город Омск |
|
|
Дело N А81-2838/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Кливера Е.П., Ивановой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9450/2009) Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономного округе" на определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.09.2009 о прекращении производства по делу N А81-2838/2009 (судья Малюшин А.А.), принятое по заявлению Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономном округе" к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в ЯНАО о признании недействительным и отмене предписания от 30.04.2009 N 31 по устранению выявленных нарушений в оспариваемой части,
при участии в судебном заседании представителей:
от Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономном округе" - Бороздина О.С. по доверенности N 3 от 29.01.2010 сроком действия до 31.12.2010;
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в ЯНАО - Махтанов Д.В. по доверенности N 9 от 21.08.2009 сроком действия 1 год;
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономном округе" (далее по тексту - ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого округа с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в ЯНАО (далее по тексту - административный орган) о признании недействительным и отмене предписания от 30.04.2009. N 31 по устранению выявленных нарушений в части пунктов 1 и 2.
Определением от 29.09.2009 по делу N А81-2838/2009 Арбитражного суда Ямало - Ненецкого автономного округа производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом суд первой инстанции, приняв во внимание, что оспариваемое предписание не является ненормативным актом, нарушающим права и законные интересы Учреждения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и вынесено в отношении должностного лица, пришел к выводу о не подведомственности данного спора арбитражному суду.
ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО" в апелляционной жалобе, поданной в Восьмой арбитражный апелляционный суд, выразило свое несогласие с вынесенным судом первой инстанции определением.
Представитель Учреждения в устном выступлении в судебном заседании суда апелляционной инстанции пояснил, что обжалует определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.09.2009 о прекращении производства по делу N А81-2838/2009, просил указанное определение отменить ввиду нарушения судом положений статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ямало - Ненецкого автономного округа.
В судебном заседании апелляционного суда представитель административного органа в соответствии с представленным письменным отзывом отклонил доводы апелляционной жалобы, считает определение о прекращении производства по делу законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, выслушав представителей Учреждения и административного органа, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Должностными лицами Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в ЯНАО был проведена проверка финансово- хозяйственной деятельности ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО" за период с 01 января по 28 февраля 2009 года.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 16.04.2009 N 32, на основании которого должностным лицом административного органа вынесено предписание по устранению выявленных нарушений от 30.04.2009 N 31.
Предписанием от 30.04.2009 N 31 административный орган обязал И.о.главного врача ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО". Харькова В.В. устранить выявленные в ходе проверки нарушения бюджетного законодательства.
Основанием к вынесению названного предписания явилось нецелевое использование бюджетных средств.
Полагая, что пункты 1 и 2 предписания от 30.04.2009 N 31 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО", последнее обратилось в Арбитражный суд Ямало - Ненецкого округа с указанными выше требованиями.
Определение о прекращении производства по делу обжалуется Учреждением в суд апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность определения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы Учреждения и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 27, части 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в 24 главе.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно определению от 29.09.2009 суд первой инстанции, прекращая производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из формального содержания оспариваемого Учреждением предписания от 30.04.2009 N 31, вынесенного в отношении должностного лица - И.о. Главного врача ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО" Харькова В.В., что не противоречит арбитражному процессуальному законодательству.
Однако, как следует из документов, имеющихся в материалах дела, определением от 19.10.2009 Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа производство по гражданскому делу по заявлению Главного врача ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО" об оспаривании предписания административного органа от 30.04.2009 N 31 прекращено, поскольку оспариваемый ненормативный акт затрагивает экономические интересы Учреждения, в связи с чем указанное предписание подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Поскольку определение 19.10.2009 Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа о прекращении производства по делу вступило в законную силу и согласно положениям статей 13, 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех на территории Российской Федерации и подлежит исполнению, у Учреждения нет иной возможности защиты своего права кроме как посредством рассмотрения данного спора в порядке арбитражного судопроизводства.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что прекращение производства по делу по причине неподведомственности спора арбитражному суду при отказе в рассмотрении этого же спора судом общей юрисдикции также с указанием на его неподведомственность приведет к фактическому лишению ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО" права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации Споры о подведомственности между судами не допускаются.
Кроме того, обстоятельством, указывающим на возможность рассмотрения данного спора в арбитражном суде является то, что оспариваемое предписание N 31 от 30.04.2009 вынесено в отношении И.о. Главного врача ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО" Харькова В.В., являющегося в соответствии с учредительными документами данной организации единоличным исполнительным органом юридического лица, что равнозначно вынесению данного предписания в отношении юридического лица - ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО".
Из содержания и характера требований предписания N 31 от 30.04.2009 следует, что И.о. Главного врача ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО" Харьков В.В. в данном случае выступает в качестве единоличного исполнительного органа юридического лица, поскольку выявленные в ходе проверки нарушения бюджетного законодательства, выразившиеся в нецелевом использовании бюджетных средств Учреждением, прямо не связаны с исполнением непосредственных трудовых обязанностей указанного лица, и адресованы ему как руководителю ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО", в отношении которого и был осуществлен административным органом финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при вынесении определения о прекращении производства по делу, суд первой инстанции нарушил положения пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 названного Кодекса является основанием для отмены определения Арбитражного суда Ямало-ненецкого автономного округа от 29.09.2009 по делу N А81-2838/2009.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит направлению в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа для рассмотрения спора по существу.
С учетом удовлетворения апелляционной жалобы в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в ЯНАО.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 4 части 1, частью 3 статьи 270, пунктом 2 части 4 статьи 272, частью 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии" в Ямало-Ненецком автономном округе удовлетворить.
Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.09.2009 о прекращении производства по делу N А81-2838/2009 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Взыскать с Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в ЯНАО. в пользу Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономном округе" судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-2838/2009
Истец: Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономном округе"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-Бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе