Приложение
Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 26 апреля 1997 г. N 501)
13 августа 1998 г.
1. Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в транспортном комплексе.
Транспортный комплекс составляют зарегистрированные на территории Российской Федерации юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на морском, речном, автомобильном, городском пассажирском (включая метрополитен) и промышленном (кроме отнесенного к ведению Министерства путей сообщения Российской Федерации) транспорте перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность, работы, связанные с обслуживанием водных путей сообщения и судоходных гидротехнических сооружений, проведением научных исследований и подготовкой кадров, а также входящие в систему транспорта предприятия и организации, изготавливающие транспортные средства и технологическое оборудование, выполняющие иную связанную с транспортным процессом работу.
2. Министерство транспорта Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления, некоммерческими организациями и общественными объединениями.
3. Министерство транспорта Российской Федерации в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Положением, а также другими нормативными правовыми актами.
4. Основными задачами Министерства транспорта Российской Федерации являются:
1) формирование и реализация государственной транспортной политики в порученной сфере деятельности, направленной на удовлетворение спроса населения и потребностей экономики в перевозках и других видах транспортных услуг;
2) разработка совместно с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством путей сообщения Российской Федерации, Федеральной авиационной службой России и Федеральной дорожной службой России стратегии развития транспорта в Российской Федерации и ее реализация на основе общетранспортных и отраслевых федеральных целевых программ;
3) взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по координации совместной деятельности в целях формирования и реализации государственной транспортной политики в порученной сфере деятельности, обеспечения свободного перемещения пассажиров и грузов по территории Российской Федерации, формирования единого транспортного пространства страны;
4) государственное регулирование, управление и контроль в пределах своей компетенции, направленные на обеспечение безопасного, эффективного и устойчивого функционирования транспортного комплекса, а также координация деятельности органов, осуществляющих надзорные функции в этой сфере;
5) проведение экономических реформ, институциональных преобразований и структурной перестройки, связанных с переходом предприятий и организаций транспортного комплекса к рыночным отношениям;
6) формирование и проведение в транспортном комплексе экономической, инвестиционной, тарифной, научно-технической, кадровой и социальной политики;
7) формирование и совершенствование правовых основ функционирования транспортного комплекса;
8) содействие повышению эффективности работы и конкурентоспособности организаций транспортного комплекса на международном рынке транспортных услуг, привлечению зарубежных инвестиций в его развитие;
9) осуществление государственной политики в области развития международного сотрудничества и внешнеэкономических связей Российской Федерации с другими государствами и международными организациями в порученной сфере деятельности при координации этих вопросов Министерством иностранных дел Российской Федерации.
5. Министерство транспорта Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
1) разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, определяющих порядок функционирования транспортного комплекса;
2) осуществляет организационно-методическое руководство законопроектной деятельностью в транспортном комплексе;
3) контролирует в пределах своей компетенции исполнение законодательных и иных нормативных правовых актов, анализирует практику их применения в транспортном комплексе;
4) разрабатывает и реализует концепции и программы социально-экономического развития транспортного комплекса, участвует в формировании и реализации межгосударственных и межотраслевых программ;
5) проводит комплексный анализ деятельности и осуществляет прогноз развития отраслей транспортного комплекса, вырабатывает рекомендации и реализует меры по обеспечению их устойчивого функционирования и развития;
6) участвует в совершенствовании системы управления и экономических механизмов регулирования работы организаций транспортного комплекса в условиях рыночных отношений;
7) осуществляет руководство деятельностью своих территориальных органов и подведомственных государственных унитарных предприятий, учреждений и организаций, координирует деятельность организаций транспортного комплекса в части решения возложенных на Министерство задач;
8) участвует в установленном порядке в процессах акционирования и приватизации федеральной собственности, формирования рынка ценных бумаг и реализации законодательства по вопросам банкротства и санации предприятий транспортного комплекса;
9) принимает меры по проведению антимонопольных мероприятий в транспортном комплексе и развитию добросовестной конкуренции на рынках транспортных услуг;
10) обеспечивает в установленном порядке контроль за целевым и эффективным использованием в транспортном комплексе федерального имущества, организует его централизованное приобретение, согласовывает размер платы за аренду этого имущества;
11) участвует в формировании тарифной политики в транспортном комплексе, разработке методической основы для формирования тарифов на услуги транспорта, определении размеров бюджетных дотаций на транспортные услуги и транспортные работы;
12) обосновывает объемы и направления бюджетного финансирования отдельных видов деятельности транспортного комплекса, осуществляет контроль за целевым и рациональным использованием средств государственной поддержки, содействует привлечению внебюджетных источников финансирования транспортного комплекса;
13) организует и осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке лицензирование перевозочной и иной деятельности в транспортном комплексе, контролирует соблюдение лицензионных требований;
14) участвует в развитии смешанных перевозок, осуществляет совместно с Министерством путей сообщения Российской Федерации и Федеральной авиационной службой России координацию взаимодействия видов транспорта в транспортных узлах;
15) согласовывает разрабатываемые Министерством путей сообщения Российской Федерации и Федеральной авиационной службой России утверждаемые в установленном порядке правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа;
16) осуществляет меры по развитию и совершенствованию транспортно-экспедиторской деятельности, формированию разветвленной сети терминалов в транспортном комплексе;
17) координирует работу организаций транспортного комплекса по обеспечению завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, перевозок экспортно-импортных и других грузов для государственных нужд;
18) выполняет по поручению Правительства Российской Федерации функции государственного заказчика межгосударственных и федеральных целевых программ развития транспортного комплекса, а также осуществляет деятельность по обеспечению федеральных государственных нужд;
19) обосновывает потребности в финансовых, в том числе валютных, материальных и трудовых ресурсах для реализации межгосударственных и федеральных целевых программ развития транспортного комплекса, обеспечения его устойчивого и безопасного функционирования, выполнения государственного оборонного заказа и других федеральных государственных нужд;
20) подготавливает с участием организаций транспортного комплекса предложения по размещению заказов на изготовление продукции, выполнение работ и услуг для реализации федеральных целевых программ, государственного оборонного заказа и других федеральных государственных нужд, осуществляет меры по развитию кооперации организаций транспортного комплекса по производству специальных видов промышленной продукции;
21) участвует в государственном регулировании инвестиционного процесса в транспортном комплексе и создании условий для привлечения инвестиций, в том числе иностранных, взаимодействует по этим вопросам с международными финансовыми институтами;
22) организует экспертизу программ и проектов развития транспортного комплекса и его отраслей;
23) организует в транспортном комплексе проведение конкурсов на строительство и реконструкцию объектов транспортной инфраструктуры, финансируемых за счет средств федерального бюджета, заключает в установленном порядке договоры (контракты) с отечественными и зарубежными организациями, осуществляет контроль за их реализацией;
24) организует лизинговую деятельность в транспортном комплексе и содействует ее развитию;
25) осуществляет единую научно-техническую политику в транспортном комплексе, организует проведение научно-исследовательских, проектных и научно-технических работ по приоритетным направлениям его развития и функционирования, координирует деятельность научных организаций транспортного комплекса, организует разработку и реализацию федеральных и межотраслевых научно-технических программ и инновационных проектов;
26) разрабатывает, согласовывает и утверждает в установленном порядке технические требования к транспортным средствам, оборудованию и материалам, используемым в транспортном комплексе, организует в пределах своей компетенции контроль за соблюдением этих требований;
27) организует в транспортном комплексе во взаимодействии с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации работы по сертификации транспортных средств, оборудования, материалов, работ и услуг, а также по стандартизации и метрологическому обеспечению производства;
28) организует и координирует работы по развитию технологической связи, систем информатики и телеметрии в транспортном комплексе, в том числе с использованием спутниковых систем, а также по разработке и изготовлению необходимых для этого технических средств связи;
Постановлением Правительства РФ от 3 июля 1997 г. N 813 на Министерство транспорта возложены функции головной организации, ответственной за создание и функционирование в РФ Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности
29) организует и координирует в рамках своей компетенции выполнение по международным договорам и межправительственным соглашениям Российской Федерации обязательств, касающихся вопросов деятельности транспортного комплекса, представляет в установленном порядке интересы Российской Федерации в международных организациях;
30) разрабатывает по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации предложения по сотрудничеству с государствами- участниками Содружества Независимых Государств по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
31) содействует созданию и функционированию финансово-промышленных групп и транснациональных структур с участием организаций транспортного комплекса;
32) организует и проводит в установленном порядке в пунктах пропуска автомобильного транспорта через государственную границу Российской Федерации, в морских и речных портах, открытых для международных сообщений, государственный контроль за соблюдением гражданами и организациями, осуществляющими международные перевозки пассажиров и грузов, законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в сфере транспорта;
33) осуществляет функции по контролю за соответствием судоходных компаний и судов требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения;
34) организует контроль за выполнением иностранными судами Парижского и Токийского меморандумов о взаимопонимании о контроле со стороны государства порта;
35) осуществляет в отношении морских судов государственный надзор за соблюдением законодательства и международных договоров Российской Федерации о торговом мореплавании;
