г. Томск |
Дело N 07АП-7098/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2010 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей Журавлевой В.А., Колупаевой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Журавлевой В.А.
при участии:
от заявителя: Бородина Ю.В. по доверенности от 05.02.2010г.
от заинтересованного лица: Ухмылин Н.Е. по доверенности от 11.01.2010г.
от третьего лица: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск Томской области
на Решение Арбитражного суда Томской области от 30 июня 2010 г.
N А67-2221/2010 (судья Мухамеджанова Л.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Инвестиционный коммерческий банк "Совкомбанк"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск Томской области
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Томской области
о признании недействительным сообщения,
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью Инвестиционный коммерческий банк "Совкомбанк" (далее ООО ИКБ "Совкомбанк") обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ о признании недействительным сообщения Инспекции Федеральной службы по ЗАТО Северск Томской области (далее Инспекция, налоговый орган) от 09.12.2009г. N 11-34/11361 об оставлении заявления о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения без рассмотрения.
Судом первой инстанции рассмотрен спор с учетом уточненного предмета требований.
Решением Арбитражного суда Томской области от 30.06.2010г. заявленные ООО ИКБ "Совкомбанк" требования удовлетворены; признано недействительным сообщение Инспекции об оставлении заявления о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения без рассмотрения с возложением на Инспекцию обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт по основаниям:
- неправильного применения судом норм материального права: Закона N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (ст.3); Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2006г. N 302 "О создании и деятельности на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями", Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2020г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей", устанавливающих разрешительный порядок для осуществления деятельности на территории ЗАТО, следовательно, необходимо обращение соискателя с соответствующим заявлением об открытии обособленного подразделения на территории закрытого административно-территориального образования;
- несоответствия выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, Законом N 3297-1 не допускаются создание и деятельность организаций, учредителями которых являются иностранные некоммерческие неправительственные организации, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций, а также деятельность международных организаций (объединений), таким образом, подразделение- операционный офис ООО ИКБ "Совкомбанк" не может продолжать свою деятельность на территории ЗАТО Северск Томской области.
Представителем Инспекции в суде апелляционной инстанции заявлено ходатайство в порядке ст.51 АПК РФ о привлечении к участию в деле юрисконсульта Управления ФСБ России по Томской области, представитель ООО ИКБ "Совкомбанк" оставил разрешение ходатайства на усмотрение суда.
Учитывая, что ходатайство не мотивировано невозможностью его заявления в суде первой инстанции; заявлено со ссылкой на ст. 51 АПК РФ, предусматривающей порядок вступления в дело третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора; процессуальное положение специалиста не определено, о привлечении в качестве третьего лица самого Управление ходатайство не заявлено, кроме того, не обоснованно каким образом судебный акт, которым заканчивается рассмотрение дела по существу может повлиять на права или обязанности специалиста Управления ФСБ по отношению к одной из сторон спора; судом апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст. 184, 185, ч. 2 ст. 268 АПК РФ протокольным определением в удовлетворении заявленного ходатайства отказано.
Представитель Инспекции доводы апелляционной жалобы поддержал и настаивал на ее удовлетворении.
ООО ИКБ "Совкомбанк" в отзыве на апелляционную жалобу, поддержанном представителем в суде апелляционной инстанции, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указав, что ООО ИКБ "Совкомбанк" как юридическое лицо уже создано, поставлено на налоговый учет по месту его нахождения, в городе Северск открыло обособленное подразделение, а при постановке на налоговый учет обособленного подразделения заявление о государственной регистрации юридического лица в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 19.06.2002г. N 439 не заполняется и не направляется, так как направление указанного заявления в налоговый орган предусмотрено в случае создания юридического лица; ООО ИКБ "Совкомбанк" как организация с иностранными инвестициями, имеет право осуществлять деятельность на территории ЗАТО в порядке, предусмотренном пунктом 9 Правил, Постановлений Правительств РФ от 11.06.1996г. N 693, от 26.06.1998 N 655, которыми не определен перечень документов, необходимый для постановки на налоговый учет организации по месту нахождения обособленного подразделения; заявителем предоставлен полный пакет документов, основания для оставления заявления о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения без рассмотрения, а равно для истребования документов, не предусмотренных п. 1 ст. 84 НК РФ, у Инспекции не имелось.
Управление ФНС России по Томской области в представленном отзыве, доводы апелляционной жалобы Инспекции поддержало, указав на неисполнение заявителем на момент подачи заявления о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения условий, определенных Правилами, утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.05.2006г. N 302, в связи с чем, Инспекция правомерно оставила заявление Общества без рассмотрения; также просит рассмотреть дело без участия представителя Управления.
Суд, в соответствии с ч.2 ст. 156 АПК РФ, с учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, не возражавших на рассмотрение дела в отсутствие представителя Управления, рассмотрел дело в отсутствие представителя Управления ФНС России по Томской области.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Томской области от 30.06.2010г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, ООО ИКБ "Совкомбанк" письмом от 02.12.2009г. N 1451 уведомило ИФНС России по ЗАТО Северск об открытии 01.12.2009г. обособленного подразделения Операционный офис "Северский" филиал "Центральный ООО ИКБ "Совкомбанк", расположенного по адресу: г.Северск, Коммунистический проспект, 112, пом.у4 с предоставлением пакета документов, в том числе заявления о постановке на учет российской организации по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации.
Сообщением от 09.12.2009г. N 11-34/11361 Инспекция уведомила заявителя об оставлении представленного заявления без рассмотрения по основаниям того, что учредителями ООО ИКБ "Совкомбанк" являются: Частная компания с ограниченной ответственностью "Ти Би Ай Эф Файнэншел Сервисиз Би Ви" (Нидерланды), Частная компания с ограниченной ответственностью "СовКо Капитал Партнерс Би Ви" (Нидерланды), а также со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 05.07.2001г. N 508 "Об утверждении перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов"; Закон Российской Федерации от 14.07.1992г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании", Устав городского округа закрытого административно-территориального образования Северск Томской области.
По результатам рассмотрения жалобы Общества, Управление ФНС России по Томской области сослалось, в том числе и на нарушение Правил создания и деятельности на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями (утверждено Постановлением Правительства РФ N 302 от 22.05.2006г.) ООО ИКБ "Совкомбанк" в части не представления доказательств обращения с заявлением в Государственную корпорацию по атомной энергетике "Росатом" для получения разрешения на осуществление деятельности; указав, что при выполнении всех условий, определенных данными Правилами , ООО ИКБ "Совкомбанк" может представить необходимые документы для постановки на учет российской организации по месту нахождения обособленного подразделения на территории РФ в ИФНС России по ХПТО Северск.
Полагая, что оставление заявления о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения без рассмотрения не соответствует ст.ст.83, 84 НК РФ, нарушает права и законные интересы заявителя, ООО ИКБ "Совкомбанк" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании сообщения об оставлении заявления без рассмотрения недействительным.
Удовлетворяя заявленные ООО ИКБ "Совкомбанк" требования, суд первой инстанции исходил из не выполнения налоговым органом обязанности, предусмотренной п.10 ст. 83, п.2 ст. 84 НК РФ по постановке на учет ООО ИКБ "Совкомбанк" по месту нахождения обособленного подразделения в течение пяти дней со дня представления им всех необходимых документов, не выдачи уведомления о постановке на учет в налоговом органе; не доказанности соответствия принятого им сообщения положениям Налогового Кодекса РФ, не предусматривающих право налогового органа на оставление заявления организации о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения без рассмотрения.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из правильного применения судом первой инстанции норм материального права к возникшим спорным правоотношениям, и фактически установленных обстоятельств дела.
В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщики - организации помимо обязанность, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях: в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации; в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации; встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом.
Указанной обязанности налогоплательщика корреспондирует и обязанность налогового органа по ведению в установленном порядке учета организаций и физических лиц (п.п.10 п.1 ст. 32 НК РФ).
Организации и физические лица в силу ст. 83 НК РФ подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Особенности учета иностранных организаций и иностранных граждан устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации (пункт 1 статьи 83 НК РФ).
При осуществлении организацией деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет такой организации подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения, если указанная организация не состоит на учете по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение.
В иных случаях постановка на учет организации в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений осуществляется налоговыми органами на основании сообщений в письменной форме, представляемых этой организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса (пункт 4).
Налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет (пункт 10).
В соответствии с пунктом 1 статьи 84 НК РФ постановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления. При подаче заявления о постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения, документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.
Постановка на учет, снятие с учета организаций и физических лиц по основаниям, не предусмотренным пунктом 3 статьи 83 настоящего Кодекса, осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Форма заявления о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм налогового законодательства , постановку на учет организации по месту нахождения каждого его обособленного подразделения осуществляет налоговый орган по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения; постановка на учет носит уведомительный характер путем подачи в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения заявления по утвержденной Министерством финансов РФ форме, с особенностями порядка постановки на учет и снятия с учета иностранных организаций и иностранных граждан.
Как правомерно установлено судом первой инстанции и не опровергнуто Инспекцией, ООО ИКБ "Совкомбанк" в ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области представлен полный пакет документов для постановки на учет организации по месту нахождения его обособленного подразделения по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/8260.
Одновременно с заявлением о постановке на учет общество представило копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту его нахождения, и документы, подтверждающие создание обособленного подразделения.
При этом, оставляя заявление Общества без рассмотрения в самом оспариваемом сообщении, а равно в приводимых доводах в обоснование своих возражений по заявленным требованиям, как в суде первой инстанции, так и в апелляционной инстанции, Инспекцией не указано какие положения Налогового Кодекса Российской Федерации, установленных форм и документов Министерством финансов РФ, необходимых для постановки на учет обособленного подразделения нарушены заявителем; какие конкретно документы, предусмотренные названными нормативно - правовыми и поднормативными актами не представлены ООО ИКБ "Совкомбанк"; сообщение не содержит ссылки на не представление каких-либо документов , разъяснений по порядку постановки на учет в ЗАТО; а исходя из содержания сообщения со ссылкой на п. 2.2 Закона N 3297-1 следует, что на территории закрытого административно-территориального образования вообще не допускается создание и деятельность организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные организации, иностранные некоммерческие неправительственные организации, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций, а также деятельность международных организаций (объединений), что не соответствует Правилам создания и деятельности на территории ЗАТО образования организаций с иностранными инвестициями (утверждены Постановлением Правительства РФ N 302 от 22.05.2006г. "О создании и деятельности на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями") (пункт 2).
