г. Москва |
Дело N А40-33266/08-87-97 |
"01" декабря 2009 г. |
N 09АП-13347/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена "24" ноября 2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "01" декабря 2009 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Птанской Е.А.
судей Катунова В.И., Яремчук Л.А.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "НК "РОСНЕФТЬ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03 июня 2009 года
по делу N А40-33266/08-87-97, принятое судьёй Семушкиной В.Н.,
по заявлению открытого акционерного общества "Нефтяная компания "РОСНЕФТЬ"
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании частично недействительными решений
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Чурсина Е.И. по доверенности от 29.06.2009г. N СБ-178/Д
от заинтересованного лица: Кузнецова Н.С. по доверенности от 09.12.2008г. N 165
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "Нефтяная компания "РОСНЕФТЬ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решений Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 03.03.2008г. N 52-02-17/538 "О возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" в части отказа в возмещении НДС в сумме 148 081 750 руб. 64 коп. за сентябрь 2007 года и предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, соответствующие отказу в праве на налоговые вычеты в указанной сумме, а также решения от 03.03.2008г. N 52-02-17/539 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, связанные с отказом в праве на налоговый вычет в указанной сумме.
Решением от 03 июня 2009 г. Арбитражного суда г.Москвы заявителю отказано в удовлетворении требований.
Указанным решением суд пришел к выводу, что услуги по перекачке, перевалке и наливу нефти, услуги таможенного брокера, транспортная экспедиция, а также агентские услуги и услуги по организации транспортировки, оказанные обществу поставщикам, представляют собой услуги по транспортировке нефтепродуктов на экспорт, которые в силу пп.2 п.1 ст. 164 НК РФ подлежат налогообложению по налоговой ставке 0 процентов, как услуги связанные с транспортировкой товара на экспорт, и которые осуществлялись в отношении товара, помещенного под таможенный режим экспорта.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, удовлетворить заявленные требования, указывая на то, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального права, поскольку обществом обоснованно применены налоговые вычеты при приобретении у поставщиков работ и услуг, не связанных с реализацией на экспорт, с выделением ставки НДС 18%.
Заявителем представлены письменные пояснения, в которых заявитель ссылается на то, что налоговый орган расширительно истолковал п.п.2 п.1 ст. 164 НК РФ.
Налоговый орган возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения. Инспекция ссылается на то, что при выполнении работ (оказании услуг), подлежащих налогообложению по ставке 0 процентов в случае указания в счете-фактуре налоговой ставки, не соответствующей размеру налоговой ставки, установленной п.п. 2 п.1 ст. 164 НК РФ, указанные счета-фактуры являются несоответствующими требованиям п.п.10, 11 п.5 ст. 169 НК РФ и, следовательно, в соответствии с п.2 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявляемых сумм налога к вычету. Инспекция ссылается на необоснованное выставление заявителю счетов-фактур с выделением ставки 18%, поскольку приобретенные работы и услуги были связаны с экспортом и подлежали обложению по ставке 0%.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее и письменные пояснения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда подлежит изменению в связи с неправильным применением норм материального права (п.4 ч.1 ст. 270 АПК РФ), исходя из следующего.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, на основании представленной обществом налоговой декларации по НДС за сентябрь 2007 года налоговым органом была проведена камеральная проверка, по результатам которой составлен акт от 24.01.08г. N 52-02-16/96, на который заявителем были поданы возражения.
По результатам рассмотрения акта и возражений инспекцией были приняты решения от 03.03.2008г. N 52-02-17/538 "О возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" и N 52-02-17/539 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Заявитель оспаривает выводы ответчика о необоснованности применения налоговой ставки 18% и налоговых вычетов по следующим работам и услугам:
- перекачка нефти и нефтепродуктов по системам трубопроводов (ОАО АК "Транснефть", ООО "РН-Краснодарнефтегаз");
- перевалка нефти (ООО "РН-Архангельстнефтепродукт");
- транспортная экспедиция (ЗАО "Юкос-Транссервис", ЗАО "Юкос-РМ", ООО "Дальнефтетранс", ОАО "Новая перевозочная компания", ОАО "Совфрахт", ЗАО "Импэкс-Плюс", ООО "Трансойл", ЗАО "НефтеТрансСервис");
- агентские услуги по организации транспортировки (ОАО АК "Транснефть", ООО "Компания "Импэкс-Плюс", Триэрсервис, ЗАО "Юкос-Транссервис", ООО "Транссервис", ООО "РН-Краснодарнефтегаз");
- услуги таможенного брокера (ЗАО "Карго Процессинг Системе", ООО "Даэрс-финанс");
- агентские услуги по оформлению документов (сертификация происхождения товаров Московская внешнеэкономическая ассоциация и Торгово-Промышленная палата Самарской; сертификация товаров, получение необходимых документов - ООО "Транс Восток Сервис");
- услуги по организации и управлению отгрузками (ЗАО "ЮКОС-Транссервис", ЗАО "ЮКОС-РМ) ;
- услуги таможенного брокера (ЗАО "Карго Процессинг Системе") ;
- агентские услуги по сертификации (Московская внешнеэкономическая ассоциация, ТПП Самарской области).
