город Омск |
|
|
Дело N А70-13094/2005 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Киричёк Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания
Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9259/2009) межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тюменской области на определение Арбитражного суда Тюменской области от 27.10.2009 по делу N А70-13094/2005 (судья Свидерская И.Г.), принятое по заявлению начальника отдела - старшего судебного пристава Н.В. Машинистовой Казанского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области о прекращении исполнительного производства N 239 от 01.02.2007, возбужденного на основании исполнительного листа N 112618 от 01.11.2006, и N 254 от 06.02.2007, возбужденного на основании исполнительного листа N 112748 от 01.11.2006, рассмотренного в рамках дела по заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тюменской области к индивидуальному предпринимателю Третьякову Михаилу Петровичу
о взыскании налога, пени, налоговых санкций в размере 13 200 122 руб. 85 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тюменской области - Новикова Е.П. (паспорт, доверенность от 11.01.2010 действительной до 31.12.2010);
от начальника отдела - старшего судебного пристава Н.В. Машинистовой Казанского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от индивидуального предпринимателя Третьякова Михаила Петровича - Малахов Н.В. (паспорт, доверенность от 09.01.2010, сроком действия 3 года);
УСТАНОВИЛ:
Начальник отдела - старший судебный пристав Н.В. Машинистова Казанского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области (далее - начальник отдела - старшего судебного пристава) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о прекращении исполнительного производства N 239 от 01.02.2007, возбужденного на основании исполнительного листа N 112618 от 01.11.2006, и N 254 от 06.02.2007, возбужденного на основании исполнительного листа N 112748 от 01.11.2006.
Определением от 27.10.2009 по делу N А70-13094/2005 Арбитражный суд Тюменской области удовлетворил заявление начальника отдела - старшего судебного пристава, прекратив исполнительное производство N 239 от 01.02.2007, возбужденное на основании исполнительного листа N 112618, выданного 11 декабря 2006 года, исполнительное производство N 254 от 06.02.2007, возбужденное на основании исполнительного листа N 112748, выданного 11 декабря 2006 года.
Руководствуясь статьей 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Тюменской области пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления начальника отдела - старшего судебного пристава о прекращении исполнительного производства.
В апелляционной жалобе межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Тюменской области (далее - МИФНС России N 12 по Тюменской области, налоговый орган, инспекция) просит вынесенное арбитражным судом определение отменить.
По мнению подателя апелляционной жалобы, удовлетворяя требования начальника отдела - старшего судебного пристава о прекращении исполнительного производства, суд первой инстанции не учел положения статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которой обязанность по уплате налога не прекращается.
Инспекция указывает на то, что статья 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", предусматривающая перечень обязательных и возможных оснований для прекращения исполнительного производства такого основания как лишение гражданина статуса индивидуального предпринимателя не содержит.
В судебном заседании представитель МИФНС России N 12 по Тюменской области поддержал доводы апелляционной жалобы.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель индивидуального предпринимателя Третьякова Михаила Петровича утверждает, что рассмотрение настоящего дела не подведомственно арбитражному суду, поскольку индивидуальный предприниматель Третьяков М.П. был исключен из Единого государственного реестра физических лиц (далее - ЕГРИП), в связи с чем просит апелляционную жалобу удовлетворить, определение отменить, прекратить производство по делу.
Начальник отдела - старший судебный пристав, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, отзыв на апелляционную жалобу не представил, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайств об отложении слушания по делу не заявил, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя указанного лица.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей налогового органа и предпринимателя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Казанским районным отделом судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области на основании исполнительных листов N 112618 от 01.11.2006 и N 112748 от 01.11.2006 были возбуждены исполнительные производства N 239 от 01.02.2007 и N 254 от 06.02.2007.
Все исполнительные действия в отношении Третьякова Михаила Петровича проводились как с физическим лицом, не имеющим статуса предпринимателя.
Третьяков М.П. обратился в Казанский районный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконными действия судебного пристава-исполнителя Казанского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области Коваленко Н.В. по удержанию с физического лица Третьякова М.П. из заработной платы по исполнительным листам N 112618 от 01.11.2006 и N 112748 от 01.11.2006, выданным Арбитражным судом Тюменской области.
Проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит обжалуемое определение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене, исходя из следующего.
