Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" и в статью 17.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Федеральным законом от 18 декабря 2001 года N 177-ФЗ с 1 июля 2002 года введен в действие Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, который предусматривает возможность рассмотрения судами общей юрисдикции уголовных дел с участием присяжных заседателей. При рассмотрении дел в соответствии с этой формой судопроизводства суды сталкиваются с большими трудностями, связанными с формированием коллегий присяжных заседателей.
Основная проблема заключается в том, что кандидаты в присяжные заседатели уклоняются от явки в судебное заседание, зачастую без уведомления сотрудников аппарата суда о причинах своей неявки. Так, из 300 лиц, вызываемых Верховным Судом РСО-Алания в качестве кандидатов в присяжные заседатели, в среднем, в судебное заседание является лишь их пятая часть. В результате отбора присяжных заседателей количество явившихся в суд кандидатов в присяжные заседатели часто оказывается недостаточным для формирования коллегии. Это, в свою очередь, приводит к многократному откладыванию судебных разбирательств на длительный срок. Последнее обстоятельство обусловлено установленной законом процедурой формирования коллегий присяжных заседателей и временем, необходимым работникам аппарата суда для отправления гражданам, включенным в списки кандидатов в присяжные заседатели, уведомлений о необходимости явки в судебное заседание.
Как показывает статистика, из всех рассмотренных судьями Верховного Суда РСО-Алания уголовных дел с участием присяжных заседателей, формирование коллегии присяжных заседателей в первый же день заседания имело место только в 3-х случаях. В остальном же судьи вынуждены были назначать новые даты заседаний и дополнительно вызывать еще большее количество кандидатов в присяжные заседатели.
Невозможность по указанной выше причине своевременного формирования коллегий присяжных заседателей приводит к затягиванию определенных Европейской конвенцией по правам человека разумных сроков рассмотрения уголовных дел, что вызывает обоснованные жалобы в адрес суда со стороны участников судопроизводства.
Кроме того, чрезмерно долгое судебное разбирательство приводит к излишнему расходованию денежных средств, связанных, например, с транспортировкой из следственного изолятора подсудимых, содержащихся под стражей. Статистика свидетельствует, что конвойная служба МВД РСО-Алания многократно сразу после доставки в суд возвращала подсудимых в СИЗО по причине неявки в суд кандидатов в присяжные заседатели.
Перерасход средств также вызывается оплатой труда адвокатов, участвующих в судебном разбирательстве по назначению суда, поскольку выплата вознаграждения защитнику производится за каждый день работы в суде, независимо от итогов судебного заседания.
Таким образом, нежелание граждан являться для участия в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей создает серьезные препятствия для нормальной работы судов и умаляет авторитет судебной власти.
При этом Федеральным законом Российской Федерации от 20 августа 2004 года N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции", регламентирующим, в том числе порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного заседателя, никакой ответственности за их неисполнение не предусмотрено.
Поэтому, учитывая сложившуюся ситуацию, и в целях повышения эффективности применения нормативных актов, регулирующих вопросы суда присяжных, необходимо внести в указанный выше закон и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ряд изменений, касающихся введения административной ответственности для лиц, уклоняющихся от явки в суд в качестве кандидатов в присяжные заседатели и самих присяжных заседателей.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" и в статью 17.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация указанного Закона не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета.
Перечень
законов и иных правовых актов, принятия, отмены, изменения и дополнения которых требует принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" и в статью 17.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" и в статью 17.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует принятия, отмены, изменения и дополнения иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.