Позиция заявителя сводится к тому, что услуги оказаны на территории Российской Федерации и в процессе их оказания непосредственный вывоз за пределы территории не осуществлялся, поэтому отсутствуют основания для применения ставки 0 %. Помещение товара под таможенный режим экспорта на основании временной ГТД не является достаточным для применения ставки 0 %.
Инспекция полагает, что заявитель в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за сентябрь 2007 года неправомерно в нарушение ст. 169, 171, 172 НК РФ заявил к возмещению сумму налога на добавленную стоимость в размере 148 081 750,64 руб. в том числе:
-142 285 826.44 руб. - сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная в тех счетах-фактурах, которые предъявлены организации за осуществление транспортировки нефти и нефтепродуктов (перевозка, погрузка и перегрузка экспортируемого товара)
- 5 795 924.20 руб. - сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная налогоплательщиком с оплаты вознаграждения российских перевозчиков на основании счетов-фактур, выставленных за выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением транспортировки товара за пределы таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта.
В ходе рассмотрения дела между сторонами была проведена совместная сверка сумм налоговых вычетов, привязанных к работам (услугам), непосредственно имеющим отношение к транспортировке экспортируемого товара (на основании соотнесения дат оформления счетов-фактур с датами выпуска товара в таможенном режиме экспорта), отказанных в возмещении из бюджета в ходе проверки исчисления налога на добавленную стоимость за сентябрь 2007 г., по результатам которой составлены акты от 27.05.09г..
Акт составлен с учетом документов, представленных заявителем при проведении налоговой проверки, а также представленных в материалы дела.
В акте содержатся ссылки на договоры, счета - фактуры, полные грузовые таможенные декларации, временные грузовые декларации, а также содержатся характеристика выполненных работ (оказанных услуг), стоимость услуг и сумма налога на добавленную стоимость.
Указанные документы в полном объеме представлены заявителем в суд апелляционной инстанции и приобщены к материалам дела.
Замечаний по первичной документации налоговым органом не было представлено.
Указанными актами стороны подтверждают, что общая сумма НДС, предъявленная налогоплательщику при осуществлении контрагентами транспортировки товара (нефти и нефтепродуктов) в таможенном режиме экспорта за пределы территории РФ, составляет 142.285.826, 44 руб., в том числе : 8.866.928, 08 руб. - сумма НДС, приходящаяся на работы (услуги), оказанные до помещения товара под таможенный режим экспорта (в ходе процедуры временного декларирования); 133.418.898, 36 руб. - сумма НДС, приходящаяся на работы (услуги), оказанные после помещения товара под таможенный режим экспорта (в ходе процедуры временного декларирования).
Стороны также подтверждают, что общая сумма НДС, предъявленная налогоплательщику в ходе выполнения работ и оказания услуг, непосредственно имеющих отношение к транспортировке экспортируемого товара (внешнеэкономической деятельности заявителя) составляет 5.795.924, 20 руб., в том числе: 29.272, 23 руб. - сумма НДС, приходящаяся на работы (услуги), оказанные до помещения товара под таможенный режим экспорта (в ходе процедуры временного декларирования); 5.766.651, 97 руб. - сумма НДС, приходящаяся на работы (услуги), оказанные после помещения товара под таможенный режим экспорта (в ходе процедуры временного декларирования).
По эпизоду, связанному с перевозкой, погрузкой и перегрузкой экспортируемого товара на сумму -142 285 826.44 руб.
Арбитражный суд г. Москвы установил, что применение к вышеуказанным операциям ставки 18 процентов не соответствует законодательству о налогах и сборах, спорные счета-фактуры не могут являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету в части транспортировки нефтепродуктов на экспорт.
В соответствии со статьей 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную сумму налога на добавленную стоимость на сумму налога, уплаченную поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Пунктом 2 статьи 169 НК РФ установлено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 указанной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Сведения, которые должны быть указаны в счете-фактуре, предусмотрены в пп. 7, 8, 10 - 12 пункта 5 статьи 169 НК РФ. Так, счета-фактуры должны содержать : цену (тариф) за единицу измерения по договору (контракту) без учета налога; стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога; ставку налога; сумму налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок; стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы налога.
Налогообложение операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации производится по налоговым ставкам, установленным соответствующими пунктам статьи 164 НК РФ.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ обложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта (подпункт 1 пункта 1 названной статьи). Данное положение распространяется также на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы Российской Федерации товаров. Следовательно, перевозчик не вправе предъявлять к оплате НДС по ставке 18%, а экспортер, соответственно, не вправе заявлять сумму такого налога к вычету.
