН ВЭД СНГ, идентификационные метки и документы;
- наименование изготовителя товара и его адрес;
- ссылка на нормативные документы, которыми установлена процедура отбора образцов (проб);
- количество отобранных образцов (объем пробы);
- фамилия, паспортные данные и подписи эксперта и представителя Заявителя.
3.8. Испытания отобранных образцов товара проводятся в лабораториях, аккредитованных Госстандартом России.
По результатам испытания взятых образцов (проб) составляется Протокол испытаний образцов товара на соответствие требованиям контракта и/или товаросопроводительных документов.
3.9. При экспертизе количества товара Уполномоченная инспекционная организация проверяет:
- строгое соблюдение правил упаковки и затаривания продукции, маркировки и опломбирования отдельных мест;
- точное количество отгруженной продукции (вес, количество мест: ящиков, связок, кип, пачек и т.д.);
- содержание каждого тарного места, в соответствии со стандартами, техническими условиями, особыми условиями поставки, иными обязательными правилами или договором, упаковочным ярлыком, кипной картой и т.п., свидетельствующими о наименовании и количестве продукции, находящейся в данном тарном месте.
Экспертиза количества товара осуществляется в присутствии представителя Заявителя (и/или получателя, при необходимости - грузоперевозчика), полномочия которого должны быть подтверждены доверенностью, оформленной надлежащим образом.
По результатам экспертизы количества составляется Акт.
3.10. Экспертная оценка количества товара осуществляется на основании международных, международнопризнанных и российских правовых и нормативных документов, в том числе:
- Гражданского кодекса Российской Федерации;
- Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений";
- "Порядка осуществления государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций" (принят постановлением Госстандарта России от 08.02.94 г. N 8 и зарегистрирован Минюстом России 09.12.94 г. N 740);
- "Порядка осуществления государственного метрологического надзора за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже" (принят постановлением Госстандарта России от 08.02.94 г. N 8 и зарегистрирован Минюстом России 09.12.94 г. N 739) и других нормативных документов.
3.11. При экспертизе качества товара определяется соответствие характеристик и свойств товара требованиям и нормам, установленным для этого товара в контракте и/или в товаросопроводительных документах и документах на его поставку.
По результатам экспертизы качества составляется Протокол испытаний.
3.12. При экспертной оценке качества товара, по согласованию с Заявителем может осуществляться дополнительная экспертиза:
- условий хранения товара у поставщика (экспортера);
- условий выполнения погрузочно-разгрузочных работ;
- условий транспортировки товара;
- другие условия, которые могут повлиять на качество товара.
3.13. На основании данных, содержащихся в Акте и в Протоколах испытаний и в результате других экспертных (проверочных) действий, Уполномоченная инспекционная организация оформляет Инспекционный отчет.
3.14. Инспекционный отчет, оформленный в установленном порядке, передается Заявителю в необходимом количестве экземпляров, а кроме того по требованию Заявителя может передаваться законному представителю покупателя. Кроме того, Инспекционный отчет Уполномоченная инспекционная организация направляет в ВЭК России для осуществления контроля, предусмотренного действующим законодательством.
См. Инструкцию по подготовке и пересылке инспекционными организациями отчетных документов по экспертной оценке количества и качества экспортируемых товаров, утвержденную приказом ВЭК РФ от 27 мая 1999 г. N 104
Согласовано:
Первый заместитель |
Митрофанов И.Л. |
Заместитель Председателя |
Каульбарс А.А. |
Первый заместитель Председателя |
Коровкин И.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ ВЭК РФ от 6 мая 1999 г. N 88
Текст приказа официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ ВЭК РФ от 13 апреля 2000 г. N 44