Управление ФНС России по г. Москве рассмотрело Ваше письмо и сообщает следующее.
1. Согласно пункту 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации, освобождаясь при этом от уплаты единого социального налога.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами помимо граждан Российской Федерации являются иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации (как временно, так и постоянно), если они работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору.
Статьей 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" выделены следующие категории законно находящихся в Российской Федерации иностранных граждан в зависимости от их правового положения в Российской Федерации: постоянно проживающий, временно проживающий и временно пребывающий.
Вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации.
Таким образом, работник-гражданин Республики Беларусь, имеющий вид на жительство в Российской Федерации, подлежит обязательному пенсионному страхованию и на выплаты и вознаграждения, производимые в его пользу, начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Разрешение на временное проживание - документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство. Следовательно, работник - гражданин Республики Беларусь, имеющий разрешение на временное проживание в Российской Федерации, также подлежит обязательному пенсионному страхованию и на выплаты и вознаграждения, производимые в его пользу, начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание, т.е. имеющий только временную регистрацию. Такой работник - гражданин Республики Беларусь не подлежит обязательному пенсионному страхованию и на выплаты и вознаграждения, производимые в его пользу, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются.
В пункте 2 Вашего письма не оговорено, к категории временно проживающего или временно пребывающего в Российской Федерации, относится гражданин Республики Беларусь, с которым планирует заключить трудовой договор Ваша организация. Следовательно, работодателю следует уточнить правовой статус будущего работника и руководствоваться разъяснениями, изложенными выше.
Согласно пункту 2 статьи 346.11 НК РФ организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не освобождены от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В то же время, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" иностранные лица и лица без гражданства подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, причем закон не содержит ограничений в связи с правовым положением в Российской Федерации указанной группы лиц.
Таким образом, перечисление страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за работников-иностранных граждан является обязательным.
2. В соответствии со статьей 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Статьей 11 НК РФ определено, что налоговые резиденты Российской Федерации это физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
Налогообложение доходов, полученных налоговыми резидентами Российской Федерации в виде вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, производится согласно пункту 1 статьи 224 НК РФ по ставке 13 процентов.
В отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, пунктом 3 статьи 224 НК РФ устанавливается налоговая ставка в размере 30 процентов.
Физические лица - граждане Республики Беларусь рассматриваются в качестве налоговых резидентов Российской Федерации с даты вступления в силу трудового договора, заключаемого ими с работодателями, в случае, если указанным трудовым договором предусматривается выполнение работы на территории Российской Федерации не менее чем в течение 183 дней в соответствующем календарном году.
При этом к выплатам работникам - гражданам Республики Беларусь, пребывающим на территории Российской Федерации согласно долгосрочным трудовым договорам, заключенным на срок не менее 183 дня в календарном году, применяется ставка налога на доходы физических лиц в размере 13% с первого дня их пребывания на территории Российской Федерации.
В случае прекращения таких договоров до истечения 183 дней пребывания граждан Республики Беларусь в календарном году, налоговый агент обязан произвести перерасчет налога на доходы физических лиц по ставке 30%.
Действительный государственный советник |
С.Х. Аминев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо УФНС России по г. Москве от 30 ноября 2006 г. N 18-11/3/104917 "О порядке применения упрощенной системы налогообложения"
Текст письма официально опубликован не был
На основании данного письма подготовлены разъяснения, опубликованные в газете "Московский налоговый курьер", N 4, февраль 2007 г.