При выполнении работ (оказании услуг), по организации и сопровождению перевозок или транспортировки, вывозимых за пределы РФ товаров, предусмотренных п.п. 2 п. 1 статьи 164 НК РФ, налогоплательщик при выставлении счета-фактуры должен указывать в графе 5 "Стоимость товаров (работ, услуг), всего без налога"- стоимость выполненных работ (оказанных услуг) без налога, в графе 7 "Налоговая ставка" налоговую ставку в размере 0%, и в графе 8 "Сумма налога"- соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.
Данный порядок заполнения предусмотрен Приложением N 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 г. N 914 (с изменениями и дополнениями).
Таким образом, нормой подп. 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ установлено, что операции, связанные с реализацией услуг по транспортировке, облагаются НДС по ставке 0 процентов.
Учитывая изложенное, при выполнении работ (оказании услуг), подлежащих налогообложению по ставке 0% в случае указания в счете-фактуре налоговой ставки, не соответствующей размеру налоговой ставки установленной п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, вышеуказанные счета-фактуры, являются несоответствующими требованиям подпунктов 10 и 11 пункта 5 статьи 169 НК РФ, и следовательно в соответствии с пунктом 2 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету.
В данном случае речь идет о транспортировке непосредственно экспортного товара с применением смешанной схемы транспортировки, т.е. услуги транспортировки оказаны несколькими перевозчиками и агентами. Как видно из актов сверки проведенных между инспекцией и налогоплательщиком, транспортировка проводилась после оформления ВГТД на сумму - 133 418 898 руб. 36 коп., что позволяет сделать вывод о транспортировке под таможенным режимом экспорта.
Налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0 процентов также при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (абзац первый подпункта 2 пункта 1 статьи 164). Это правило распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, экспортируемых за пределы территории Российской Федерации и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы и услуги, а также работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем (абзац второй подпункта 2 пункта 1 статьи 164).
Из этого следует, что при оценке правомерности применения налоговой ставки налога на добавленную стоимость 0 процентов положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо рассматривать в системной связи, т.е. неразрывно, с положениями подпункта 1 того же пункта, поскольку они регулируют единый комплекс правоотношений, касающихся особенностей налогообложения операций по реализации товаров и связанных с процессом их производства и реализации работ и услуг.
Подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации определяют, что порядок обложения налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов реализации работ и услуг напрямую увязывается с фактом применения к реализации товаров, в отношении которых произведены эти работы или услуги, такой же налоговой ставки - 0 процентов. Это связано с тем, что в условиях использования принципа страны назначения налогообложение добавленной стоимости, образуемой при производстве и реализации товаров, происходит на территории страны-импортера.
Если товары включены в перечень товаров, реализация которых в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации облагается по налоговой ставке налога на добавленную стоимость 0 процентов, то и реализация работ и услуг, связанных с их производством и реализацией, также облагается по налоговой ставке 0 процентов.
При реализации услуг по транспортировке нефти перевозчик дополнительно к цене реализуемых услуг обязан предъявить к оплате покупателю (экспортеру) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость, выставив счет-фактуру с указанием надлежащей налоговой ставки - 0 процентов (статьи 168, 169 НК РФ).
Налогоплательщик не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определении от 19.02.2008 и Постановлении от 04.03.2008 года N 16581/07 указал, что в силу статьи 138 таможенного Кодекса Российской Федерации при временном декларировании вывоз товара из Российской Федерации, а, соответственно, перед этим выпуск товара в надлежащем таможенном режиме осуществляется по временным грузовым таможенным декларациям.
Полная таможенная декларация подается после убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации и уточнения всех сведений, необходимых для таможенного оформления товаров, которые и заверяются таможенным органом в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 359 Таможенного Кодекса Российской Федерации.
Высший Арбитражный суд указал, что в данном случае следует руководствоваться датой выпуска товаров на временной грузовой таможенной декларации, а при ее непредставлении на квитанциях о приеме груза к перевозке.
Доводы заявителя о том, что помещение под таможенный режим экспорта связано с датой оформления полной ГТД, а также, что непосредственная связь с реализацией вывозимых товаров возникает только в тех случаях, когда транспортировщик осуществляет непосредственный вывоз товаров с территории Российской Федерации не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно п. 9 ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации, вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации - подача таможенной декларации или совершение указанных в абзаце втором данного подпункта действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие предусмотренные Кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы,
К действиям, непосредственно направленным на вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации, относятся вход (въезд) физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации в целях убытия его с таможенной территории Российской Федерации, сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации, действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами и (или) транспортными средствами вне установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации мест.
Применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при оказании услуг по перевозке товаров Налоговый кодекс Российской Федерации связывает с наступлением факта помещения товара под таможенный режим экспорта (статья 164 НК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 157 Таможенного кодекса Российской Федерации днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.
Операции, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.
Таким образом, услуги по транспортировке и иные подобные услуги оказаны в отношении экспортных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта и соответственно подлежат налогообложению по ставке 0 процентов.
