г. Москва |
Дело N А40-157446/09-55-1137 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.08.2010.
Постановление в полном объеме изготовлено 25.08.2010
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катунова В.И.,
судей Семикиной О.Н., Лящевского И.С.,
при ведении протокола судебного заседания председательствующим,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Михайловская автоколонна"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 02.06.2010
по делу N А40-157446/09-55-1137, принятое судьёй Ахмадовой Т.Б.
по иску ООО "Михайловская автоколонна" к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ
с участием Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,
о взыскании 8 633 276, 60 руб. убытков,
при участии в судебном заседании:
от истца - Резниченко П.А. по доверенности от 06.11.2009, паспорт 1710036146;
от ответчика - Королева Е.С. по доверенности N 01-06-08/183 от 31.12.2009, удостоверение 3341;
от третьего лица - не явился, извещен
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 02.06.2010 ООО "Михайловская автоколонна" отказано в удовлетворении иска к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании 8 633 276 руб. 60 коп. убытков.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебное решение, в связи с неправильным применением норм материального права (ст. 270 АПК РФ).
Ответчик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов жалобы, просит оставить ее без удовлетворения.
Рассмотрев дело в отсутствие третьего лица в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ, выслушав объяснения представителей истца и ответчика, поддержавших свои доводы и требования, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного решения, принятого в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как видно из материалов дела, истец является коммерческой организацией, основным видом деятельности которой является перевозка пассажиров городским транспортом на платной основе.
Исковые требования мотивированы тем, что в 2006 году истец предоставлял льготы отдельным категориям граждан при пользовании ими общественным автобусным транспортом, в связи с чем понес убытки.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Как установлено ст. 15 Гражданского кодекса РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению публично-правовым образованием.
Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно сложившейся судебной практике (определение ВАС РФ от 17.02.2010 N 1422/10, постановления ФАС МО от 02.12.2009 по делу N А40-35417/09-56-172, от 14.12.2009 по делу А40-27156/09-55-257, от 31.12.2009 по делу N А40-16734/09-61-120, от 19.02.2010 по делу N А40-80519/08-37-753 и т.п.) по данной категории дел судам необходимо принимать во внимание нормативные акты субъекта Российской Федерации и должны быть исследованы условия договоров, касающихся порядка возмещения расходов транспортных организаций.
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 21.12.2005 N 1103-ПП возмещение расходов транспортным организациям по перевозке федеральных льготников производилось в порядке установленным нормативными актами Свердловской области для возмещения расходов по перевозке областных льготников.
Как указано в письме Министерства финансов Свердловской области от 18.01.2010 N 16-16/7 возмещение расходов транспортным организациям, осуществлявшим в 2006, 2007, 2008 годах предоставление бесплатного проезда по территории Свердловской области отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых, относится к ведению Российской Федерации производилось в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2004 N 1178-ПП, утвердившим Порядок предоставления мер социальной поддержки по бесплатному проезду и оплате в размере 50% стоимости проезда по территории Свердловской области и возмещения расходов, связанных с их предоставлением.
В соответствии с указанным Порядком общий плановый объем расходов, подлежащих возмещению транспортным организациям, предоставляющим меры социальной поддержки по бесплатному проезду граждан по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов, определяется отдельно для каждого муниципального образования по финансовому показателю на организацию транспортного обслуживания населения с учетом количества граждан, пользующихся мерами социальной поддержки в данном муниципальном образовании. Общий плановый объем расходов, подлежащих возмещению транспортным организациям, определяется исходя из финансового показателя на организацию транспортного обслуживания населения в муниципальном образовании; количества граждан пользующихся мерами социальной поддержки, по данным отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения на дату, определенную нормативным правовым актом Правительства Свердловской области по подготовке проекта областного бюджета на очередной финансовый год; индексов-дефляторов, утверждаемых Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Финансовый показатель на организацию транспортного обслуживания населения в муниципальном образовании определяется исходя из фактических отчетных расходов транспортных организаций по перевозке пассажиров за последний отчетный год, представленные в территориальный финансовый орган, численности постоянного населения муниципального образования на 1 января года, предшествующего планируемому (порядок, утв. Постановлением Правительства Свердловской области N 1178-ПП).
Плановая сумма возмещения расходов для каждой транспортной организации определяется исходя из общего планового объема расходов для каждой транспортной организации в общем объеме перевозок по муниципальному образованию.
Расчет расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по бесплатному проезду граждан по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов по территории Свердловской области производится транспортными организациями, в том числе истцом, ежемесячно исходя из годовой плановой суммы возмещения расходов определяемой в соответствии с пунктом 8 вышеуказанного Порядка, и фактически отработанного времени транспортной организацией.
Указанные расчеты направляются транспортными организациями в территориальные финансовые органы в муниципальных образованиях в Свердловской области по месту их нахождения. К расчету прилагаются документы, подтверждающие осуществление указанных в нем расходов, (пункт 9 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области N 1178-1111 от 28.12.2004).
Истцом не представлены вышеуказанные документы для подтверждения наличия заявленных убытков.
При этом ответчик представил в доказательство отсутствия убытков информацию, представленную Министерством финансов Свердловской области в письме от 18.01.2010 N 16-16/7, оцененном судом при рассмотрении настоящего дела.
Согласно указанных сведений плановая сумма возмещения в 2006 году, предусмотренная истцу составляет 940 000 руб., фактически Истцу за 2006 год в соответствии с вышеуказанным Порядком было перечислено 1 259 000 руб.
Кроме того, в доказательство необоснованности доводов Истца о наличии убытков в материалы дела представлено письмо Министерства финансов Свердловской области N 16-16/23 от 05.04.2010г.
Таким образом, на территории Свердловской области разработан и утвержден нормативный акт, предусматривающие возмещение расходов транспортным организациям. Данный акт не оспорен в установленном порядке и не признан недействительным.
Возмещение расходов по финансовому показателю предполагает учет фактических, документально подтвержденных расходов транспортной организации по пассажирским перевозкам с использованием официальных сведений о количестве жителей муниципального образования и количестве льготных категорий граждан по данным уполномоченных государственных органов.
Рассчитанный таким образом по финансовому показателю объем финансирования из областного бюджета предполагает полное возмещение расходов транспортных организаций по льготным пассажирским перевозкам.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что судебное решение принято в соответствии с действующим законодательством, с учетом всех обстоятельств дела, поэтому оснований для его отмены не имеется.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, но они не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебного решения.
В соответствии со ст. ст. 110, 112 АПК РФ расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе в размере 2000 руб. относятся на истца.
На основании изложенного и ст. ст. 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.06.2010 по делу N А40-157446/09-55-1137 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Михайловская автоколонна" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
В.И. Катунов |
Судьи |
И.С. Лящевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-157446/09-55-1137
Истец: ООО "Михайловская автоколонна", ООО "Михайловская автоколонна"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации
Третье лицо: Министерство финансов Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
01.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2125/11
25.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2125/11
21.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2125/11
21.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2125/11
16.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2125/11
25.08.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19094/2010