36) организует контроль за выпуском судов в море, их техническим состоянием и соответствием международным и национальным требованиям, в том числе в части пожарной безопасности;
37) осуществляет государственный надзор за рациональным использованием Северного морского пути, обеспечивает навигационную, гидрографическую и гидрологическую обстановку в Арктике;
38) осуществляет контроль за соблюдением на атомных судах и на государственном ремонтно-технологическом предприятии атомного флота "Атомфлот" законодательства, правил и норм по обеспечению ядерной и радиационной безопасности;
39) организует и проводит мероприятия по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на транспортных средствах и транспортных коммуникациях, в том числе мероприятия по ликвидации разливов нефтепродуктов и других вредных веществ в море с судов и объектов независимо от форм собственности, ведомственной и национальной принадлежности;
40) осуществляет функции компетентного органа Российской Федерации по перевозке опасных грузов автомобильным, морским и речным транспортом;
41) обеспечивает перевозку сил, средств и материальных ресурсов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществления эвакуационных мероприятий;
42) руководит созданием и деятельностью функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: по транспортному обеспечению при ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также поиску и спасанию людей и судов на море;
43) организует регистрацию морских и речных судов и их обременений;
44) обеспечивает организацию криптографической связи с судами и другими объектами морского и речного транспорта;
Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1998 г. N 950 подпункт 45 пункта 5 настоящего приложения изложен в новой редакции
См. текст подпункта в предыдущей редакции
45) осуществляет государственный надзор за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений, находящихся в ведении организаций Министерства, а также в собственности или эксплуатации других организаций речного транспорта, участвует в формировании и ведении Российского регистра гидротехнических сооружений, организует, координирует и контролирует выполнение работ по развитию и содержанию в эксплуатационном состоянии внутренних водных путей и гидротехнических сооружений на них, согласовывает в установленном порядке вопросы строительства искусственных сооружений на внутренних водных путях;
46) обеспечивает классификационное освидетельствование речных судов, организует контроль за обеспечением безопасности судоходства, экологической и пожарной безопасности на внутренних водных путях судовладельцами и экипажами судов независимо от форм собственности, ведомственной и национальной принадлежности, взаимодействует по этим вопросам с федеральными органами исполнительной власти и международными организациями в области судоходства;
47) взаимодействует по вопросам регулирования режимов попуска воды и эксплуатации водохранилищ с уполномоченным государственным органом управления по использованию и охране водного фонда и его территориальными органами, а также с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
48) разрабатывает и реализует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации меры по повышению безопасности дорожного движения и снижению вредного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду, переводу его на альтернативные виды топлива, организует в пределах своей компетенции контроль за техническим состоянием автотранспортных средств;
49) организует, координирует и контролирует выполнение в транспортном комплексе мероприятий, направленных на реализацию задач гражданской обороны, мобилизационной подготовки, обеспечение защиты государственной тайны и другой закрытой информации;
50) участвует в формировании и осуществляет реализацию в транспортном комплексе государственной политики в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, обеспечения занятости, социальной защиты работников транспортного комплекса, охраны их труда, пенсионного обеспечения, развития трудовых отношений на основе социального партнерства и предотвращения трудовых конфликтов;
51) выполняет функции органа управления подведомственными высшими профессиональными и средними специальными учебными заведениями транспортного комплекса с учетом международных и национальных требований;
52) участвует в установленном порядке в аттестации и аккредитации отраслевых учебных заведений транспортного комплекса, разработке для них государственных образовательных стандартов в области высшего и среднего профессионального образования;
53) организует и проводит аттестацию работников транспортного комплекса, обеспечивающих безопасность судоходства и дорожного движения, ядерную и радиационную безопасность и производство аварийно-спасательных работ, на право занятия ими соответствующих должностей;
54) формирует единую политику в области охраны труда в транспортном комплексе, осуществляет организационно-методическое руководство и координацию работ по ее реализации;
55) взаимодействует с Министерством здравоохранения Российской Федерации по вопросам медицинского обслуживания работников транспортного комплекса;
56) осуществляет проведение федеральных государственных статистических наблюдений на видах транспорта, управление которыми возложено на Министерство, по формам и методам, утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по статистике;
57) осуществляет ведение и хранение банков данных по транспортному комплексу и информационный реестр его субъектов, организует информационное обеспечение транспортного комплекса;
58) организует в установленном порядке корректировку и издание карт и схем навигационно-гидрографического обеспечения плавания судов по внутренним водным путям Российской Федерации, других справочных изданий, касающихся сферы деятельности Министерства.