Доводы заявителя о том, что применение общего порядка определения момента помещения товаров под таможенный режим экспорта по дате оформления временной таможенной декларации без учета особенностей декларирования при непрямом смешанном сообщении с использованием железнодорожного, трубопроводного и морского транспорта неправомерно, не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
При осуществлении отгрузок товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта через морские порты, заявитель использовал порядок декларирования товаров, установленный ст. 138 Таможенного кодекса Российской Федерации, с применением периодического временного декларирования.
В соответствии с п.1 ст. 60 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное оформление товаров начинается: при ввозе товаров - в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со статьей 72 настоящего Кодекса (в зависимости от того, какое действие совершается ранее), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление; при вывозе товаров - в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.
То обстоятельство, что товар вывозился на экспорт различными видами транспорта, не свидетельствует о том, что на указанный перевозочный процесс не распространяется порядок помещения товара по таможенный режим экспорта, в соответствии с таможенным законодательством, который определяется по штампу таможенного органа на ВГТД "Выпуск разрешен".
С учетом изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что услуги по транспортировке железнодорожным транспортом и услуги по транспортно - экспедиционному обслуживанию, услуги по перевалке нефти, перекачке нефти, организации и управлению отгрузками, оказанные ОАО "НК "Роснефть" во исполнение экспортных контрактов по реализации нефтепродуктов, представляют собой услуги по транспортировке нефтепродуктов на экспорт, которые в силу п.п.2 п.1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат налогообложению по налоговой ставке 0 процентов, как услуги связанные с транспортировкой товара на экспорт, и которые осуществлялись в отношении товара, помещенного под таможенный режим экспорта (НДС- 133 418 898 рублей 36 копеек).
При решении вопроса по применению налоговой ставки 0 процентов и 18 процентов, апелляционный суд учитывает позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 19 января 2005 г. N 41-О, в котором указано, что налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0 процентов также при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (абзац первый подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса). Это правило распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, экспортируемых за пределы территории Российской Федерации и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы и услуги, а также работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем (абзац второй подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса).
Из этого следует, что при оценке правомерности применения налоговой ставки налога на добавленную стоимость 0 процентов положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо рассматривать в системной связи, т.е. неразрывно, с положениями подпункта 1 того же пункта, поскольку они регулируют единый комплекс правоотношений, касающихся особенностей налогообложения операций по реализации товаров и связанных с процессом их производства и реализации работ и услуг.
Подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации определяют, что порядок обложения налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов реализации работ и услуг напрямую увязывается с фактом применения к реализации товаров, в отношении которых произведены эти работы или услуги, такой же налоговой ставки - 0 процентов. Это связано с тем, что в условиях использования принципа страны назначения налогообложение добавленной стоимости, образуемой при производстве и реализации товаров, происходит на территории страны-импортера. Если товары включены в перечень товаров, реализация которых в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации облагается по налоговой ставке налога на добавленную стоимость 0 процентов, то и реализация работ и услуг, связанных с их производством и реализацией, также облагается по налоговой ставке 0 процентов.
Позиция апелляционного суда также подтверждается выводами Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которые содержатся в постановлениях N 1375/07 от 06.11.2007 г. и N 7205/07 от 20.11.2007 г.
Так, Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении N 1375/07 от 06.11.2007г. указано, что применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при оказании услуг по перевозке товаров Налоговый кодекс Российской Федерации связывает с наступлением факта помещения товара под таможенный режим экспорта.
В постановлении N 7205/07 от 20.11.2007 г. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что операции, названные в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.
На основании изложенного, налогоплательщик не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога.
Довод о правомерности применения и предъявления к оплате экспортеру нефтепродуктов налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов дополнительно к цене оказываемых услуг на основании статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации противоречит принципу равенства налогообложения, так как допускает возможность произвольного применения положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса плательщиками налога на добавленную стоимость.
Положения пункта 2 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации исключают предъявление к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного в нарушение положений главы 21 Кодекса.
Следовательно, применение к операциям по реализации услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов ставки 18 процентов не соответствует налоговому законодательству, вышеуказанные счета-фактуры не могут являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету в части оказания услуг по транспортировке нефтепродуктов на экспорт и иных подобных услуг.
Данная позиция согласуется с позицией Федерального арбитражного суда Московского округа (постановления Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/9973-07 от 21.01.2008 г., NКА-А40/2410-08 от 23.05.2008 г., NКА-А40/5132-08 от 23.06.2008 г. N КА-А40/10432-08 от 13.11.2008 г., N КА - А40/1649-09 от 15.04.2009 г., N КА-А40/7728-09 от 18.08.2009 г., КА А40/8182-09-2 от 23.09.2009 г.).
В отношении сумм НДС, приходящихся на услуги, оказанные до помещения товара под таможенный режим экспорта (т.е. выпуска по ВГТД, НДС 8 866 928 руб. 08 коп.).