В ответе Управления о результатах рассмотрения жалобы ООО ИКБ "Совкомбанк" указано на не выполнение заявителем условий, определенных Правилами, однако не содержится ссылки на не исполненные пункты Правил, а равно, на то какие конкретно условия не выполнены с учетом того, что, оставляя заявление ООО ИКБ "Совкомбанк" о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения, без рассмотрения Инспекцией не указывается на невыполнение заявителем каких-либо условий Правил; из содержания ответа Управления не следует, что им при рассмотрении жалобы давалась оценка представленным Обществом к заявлению от 01.12.2009г. документов и сделан вывод о их неполноте либо недостаточности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 84 НК РФ налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения, а также постановку на учет (снятие с учета) организаций и физических лиц по основаниям, не предусмотренным пунктом 3 статьи 83 настоящего Кодекса, в течение пяти дней со дня представления ими всех необходимых документов и в тот же срок выдать им уведомления о постановке на учет (уведомления о снятии с учета) в налоговом органе. Формы таких уведомлений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать им свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Форма такого свидетельства устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Проанализировав вышеприведенные положения налогового законодательства, регулирующие порядок и учет организаций в налоговом органе по месту нахождения их обособленных подразделений, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении Инспекцией требований пункта 10 статьи 83 и пункта 2 статьи 84 НК РФ в части невыполнения обязанности по постановке на учет ООО ИКБ "Совкомбанк" по месту нахождения обособленного подразделения в течение пяти дней со дня представления им всех необходимых документов и в тот же срок не выдала ему уведомления о постановке на учет в налоговом органе.
Доводам Инспекции, поддержанным третьим лицом, оставившим жалобу Общества на сообщение Инспекции без удовлетворения о не допущении Законом N 3297-1 от 14.07.1992г. "О закрытом административно-территориальном образовании" и Уставом городского округа ЗАТО Северск Томской области создания и деятельности организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные организации, иностранные некоммерческие неправительственные организации, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций, а равно определяющих особый режим безопасного функционирования предприятий и объектов в закрытых административно-территориальных образованиях, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
ООО ИКБ "Совкомбанк" как юридическое лицо уже создано и постановлено на налоговый учет по месту его нахождения; как организация с иностранными инвестициями имеет право осуществлять деятельность на территории закрытого административно-территориального образования в порядке, предусмотренном пунктом 9 Правил, согласно которого деятельность организаций с иностранными инвестициями на территории ЗАТО осуществляется в соответствии с требованиями Постановлений Правительства Российской Федерации от 11.06.1996г. N 693 "Об утверждении Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом""; от 26.06.1998г. N 655 "Об утверждении Положения об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации", указанными Постановлениями не определен перечень документов, необходимый для постановки на налоговый учет организации по месту нахождения обособленного подразделения.
С учетом изложенного, заявление о государственной регистрации юридического лиц в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 19.06.2002г. N 439 не заполняется и не направляется, поскольку не создается юридическое лицо; кроме того, утвержденная Приказом ФНС России от 01.12.2006г. N САЭ-3-09/8260 форма N 1-2-учет заявления о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации (л.д.11, т.1) не содержит соответствующего раздела заявления об отметке какого-либо согласования.
Ссылки в апелляционной жалобе на п. 30 Положения (утверждено Постановлением Правительства РФ от 11.06.1996г. N 693), несостоятельны, поскольку данная норма не регулирует вопросы постановки на налоговый учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения на территории ЗАТО.
Доводы Инспекции о возможности применения к сложившимся спорным правоотношениям аналогии права в виду не установления положениями налогового законодательства оснований для оставления заявления о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения без рассмотрения, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонены как не соответствующие ст.ст. 83, 84 НК РФ.
При таких обстоятельствах, при отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих соответствие оспариваемого сообщения требованиям налогового законодательства, регулирующих порядок постановки на налоговый учет российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений; создания в данной случае организации ООО ИКБ "Совкомбанк" российскими учредителями, впоследствии продавших свои доли иностранным инвесторам; а равно влекущим ограничение гарантий, предусмотренных ст.8 Конституции Российской Федерации, признания судом сообщения об оставлении заявления ООО ИКБ "Совкомбанк" о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения недействительным, является правомерным.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, не противоречат имеющимся в деле доказательствам и в силу статьи 268, 270 АПК РФ не подлежат переоценке судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Томской области от 30 июня 2010 года по делу N А67-2221/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А. Усанина |
Судьи |
В.А .Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-2221/2010
Истец: ООО ИКБ "Совкомбанк"
Ответчик: ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области
Третье лицо: УФНС России по Томской области