Организация розничной торговли вернула покупателю стоимость ранее приобретенного товара из-за обнаружения в нем скрытых производственных дефектов. В соответствии с договором поставки организация не предъявляет поставщику претензии по качеству товара. Вправе ли она учесть в целях налогообложения прибыли убытки, образовавшиеся в связи с возвратом, а также расходы на экспертизу указанного товара?
Отношения, возникающие между потребителем - физическим лицом и продавцом при продаже товаров, регулируются ГК РФ и Законом РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
В соответствии с пунктом 2 статьи 469 Гражданского кодекса РФ продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых он обычно используется. При этом в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружение неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени) покупатель вправе отказаться от исполнения договора, то есть возвратить товар.
Следовательно, под бракованным товаром, подлежащим возврату, в ГК РФ понимается товар с существенными нарушениями требований к его качеству.
Товары, не подлежащие возврату покупателем продавцу, приведены в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 19.01.98 N 55.
Согласно статье 18 Закона о защите прав потребителей продавец обязан принять товар ненадлежащего качества и при необходимости провести его проверку. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести его экспертизу за свой счет.
Кроме того, в случае продажи товара ненадлежащего качества покупатель вправе по своему выбору потребовать:
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
Потребитель вместо предъявления указанных требований вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. По возвращенному и оприходованному на склад товару продавец может обратиться к услугам независимых экспертов и на основании их заключения списать товар.
Документальное оформление, учет операций по возврату товаров регламентируются Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденными письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.96 N 1-794/32-5.
Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходами, учитываемыми в целях налогообложения прибыли, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение доходов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности:
1) в виде убытков прошлых налоговых периодов, которые выявлены в текущем отчетном (налоговом) периоде;
2) суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва;
3) потери от простоев по внутрипроизводственным причинам;
4) не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам;
5) расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены. В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти;
6) потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций;
7) убытки по сделке уступки права требования в порядке, установленном статьей 279 НК РФ.
Таким образом, учитывая, что убытки, возникающие в связи с компенсацией покупателю стоимости возвращенного им некачественного товара, по которому претензии поставщику этого товара не предъявляются, не поименованы в статье 265 НК РФ и не удовлетворяют принципам признания расходов, предусмотренным статьей 252 НК РФ, они не могут учитываться при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
При этом если в результате экспертизы подтвердится, что недостатки товара являются виной организации-продавца, то расходы на ее проведение не могут приниматься для целей налогообложения прибыли на основании пункта 1 статьи 252 НК РФ.
Разъяснения подготовлены на основании официального письма УФНС России по г. Москве исх. N 20-12/115051 от 22 декабря 2006 г., подписанного и.о. заместителя руководителя Управления ФНС России по г. Москве советником государственной гражданской службы РФ 1-го класса О.М. Спицыной
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1