Арбитражным судом установлено, что из маршрутных поручений следует, что транспортировка нефти осуществляется на экспорт, в силу характера услуг они оказываются исключительно в отношении нефти, реализуемой на экспорт; данные услуги входят в единый перевозочный процесс в связи с чем, суд пришел к выводу о том, что услуги по диспетчеризации, перекачке, перевалке и наливу нефти, оказанные обществу поставщиками, представляют собой услуги по транспортировке нефтепродуктов на экспорт, которые в силу пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ подлежат налогообложению по налоговой ставке 0 процентов, как услуги связанные с транспортировкой товара на экспорт, и которые осуществлялись в отношении товара, помещенного под таможенный режим экспорта.
Основным критерием, позволяющим отнести услуги к облагаемым налоговой ставкой 0 процентов по налогу на добавленную стоимость, является их непосредственная связь с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта. Решение суда в указанной части подлежит изменению, требования заявителя удовлетворению, поскольку операции, названные в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса (т.е. связанные с реализацией услуг по транспортировке экспортируемых товаров), подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.
Из представленного в материалы дела акта сверки сумм налоговых вычетов (том 3 л.д. 1-27) следует, что заявителю были оказаны услуги ОАО "АК "Транснефтепродукт", ОАО "АК "Транснефть" по перекачке нефти и нефтепродуктов по системам трубопровода: до помещения под таможенный режим экспорта , услуги транспортно-экспедиционного обслуживания железнодорожных перевозок (ЗАО "Компания "Импэкс-Плюс", ЗАО "ТНП-Транском", ООО "Дальнефтетранс", ЗАО "Юкос-Транссервис", ОАО "Новая перевозочная компания", ООО "Трансойл", ООО "РН-Архангельскнефтепродукт", "Совфрахт") до помещения под таможенный режим экспорта, услуги по организации и управлению отгрузками и их информационного обслуживания, оказанными ЗАО "ЮКОС РМ" до помещения под таможенный режим экспорта.
Сумма НДС, приходящаяся на работы (услуги), оказанные до помещения товара под таможенный режим экспорта (в ходе процедуры временного декларирования) составляет 8 866 928 рублей 08 копеек.
Из определения оказанных заявителю услуг не следует, что данные услуги по своему характеру могут осуществляться только в отношении экспортных товаров. Сопоставление дат выставления счетов-фактур и ВГТД произведено сторонами в акте сверки.
Таким образом, для определения налоговой ставки НДС следует исходить из дат выпуска товара в таможенном режиме экспорта, проставляемых на временных таможенных декларациях.
Учитывая, что в данном случае оказание услуг предшествовало выпуску товаров таможенными органами, суд апелляционной инстанции считает правомерным предъявление к вычету НДС по налоговой ставке 18 процентов на основании счетов-фактур, представленных заявителем и отражённых в акте сверки. Данный вывод суда апелляционной инстанции подтверждается Постановлением ФАС МО от 18.09.2009 г. N КА-А40/9416-09-П.
С учётом изложенных обстоятельств, требования заявителя в части признания недействительным решение в части отказа в возмещении НДС в сумме 8 866 928 рублей 08 копеек подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции в указанной части отмене.
В остальной части по данному эпизоду требования заявителя удовлетворению не подлежат по изложенным выше основаниям.
По эпизоду, связанному с предъявлением к вычету счетов-фактур за агентское вознаграждение по обеспечению транспортировки нефти за сентябрь 2007 г. - 5 795 924 рублей 20 копеек.
Налогообложение налогом на добавленную стоимость работ (услуг), производится исходя из места реализации работ (услуг), определяемого в соответствии с положениями статьи 148 НК РФ.
Следовательно, с учетом положений статьи 148 НК РФ, при транспортировке трубопроводным транспортом по территории стран СНГ и Балтии, местом реализации Российская Федерация не признается, и соответственно, суммы налога, уплаченные поставщику при оказании данных услуг, вычетам не подлежат, и согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 170 НК РФ учитываются в стоимости данных услуг.
Пункт 2 ст. 171 НК РФ к вычетам отнесены суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг).
Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.
Указанные налоговые вычеты согласно абз. 1 и 2 п. 1 ст. 172 НК РФ производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Налогообложение операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации производится по налоговым ставкам, установленным соответствующими пунктам статьи 164 НК РФ.
Согласно второму абзацу подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов применяется в отношении работ (услуг) по перевозке (транспортировке), сопровождению, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Таким образом, нормой подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ установлено, что операции, связанные с реализацией услуг по транспортировке, облагаются НДС по ставке 0 процентов.
При реализации услуг по транспортировке нефти перевозчик дополнительно к цене реализуемых услуг обязан предъявить к оплате покупателю (экспортеру) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость, выставив счет-фактуру с указанием надлежащей налоговой ставки - 0 процентов (статьи 168, 169 НК РФ).
Также положения пункта 2 статьи 172 НК РФ исключают предъявление к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченные в нарушение положений главы 21 НК РФ.
Положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ не содержат требований, предусматривающих, что ставка 0% применяется только в отношении услуг по транспортировке товаров, оказанных непосредственно при пересечении таможенной территории РФ. Налоговая ставка 0% применяется при оказании услуг по транспортировке товаров, вывозимых за пределы территории РФ. Данная позиция находит подтверждение в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.04.2008 N 17459/07, определениях об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ от 31.10.2007 N 13575/07, от 26.02.2007 N 2043/07.
