г.Воронеж |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 23.08.2010.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.08.2010.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Протасова А.И., Сергуткиной В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Назенцевой Н.П.,
при участии:
от Комитета по управлению имуществом Курской области: представители не явились, извещено надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью Производственно-торговая фирма "Курскхозторг": представители не явились, извещено надлежащим образом;
от Управления Роснедвижимости по Курской области: представители не явились, извещено надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Курской области
на решение Арбитражного суда Курской области от 27.02.2010
по делу N А35-7682/2009 (судья Петрова О.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Производственно-торговая фирма "Курскхозторг"
к Комитету по управлению имуществом Курской области о признании недействительным решения от 15.07.2009 N01-18/1418,
третье лицо: Управление Роснедвижимости по Курской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Производственно-торговая фирма "Курскхозторг" (далее также - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Курской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействительным решения Комитета по управлению имуществом Курской области (далее также - ответчик, комитет) от 15.07.2009 N 01-18/1418 "О предоставлении в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположены объекты недвижимого имущества, расположенного по адресу: г.Курск, ул. Дейнеки, 1Б" в части пункта 3 в котором указано, что выкупная цена участка установлена в размере 1 046 180 руб. 68 коп. согласно расчету выкупной цены, являющемуся неотъемлемой частью настоящего решения, в пункте 1.4. которого указана цель использования участка кадастровый номер 46:29:103021:0042 для торговой деятельности, а в пункте 2 кадастровая стоимость 41847227,36 руб., а также в части указания в пункте 2 решения о передаче земельного участка для (оптовой торговли).
Решением арбитражного суда Курской области от 27.02.2010 заявленные требования удовлетворены.
Принимая указанный судебный акт, арбитражный суд руководствовался выводами о не соответствии решения комитета в обжалованной части нормам действующего законодательства и нарушении прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с указанным судебным актом, комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить. В обоснование поданной жалобы ответчик указывает, что в утвержденном типовом перечне такой вид разрешенного использования земельных участков, как производственно-хозяйственная деятельность, отсутствует. Согласно свидетельства о государственной регистрации и устава заявителя, его основным видом деятельности является оптовая, розничная торговля, открытие и эксплуатация торговых точек, посредническая деятельность. В связи с чем, со ссылкой на ст.ст. 2, 36 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 20, 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Приказ Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 "Об утверждении технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", Приказ Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337 "Об утверждении методики государственной кадастровой оценки земель поселений", полагает оспоренное заявителем решение комитета законным и обоснованным. Считает, что у суда первой инстанции не имелось оснований, предусмотренных ст.ст. 198, 201 АПК РФ для удовлетворения требований общества.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу общество отклоняет доводы апелляционной жалобы, считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу комитета без удовлетворения. Заявитель указывает, что на спорном земельном участке им осуществляется только складская деятельность, но не оптовая торговля, в связи с чем, указание в обжалуемой части решения на предоставление участка для оптовой торговли считает безосновательным. Ссылается на наличие общей правоспособности и неисчерпывающий характер перечня видов деятельности общества. Общество полагает, что довод комитета относительно отсутствия такого вида разрешенного использования земельных участков, как производственно-хозяйственная деятельность, не подтверждает законности решения комитета об изменении разрешенного вида использования участка. Кадастровый паспорт земельного участка изготовлен, по мнению заявителя, в соответствии с нормами действующего законодательства, уполномоченным на то органом, а доказательств того, что в указанный документ внесены какие-либо изменения или он оспорен в установленном порядке, комитетом не представлено.
Дело рассматривалось арбитражным апелляционным судом в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства.
Через канцелярию суда от общества с ограниченной ответственностью Производственно-торговая фирма "Курскхозторг" поступило ходатайство об отложении судебного заседания, назначенного на 19.08.2010 в связи с невозможностью явки его представителя. Протокольным определением в удовлетворении заявленного ходатайства об отложении судебного заседания отказано.
Согласно ст. 163 АПК РФ в судебном заседании апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 19.08.2010 до 23.08.2010.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью Производственно-торговая фирма "Курскхозторг" зарегистрировано распоряжением главы администрации Ленинского района г. Курска N 374-р 31.12.1992, внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц инспекцией ФНС России по г.Курску за основным государственным регистрационным номером 1024600966917, расположено по адресу: г.Курск, ул.Дейнеки, 1-б.
Согласно Акта на право пользования землей A-I N 087213 от 15.07.1993, земельный участок по адресу г. Курск, ул. Дейнеки, 16 площадью 0,36 га выделен ООО ПТФ "Курскхозторг" в бессрочное пользование.
В дальнейшем земельный участок по адресу г. Курск, ул. Дейнеки, 16 площадью 0,36 га был размежеван, уточнена его площадь 3596 кв.м., а также данный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 46:29:103021:0042.
ООО ПТФ "Курскхозторг" обратилось 16.12.2008 в Комитет по управлению имуществом Курской области с заявлением о передаче в собственность указанного участка.
Комитетом по управлению имуществом Курской области 15.07.2009 вынесено решение N 01-18/1418 "О предоставлении в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположены объекты недвижимого имущества, расположенного по адресу: г.Курск, ул.Дейнеки, 1Б". В пункте 3 вышеназванного решения установлена выкупная цена участка в размере 1046180 руб. 68. коп. В пункте 1.4. расчета выкупной цены (Приложение N 1 к решению) указана разрешенная цель использования участка - для торговой деятельности.
В адрес ООО "Курскхозторг" Комитетом по управлению имуществом Курской области 20.07.2009 был направлен проект договора купли-продажи указанного земельного участка, в соответствии с условиями которого выкупная цена определена исходя из целей использования данного земельного участка - для торговой деятельности.
Посчитав, что решение N 01-18/1418 Комитета по управлению имуществом Курской области "О предоставлении в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположены объекты недвижимого имущества, расположенного по адресу: г.Курск, ул. Дейнеки, 1Б", в части п. 3 с указанием выкупной цены участка в размере 1046180 руб. 68. коп. согласно расчета, и п.1.4. с указанием разрешенной цели использования участка для торговой деятельности противоречит закону и фактическому использованию земель, заявитель обратился в арбитражный суд с рассмотренными требованиями.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения), согласно ч. 1 ст. 3 Земельного кодекса РФ, урегулированы земельным законодательством.
Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. "к" ч. 1 ст. 72) находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 ЗК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2010 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Из ст. 1 Закона Курской области от 24.03.2008 г. N 9-ЗКО "О цене земельных участков, находящихся в населенных пунктах Курской области, а также за пределами границ населенных пунктов Курской области, при продаже земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" следует, что до 01.01.2010 выкупная цена земли в населенных пунктах Курской области, а также за пределами границ населенных пунктов Курской области устанавливается в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Курской области от 06.10.2006 N 65-ЗКО "О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Курской области", п. 1 Постановления Губернатора Курской области от 17.10.2006 N 447, органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах города Курска является комитет по управлению имуществом Курской области.
Постановлением Губернатора Курской области от 17.10.2006 N 447 (п. 2) также установлено, что максимальный размер земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах города Курска, которые могут предоставляться гражданам и юридическим лицам на основании решений органов местного самоуправления города Курска - до 200 кв.м., а свыше 200 кв.м. - на основании решений органов исполнительной государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1.2 ст. 36 ЗК РФ, цена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков предусмотрено проведение государственной кадастровой оценки земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" определен порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями. Государственная кадастровая оценка земель поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен, информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки.
Согласно приказу Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов формирование перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов обязано выполнить территориальное управление Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего оказание услуг в сфере государственной кадастровой оценки земель.
В силу абзаца 2 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с пунктом 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Как установлено судами обеих инстанций и подтверждается материалами дела - кадастровым планом N 2004-08-1852-с от 26.02.2004, кадастровым паспортом от 16.10.2008 г. N 29-03/08-15212 земельный участок с кадастровым номером 46:29:103021:0042 расположенный по адресу: г.Курск, ул. Дейнеки 1-6 предназначен для производственно-хозяйственной деятельности.
Правильно применив вышеизложенные нормы законодательства, исследовав компетенцию Управления Роснедвижимости по Курской области, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что изменение разрешенного вида использования спорного земельного участка является его исключительным полномочием и не относится к компетенции ответчика.
Новый кадастровый паспорт земельного участка от 01.12.2009 N 4629/205/09-246 с разрешенным видом использования - для эксплуатации складов (оптовая торговля) выдан после вынесения Решение Комитета по управлению имуществом Курской области от 15.07.2009 N 01-18/1418 "О предоставлении в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположены объекты недвижимого имущества, расположенного по адресу: г.Курск, ул. Дейнеки, 1Б".
Апелляционная коллегия не принимает во внимание довод заявителя жалобы об отсутствии в типовом перечне вида разрешенного использования земельных участков "производственно-хозяйственная деятельность", поскольку, как уже указывалось выше, изменение разрешенного вида использования спорного земельного участка в установленном порядке не установлено.
При этом суд апелляционной инстанции соглашается с доводом заявителя по делу о том, что из устава общества (т. 1 л.д. 14-18), в частности, его п. 2.2., следует, что общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, а перечень предметов его деятельности не носит исчерпывающий характер. Это опровергает довод комитета, что основным видом деятельности общества является оптовая, розничная торговля. При проведении проверки соблюдения требований земельного законодательства в отношении Общества Земельным комитетом города Курска не было установлено осуществление заявителем того вида деятельности, который указан в оспариваемом решении.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела в отсутствие должных на то правовых оснований. Они полностью повторили правовую позицию ответчика, высказанную в суде первой инстанции, которой была дана надлежащая правовая оценка. Выводов арбитражного суда первой инстанции доводы апелляционной жалобы не опровергают.
Обстоятельства дела установлены арбитражным судом первой инстанции полно, нормы материального права применены правильно.
На основании изложенного, арбитражный суд первой инстанции, учитывая требования ст.ст. 198, 201 АПК РФ, обоснованно полностью удовлетворил заявленные требования.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае (ч. 4 ст. 270 АПК РФ) судом первой инстанции не допущено.
Расходы по оплате госпошлины относятся на заявителя жалобы, однако, взысканию не подлежат, поскольку согласно пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ заявитель апелляционной жалобы от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Курской области от 27.02.2010 по делу N А35-7682/2009 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в установленный законом срок.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-7682/2009
Заявитель: ООО ПТФ "Курскхозторг"
Ответчик: КУМИ Курской области
Третье лицо: Управление Роснедвижимости по Курской обл
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5585/10
25.01.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2753/10
21.10.2011 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2753/10
06.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3263/11
10.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3263/11
06.12.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5585/10
23.08.2010 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2753/10
26.02.2010 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-7682/09