Порядок приостановления, возобновления и прекращения исполнительного производства указан в статье 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 327 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Исчерпывающий перечень обязательных и возможных оснований для прекращения исполнительного производства установлен статьей 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство прекращается судом в случаях: смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства; утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий); отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю; в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.
Анализ данной нормы права позволяет прийти к выводу, что Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не предусматривает в качестве основания для прекращения исполнительного производства лишение гражданина статуса индивидуального предпринимателя.
Как следует из материалов дела, 05.11.2008 решением Казанского районного суда Тюменской области действия судебного пристава-исполнителя по обязанию производить удержание из заработной платы Третьякова М.П. по исполнительным листам, выданным Арбитражным судом Тюменской области признаны незаконными.
Указанным решением Казанский районный суд Тюменской области обязал судебного пристава-исполнителя прекратить исполнительное производство по исполнительным листам.
Удовлетворяя заявление Третьякова М.П., Казанский районный суд Тюменской области, руководствуясь статьей 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 52 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" пришел к выводу о том, что судебный пристав-исполнитель незаконно по собственной инициативе (без судебного акта) произвел замену должника - с индивидуального предпринимателя Третьякова Михаила Петровича на физическое лицо Третьякова Михаила Петровича.
Согласно статье 52 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и другое) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Из общего смысла данных норм следует, что процессуальное правопреемство представляет собой переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица к другому в связи с одним и тем же материальным правоотношением.
Исходя из перечисленных норм законодательства и обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судебный пристав-исполнитель при прекращении Третьяковым М.П. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя должен был произвести замену выбывшей стороны исполнительного производства, обратившись в арбитражный суд, на что и указано в решении Казанского районного суда Тюменской области.
В то же время, не совершение судебным приставом-исполнителем вышеназванных действий по замене стороны исполнительного производства индивидуального предпринимателя Третьякова М.П. на физическое лицо Третьякова М.П. не влечет за собой прекращение исполнительного производства.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба МИФНС России N 12 по Тюменской области подлежит удовлетворению, обжалуемое определение Арбитражного суда Тюменской области отмене, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления начальника отдела - старшего судебного пристава о прекращении исполнительного производства.
Вместе с тем, довод предпринимателя о том, что рассмотрение настоящего дела не подведомственно арбитражному суду, поскольку индивидуальный предприниматель Третьяков М.П. был исключен из ЕГРИП, судом апелляционной инстанции отклоняется ввиду его несостоятельности, исходя из следующего.
Порядок судопроизводства в арбитражных судах Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов отнесены экономические споры с участием граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
В силу статьи 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Из смысла данных процессуальных норм следует, что определяющими моментами отнесения того или иного дела к подведомственности арбитражных судов является субъектный состав и предмет спора (экономический характер требования).
Гражданин может быть лицом, участвующим в арбитражном процессе в качестве ответчика в том случае, если на момент обращения в арбитражный суд он имеет государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, либо если участие гражданина без статуса индивидуального предпринимателя в арбитражном процессе предусмотрено процессуальным законодательством или иными федеральными законами.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце 5 пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", дела с участием граждан, не имеющих статус индивидуального предпринимателя, или утративших его, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств.
В пункте 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Суд апелляционной инстанции, учитывая изложенное, исходя из материалов дела, приходит к выводу о том, что заявление начальника отдела - старшего судебного пристава о прекращении исполнительного производства подлежит рассмотрению в арбитражном суде по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на определения арбитражного суда о прекращении исполнительного производства государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьей 271, пунктом 3 части 4 статьи 272, статьей 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Тюменской области от 27.10.2009 по делу N А70-13094/2005 отменить.
Принять новый судебный акт, разрешив вопрос по существу.
В удовлетворении заявления начальника отдела - старшего судебного пристава Н.В. Машинистовой Казанского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области о прекращении исполнительного производства N 239 от 01.02.2007, возбужденного на основании исполнительного листа N 112618 от 01.11.2006, и N 254 от 06.02.2007, возбужденного на основании исполнительного листа N 112748 от 01.11.2006, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-13094/2005
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N12 по Тюменской области
Ответчик: Индивидуальный предприниматель Третьяков Михаил Петрович, Индивидуальный предприниматель Третьяков Михаил Петрович, Индивидуальный предприниматель Третьяков Михаил Петрович
Третье лицо: Казанский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области
Хронология рассмотрения дела:
19.11.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А70-13094/2005
05.10.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7726/2010
09.04.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А70-13094/2005
17.02.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9259/2009