Перечень услуг, облагаемых по ставке 0% в соответствии с данной нормой, не является исчерпывающим. Налогообложению по этой ставке подлежат также иные подобные работы (услуги), критерий определения которых указан в абзаце 1 подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ: непосредственная связь с производством и реализацией экспортируемых товаров.
Таким образом, право на применение ставки НДС 0% связано не с фактом оказания услуг непосредственно при осуществлении вывоза товара с таможенной территории РФ, а с фактом оказания услуг в отношении товаров, вывозимых за пределы территории РФ.
В Определении от 19.01.2005 N 41-0 Конституционный Суд Российской Федерации указал, что при оценке правомерности применения налоговой ставки налога на добавленную стоимость 0 % положения подп. 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ необходимо рассматривать в системной связи, т.е. неразрывно, с положениями подпункта 1 того же пункта, поскольку они регулируют единый комплекс правоотношений, касающихся особенностей налогообложения операций по реализации товаров и связанных с процессом их производства и реализации работ и услуг.
В Постановлении ВАС РФ от 19.02.2008г. N 12371 разъяснено, что по смыслу и буквальному содержанию пп.2 п.1 ст. 164 НК РФ перечень подпадающих под его действие услуг не является исчерпывающим и не ограничен только услугами по организации и осуществлению перевозочного процесса. Основным содержательным критерием, позволяющим отнести услуги к облагаемым налоговой ставкой 0 процентов по НДС, является их непосредственная связь с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.
При этом Высший арбитражный суд РФ указывает на необходимость исследования связи конкретной услуги с экспортируемым товаром.
Кроме того, Высший арбитражный суд РФ в Постановлениях N 10249/07 от О6.11.2007г. и N 7205/07 от 20.11.2007г. указал, что услуги облагаются по ставке 0 процентов по НДС при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.
Таким образом, налоговая ставка является установленным законом элементом налогообложения, обязательным для применения налогоплательщиками. Следовательно, учетом положений подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации применение налогоплательщиками к операциям по реализации услуг, перечисленных выше, ставки 18 процентов не соответствует налоговому законодательству.
Учитывая изложенное, оспариваемые счета-фактуры, оформлены с нарушением пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно неправомерным предъявлением дополнительно к цене реализуемых услуг налоговой ставки 18 % не могут являться основаниями для принятия предъявленных сумм налога к вычету.
Подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ определяют, что порядок обложения налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 % реализации работ и услуг напрямую увязывается с фактом применения к реализации товаров, в отношении которых произведены эти работы или услуги, такой же налоговой ставки - 0 %. Это связано с тем, что в условиях использования принципа страны назначения налогообложение добавленной стоимости, образуемой при производстве и реализации товаров, происходит на территории страны-импортера. Если товары включены в перечень товаров, реализация которых в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации облагается по налоговой ставке налога на добавленную стоимость 0 процентов, то и реализация работ и услуг, связанных с их производством и реализацией, также облагается по налоговой ставке 0 процентов.
Вышеуказанная правовая позиция также изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 15 мая 2007 N 372-0-П.
Таким образом, поскольку при реализации товаров на экспорт применяется налоговая ставка 0%, соответственно, и реализация работ и услуг по их производству и транспортировке облагается по ставке 0%, поскольку данные услуги (работы) непосредственно связаны с реализацией товара на экспорт.
В частности, в соответствии с Договором N 0007016/0000706/4377Д от 20 декабря 201 г. "Об оказании услуг по транспортировке нефти на 2007 год ОАО "НК "Роснефть", заключенным ОАО "АК "Транснефть" и ОАО "НК "Роснефть", и Договором N ЮТС/461/2004 (0000705/0013Д) от 22 декабря 2004 г., заключенным ЗАО "ЮКОС- Транссервис" и ОАО "НК "Роснефть", ОАО "АК "Транснефть" и ЗАО "ЮКОС- Транссервис" обязуются как агенты в порядке и на условиях, определенных договором, совершать от своего имени, но за счет ОАО "НК "Роснефть", юридические и иные действия по обеспечению транспортировки нефти ОАО "НК "Роснефть" по территории Республики Беларусь, Украины и Республики Казахстан за агентское вознаграждение, увеличенное на сумму налога на добавленную стоимость.
Таким образом, оказанные налогоплательщику ОАО "АК "Транснефть" и ЗАО "ЮКОС-Транссервис" услуги непосредственно связаны с внешнеэкономической деятельностью ОАО "НК "Роснефть" и поэтому подпадают под действие пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, а следовательно, должны облагаться налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов, которую налогоплательщик не вправе произвольно изменять по своему усмотрению.