6. Министерство транспорта Российской Федерации участвует в контроле за соблюдением на территории Российской Федерации и за ее пределами, где ответственность за этот контроль возложена на Российскую Федерацию, национальных и международных требований, стандартов, норм, правил и процедур в области морского, речного, автомобильного и городского пассажирского транспорта, в пределах своей компетенции представляет и защищает интересы Российской Федерации при взаимодействии с соответствующими полномочными органами других стран и международными организациями.
7. Министерство транспорта Российской Федерации имеет право:
1) представлять в установленном порядке прогнозы социально-экономического развития транспортного комплекса и сводные заявки на финансирование из федерального бюджета расходов по всему транспортному комплексу, а также по соответствующим отраслям;
2) принимать участие в решении вопросов финансирования транспортного комплекса, межгосударственных и федеральных целевых программ его развития, распределять выделенные из федерального бюджета средства и осуществлять контроль за их расходованием;
3) осуществлять в установленном порядке финансирование проектных, научно-технических и научно-исследовательских работ по важнейшим проблемам транспортного комплекса, привлекать на договорной основе научные организации, ученых и специалистов, в том числе зарубежных, к решению проблем, относящихся к ведению Министерства;
4) создавать в установленном порядке централизованный внебюджетный фонд финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, централизованный валютный фонд за счет добровольных отчислений предприятий и организаций из прибыли после уплаты налогов, а также резервный фонд Министерства для осуществления мероприятий по обеспечению безопасного функционирования транспортных систем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в транспортном комплексе. Порядок образования и использования средств резервного фонда определяется Правительством Российской Федерации;
5) выдавать в установленном порядке юридическим и физическим лицам, осуществляющим хозяйственную деятельность в транспортном комплексе, лицензии и свидетельства, приостанавливать действие или аннулировать их в случае выявления нарушений, привлекать нарушителей к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации;
6) участвовать в разработке размеров платы за рассмотрение заявлений и выдачу лицензий в транспортном комплексе, определять в установленном порядке размеры сборов за услуги, оказываемые государственными бассейновыми управлениями водных путей и судоходства, портовых сборов, а также порядок взимания и использования этих сборов;
7) разрабатывать в установленном порядке правила применения и регистрации тарифов на услуги морского, речного и автомобильного транспорта;
8) вносить в установленном порядке предложения о размерах платы и сборов, взимаемых с иностранных перевозчиков, пользующихся морскими и внутренними водными путями, на территории Российской Федерации;
9) принимать по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом и по представлению организаций транспортного комплекса решения о консервации транспортных средств, оборудования и другого федерального имущества, временно не используемого в транспортном комплексе в связи с сокращением объема перевозок и производства продукции, работ и услуг;
10) вносить и согласовывать в установленном порядке предложения о закреплении федерального имущества за организациями транспортного комплекса на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или о его отчуждении, а также о разграничении государственной собственности в транспортном комплексе на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации и о передаче федерального имущества в собственность субъектов Российской Федерации;
11) давать заключения по проектам решений об акционировании и приватизации предприятий и объектов транспортного комплекса, находящихся в федеральной собственности;
12) вносить предложения и согласовывать решения по отчуждению или передаче закрепленных в федеральной собственности акций организаций транспортного комплекса в доверительное управление, а также по другим изменениям в управлении и распоряжении этими акциями;
13) представлять в установленном порядке интересы государства в акционерных обществах транспортного комплекса;
14) издавать по согласованию с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Федеральной пограничной службой Российской Федерации нормативные правовые акты по установлению режима работы автомобильных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, пунктов пропуска в морских и речных портах, открытых для международных сообщений; вносить по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Правительство Российской Федерации предложения по установлению пунктов пропуска транспортных средств через государственную границу Российской Федерации;
15) согласовывать в установленном порядке размещение в полосах отвода внутренних водных путей, в зонах действия морских и речных портов зданий, сооружений и объектов (в том числе наружной рекламы), не относящихся к транспортному комплексу;
16) утверждать в установленном порядке в транспортном комплексе требования, связанные со строительством и эксплуатацией объектов транспортной инфраструктуры, перечни объектов, по которым должны разрабатываться технико-экономические обоснования, типовые проекты, проектно-сметная документация, а также титульные списки на строительство и реконструкцию объектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, устанавливать требования к составу и объему проектной документации;
17) создавать рабочие и государственные комиссии и осуществлять приемку объектов транспортного комплекса, относящихся к федеральной собственности;
18) утверждать по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации сеть межреспубликанских и межобластных автобусных маршрутов;
19) осуществлять формирование и реализацию скоординированной по отраслям транспортного комплекса государственной политики в международной и внешнеэкономической деятельности;
20) представлять по поручению Правительства Российской Федерации интересы Российской Федерации на межгосударственном уровне по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, участвовать в подготовке и заключать в установленном порядке соглашения и договоры с иностранными государствами и международными организациями, в том числе финансовыми институтами, осуществлять контроль за выполнением этих соглашений и договоров;
21) разрабатывать по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти позицию Российской Федерации и участвовать в работе делегаций Российской Федерации в Комитете по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии, Экономической и социальной комиссии для стран Азии и Тихого океана ООН, Европейской конференции министров транспорта, Международной морской организации и в других международных организациях по вопросам, относящимся к морскому, речному, автомобильному и городскому пассажирскому транспорту;
22) иметь в установленном Правительством Российской Федерации порядке своих представителей в составе посольств или торговых представительств Российской Федерации, открывать и закрывать по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации представительства Министерства транспорта Российской Федерации за рубежом;
23) проводить в установленном порядке аккредитацию при Министерстве представительств иностранных транспортных компаний, фирм, учреждений и организаций транспортного комплекса;
24) согласовывать с полномочными государственными органами других государств квоты на осуществление международных перевозок морским, речным и автомобильным транспортом и условия их выполнения;
25) регулировать в установленном порядке паспортно-визовые вопросы в отношении членов экипажей судов в заграничном плавании (кроме судов рыбопромыслового флота) и водительского состава автомобильного транспорта, занятого на международных перевозках, осуществлять подбор, оформление и командирование специалистов за границу по служебным делам;
26) проводить инспекционные проверки соблюдения юридическими и физическими лицами требований в области обеспечения безопасности судоходства, соблюдения правил пользования внутренними водными путями и гидротехническими сооружениями на них;
27) вносить специально уполномоченным органам предложения о проведении проверок соблюдения требований пожарной безопасности, охраны труда и техники безопасности юридическими и физическими лицами, функционирующими в транспортном комплексе, и участвовать в проведении этих проверок;
28) вносить в соответствующие органы исполнительной власти Российской Федерации предложения по вопросам, относящимся к транспортному комплексу, участвовать в установленном порядке в рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы транспортного комплекса, в органах государственной власти Российской Федерации;
29) создавать в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации межведомственный координационный совет по транспорту, совет по координации действий с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научно-технический и другие советы и комиссии, а также участвовать в работе межведомственных координационных комиссий (советов) по вопросам, относящимся к его деятельности;
30) создавать в установленном порядке при возникновении чрезвычайных ситуаций временные рабочие группы и комиссии по ликвидации этих ситуаций и их возможных последствий, привлекая для работы в них специалистов организаций транспортного комплекса;
31) согласовывать, утверждать в установленном порядке и издавать обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, действующими в транспортном комплексе, правила, руководства, положения, стандарты, нормы, инструкции и другие нормативные акты, в том числе межведомственного характера, по вопросам, отнесенным к его компетенции, и давать по ним разъяснения;
32) давать заключения по проектам законодательных и иных нормативных актов, затрагивающих интересы транспортного комплекса;
33) назначать и проводить в установленном порядке проверки деятельности организаций транспортного комплекса и своих территориальных органов по соблюдению законодательства в сфере транспорта, финансовой дисциплины, требований безопасности и экологических норм и принимать меры по устранению выявленных нарушений;
34) отменять нормативные акты и иные решения своих территориальных органов, принятые ими с нарушением законодательства Российской Федерации или с превышением предоставленных им полномочий, а также ставить вопрос об отмене таких актов и решений, принятых подведомственными государственными учреждениями и организациями;
35) разрабатывать и утверждать совместно с Министерством путей сообщения Российской Федерации и Федеральной авиационной службой России правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении с участием железнодорожного, водного, автомобильного и воздушного транспорта;
36) утверждать устав Российского морского регистра судоходства;
37) разрабатывать и утверждать по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации квалификационные требования для отдельных категорий работников транспортного комплекса, устанавливать порядок присвоения званий лицам командного состава морских и речных судов и выдавать дипломы, удостоверяющие эти звания;
38) создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке свои территориальные органы и подведомственные государственные учреждения, утверждать их уставы (положения);
39) подготавливать и вносить в установленном порядке предложения о создании, реорганизации и ликвидации в транспортном комплексе государственных унитарных предприятий;
40) утверждать численность, фонд оплаты труда и смету расходов на содержание своих территориальных органов, затраты на содержание подведомственных организаций бюджетной сферы в пределах ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
41) заключать, изменять и расторгать контракты с руководителями подведомственных государственных унитарных предприятий, учреждений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
42) заключать с органами государственной власти субъектов Российской Федерации соглашения о взаимодействии в области морского, речного, автомобильного, городского пассажирского и промышленного транспорта;
43) утверждать в установленном порядке для организаций транспортного комплекса формы обязательных донесений;
44) получать в установленном порядке от организаций транспортного комплекса независимо от форм собственности информацию по вопросам, отнесенным к его компетенции;
45) проводить конференции, совещания и семинары, организовывать выставки по проблемам совершенствования и развития транспортного комплекса;
46) учреждать в установленном порядке журналы, газеты и другие средства массовой информации для освещения деятельности транспортного комплекса;
47) устанавливать правила ношения форменной одежды и знаков различия для работников транспортного комплекса.
8. Министерство транспорта Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Министр транспорта Российской Федерации осуществляет руководство порученной ему сферой деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач.
Министр транспорта Российской Федерации имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
9. Министр транспорта Российской Федерации:
1) руководит деятельностью Министерства;
2) вносит в установленном порядке на рассмотрение Правительства Российской Федерации проекты законодательных и других актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
3) вносит представления в Правительство Российской Федерации о назначении на должность и освобождении от должности заместителей Министра;
4) утверждает положения о подразделениях центрального аппарата Министерства и его территориальных органах, а также уставы подведомственных учреждений и организаций, государственных унитарных предприятий;
5) назначает на должность и освобождает от должности руководящих работников центрального аппарата Министерства, руководителей территориальных органов Министерства и подведомственных государственных унитарных предприятий, учреждений и организаций, поощряет и налагает на них дисциплинарные взыскания;
6) распределяет обязанности между заместителями Министра, устанавливает степень ответственности их и руководителей структурных подразделений центрального аппарата Министерства;
7) утверждает в пределах установленных численности и фонда оплаты труда работников структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства, а также смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период бюджетных ассигнований;
8) представляет в установленном порядке особо отличившихся работников к награждению государственными наградами Российской Федерации, награждает работников транспортного комплекса ведомственными наградами;
9) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. Расходы на содержание центрального аппарата Министерства транспорта Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета, направляемых на содержание федеральных органов исполнительной власти.
11. В Министерстве транспорта Российской Федерации образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра и главного транспортного инспектора Российской Федерации по должности. В состав коллегии могут включаться руководители подразделений Министерства, а также представители других федеральных органов исполнительной власти, ведущие ученые и специалисты.
Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, назначаются и освобождаются Правительством Российской Федерации по представлению Министра.
Коллегия рассматривает важнейшие вопросы организации системы государственного управления транспортным комплексом и деятельности его отраслей. Решения коллегии оформляются, как правило, приказами Министра.
12. В составе Министерства транспорта Российской Федерации образуются департаменты, другие самостоятельные подразделения, а также Российская транспортная инспекция, которая возглавляется главным транспортным инспектором Российской Федерации и состоит из Департамента российской транспортной инспекции (в центральном аппарате Министерства), отделений и филиалов отделений в субъектах Российской Федерации.
См. Положение о службе речного флота Минтранса РФ, утвержденное Минтрансом РФ от 11 марта 1998 г.
Положение о Российской транспортной инспекции утверждается Правительством Российской Федерации.
Положение о Российской транспортной инспекции Минтранса РФ утверждено постановлением Правительства РСФСР от 26 ноября 1991 г. N 20
13. Министерство транспорта Российской Федерации имеет подведомственные ему государственные предприятия, учреждения и организации согласно приложению.
Перечень государственных предприятий, учреждений и организаций, подведомственных Министерству, в последующем изменяется и уточняется Министерством по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
14. Министерство транспорта Российской Федерации является юридическим лицом, имеет в учреждениях банков расчетный и иные счета, включая валютный, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы и другие реквизиты.