Применение российскими перевозчиками и предъявление экспортеру налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 18 процентов дополнительно к цели оказываемых услуг на основании ст. 168 НК РФ противоречит принципу равенства налогообложения, так как допускает возможность различного применения положения пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ к налогоплательщикам. Указанная позиция подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 4 апреля 2006 г. N 15865/05, а также Постановлениями Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 сентября 2006 г. N KA-A40/8960-06, от 7 ноября 2006 г. N КА-А40/10678-06, от 7 августа 2006 г. N КА-А40/7157-06, от 30 января 2007 г. N КА-А40/11247-06-2.
Следовательно, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные ОАО "АК "Транснефть" и ЗАО "ЮКОС-Транссервис" (агентами) в счетах-фактурах, выставленных в адрес ОАО "НК "Роснефть" (покупателя) при оплате им агентского вознаграждения за организацию транспортировки нефти по территории стран СНГ и Балтии с указанием налоговой ставки налога на добавленную стоимость 18 процентов, не могут предъявляться к возмещению (зачету) из бюджета.
Предъявление к оплате экспортеру налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов дополнительно к цене оказываемых услуг на основании статьи 168 Кодекса противоречит принципу равенства налогообложения, так как допускает возможность произвольного применения положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса плательщиками налога на добавленную стоимость.
С учетом указанного применение ОАО АК "'Транснефть" и ЗАО "Юкос-Транссервис" к операциям по реализации услуг по перевозке (организации перевозки) груза, экспортируемого обществом, ставки 18 процентов и уплата обществом сумм НДС, исчисленного на основании указанной ставки, не соответствуют налоговому законодательству.
Ряд счетов-фактур содержит в наименовании поставленных товаров (работ, услуг) помимо указанного вознаграждения и другие позиции (организация в порту перевалки нефти на танкер и возмещение расходов за оформление сертификатов происхождения товара). Основанием отказа в данном случае послужило неправомерное применение налоговой ставки налога на добавленную стоимость 18 процентов непосредственно к вознаграждению за осуществление перевозки товаров на экспорт, которая в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации квалифицируется как реализация российским перевозчиком работ (услуг), перечисленных в пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ и облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов.
Согласно п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету.
В пунктах 5 и 6. 169 НК РФ перечислены реквизиты, обязательные к заполнению в счете-фактуре. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
На основании пп. 2 п. 1 ст. 164, пп. 10 п. 5 ст. 169 НК РФ и Приложения N 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914, в случае осуществления операций, предусмотренных пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, налогоплательщик при выставлении покупателю счета-фактуры в графе 7 "Налоговая ставка" должен указывав налоговую ставку 0 процентов, в графе 8 "Сумма налога" -сумму налога в 0 руб. 00 коп.
Учитывая изложенное, при реализации товаров (работ, услуг), подлежащей обложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов, счета-фактуры, выставленные с налоговой ставкой, не предусмотренной пп. 2 п. 1 ст. 169 НК РФ являются несоответствующими требованиям, установленным пп. 10 и пп. 11 п. 5 ст. 169 НК РФ, и следовательно, в соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ не могут быть основанием для принятия налогоплательщиком предъявленным ему продавцами сумм налога на добавленную стоимость к вычету. Данная позиция изложена в Определением Конституционного суда РФ от 19 января 2005 г. N 41-0 и Высшего арбитражного суда РФ от 20 ноября 2007 г. N 12371/07, а также Постановлениями Президиума ВАС РФ от 20 декабря 2005 г. N 9263/05, от 20 ноября 2007 г. N 7205/07.
Наличие в счете-фактуре перечня операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость по разным налоговым ставкам, не освобождает налогоплательщика от обязанности указывать применительно к каждой такой операции соответствующей ставке налога.
Указание неправомерной налоговой ставки налога на добавленную стоимость хотя бы по одной из позиций влечет признание счета-фактуры в целом как составленного и выставленного с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 ст. 169 НК РФ, значит, не являющегося основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Выплата агентского вознаграждения, таким образом, связана с транспортировкой нефти по территории других государств, в связи, с чем основания для возмещения заявителем налога на добавленную стоимость в составе агентского вознаграждения, уплаченного ОАО "НК "Роснефть" по перевыставленным счетам-фактурам, отсутствуют в силу п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ.
Более того в соответствии с Рекомендациями по метрологии Р 50.2.040-2004 (утв.Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.12.2004 N 125-ст) перемещение партии нефти через таможенный пункт пропуска может быть осуществлено только в сроки действия ВГТД, указанные в маршрутном поручении перевозчиков.
Таким образом, в соответствии с ГТД, товаросопроводительными документами, также счетами-фактурами и актами приема-сдачи нефти на момент оказания агентских услуг по транспортировке нефти товар уже был помещен под таможенный режим экспорта. Поскольку услуги оказаны в связи с перемещением товара уже помещенного под таможенный режим экспорта, следовательно, данные операции должны облагаться НДС по ставке 0%. Следовательно, поставщиком неправомерно применена налоговая ставка 18 % отношению к операциям по реализации услуг по обеспечению транспортировки нефти.
Поскольку применение к операциям по реализации услуг по перевозке (транспортировке), сопровождению, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров ставки 18 процентов не соответствует налоговому законодательству, а данный счет-фактура не может являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету. Положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 АПК РФ не содержат требований, предусматривающих, что ставка 0 % применяется только отношении услуг по транспортировке товаров, оказанных непосредственно при пересечении таможенной территории РФ. Налоговая ставка 0% применяется при оказании услуг по транспортировке товаров, вывозимых за пределы территории РФ.
Таким образом, оказанные агентские услуги относятся к услугам по транспортировке (перевозке) экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров либо к иной подобной услуге, непосредственно связанной с перевозкой экспортируемых товаров.
Суд также учитывает сложившуюся в отношении агентских услуг по обеспечению транспортировки нефти по территории Республики Беларусь, Украины, Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Казахстан единообразной судебной практика (Постановления ФАС МО от 07.08.2006 N КА-А40/7157-06, от 25.09.2006 N КА-А40/8960-06, от 07.11.2006 N КА-А40/10678-06, от 30.01.2007 N КА-А40/11247-06-2, от 24.06.2008 N КА-А40/5476-08, от 02.07.2008 N КА-А40/5619-08, от 30.07.2008 N КА-А40/6955-08,от 07.08.2008 NКА-А40/6571-08, от 27.08.2008 N КА-А40/7534-08-П, от 11.12.2008 NКА-А40/11445-08, от 20.02.2009г. N КА-А40/665/09).
С учетом изложенного, при реализации товаров (работ, услуг), подлежащей обложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов, счета-фактуры, выставленные с налоговой ставкой, не соответствующей пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, являются несоответствующими требованиям, установленным пп. 10 и пп. 11 п. 5 ст. 164 НК РФ, и следовательно, в соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ не могут быть основанием для принятия налогоплательщиком предъявленным ему продавцами сумм налога на добавленную стоимость к вычету.
Таким образом, сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная в размере 5 766 651 руб. 97 коп. с оплаты вознаграждения за выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением транспортировки нефти и нефтепродуктов за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта, на основании счетов-фактур, предъявленных российскими перевозчиками за организацию транспортировки нефти по территории стран СНГ и Балтии, не подлежит возмещению из бюджета.
В отношении сумм НДС, приходящихся на услуги, оказанные до помещения товара под таможенный режим экспорта (т.е. выпуска по ВГТД, НДС 29 272 руб. 23 коп.).
Из представленного в материалы дела акта сверки сумм налоговых вычетов (том 2 л.д.116-132) следует, что заявителю были оказаны агентские услуги ЗАО "Юкос-Транссервис".
Сумма НДС, приходящаяся на работы (услуги), оказанные до помещения товара под таможенный режим экспорта (в ходе процедуры временного декларирования) составляет 29 272 рубля 23 копейки.
Из определения оказанных заявителю услуг не следует, что данные услуги по своему характеру могут осуществляться только в отношении экспортных товаров. Сопоставление дат выставления счетов-фактур и ВГТД произведено сторонами в акте сверки.
Таким образом, для определения налоговой ставки НДС следует исходить из дат выпуска товара в таможенном режиме экспорта, проставляемых на временных таможенных декларациях.
Учитывая, что в данном случае оказание агентских услуг предшествовало выпуску товаров таможенными органами, суд апелляционной инстанции считает правомерным предъявление к вычету НДС по налоговой ставке 18 процентов на основании счетов-фактур , представленных заявителем и отражённых в акте сверки. Данный вывод суда апелляционной инстанции подтверждается Постановлением ФАС МО от 18.09.2009 г. N КА-А40/9416-09-П.
С учётом изложенных обстоятельств, требования заявителя в части признания недействительным решения в части отказа в возмещении НДС в сумме 29 272 рублей 23 копеек подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции в указанной части - отмене. В остальной части по данному эпизоду требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Расходы по оплате госпошлины по иску и апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03 июня 2009 года по делу N А40-33266/08-87-97 изменить.
Признать недействительными решение МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 03.03.08г. N 52-02-17/538 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 8 866 928 руб. 08 коп. за сентябрь 2007 года и предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, соответствующие отказу в праве на налоговый вычет в сумме 8 866 928 руб. 08 коп., и решение N 52-02-17/539 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, связанные с отказом в праве на налоговый вычет в сумме 8 866 928 руб. 08 коп..
В удовлетворении требований ОАО "НК "РОСНЕФТЬ" в остальной части отказать.
Возвратить ОАО "НК "РОСНЕФТЬ" из федерального бюджета государственную пошлину по заявлению в размере 4 000 рублей по платежному поручению N 080 от 30.05.08г. и государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 рублей по платежному поручению N 185 от 24.06.2009г.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Е.А. Птанская |
Судьи |
Л.А. Яремчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-33266/08-87-97
Истец: ОАО "Нефтяная компания "Роснефть"
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/266-11
23.12.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-27772/10
30.07.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8908/10
11.03.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/1573-10
01.12.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-13347/2009