Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФпо конституционному законодательству и государственному строительству от 1 ноября 2006 г.
на проект федерального закона N 305753-4 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" и в статью 17.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Парламентом Республики Северная Осетия - Алания
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел проект федерального закона N 305753-4 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" и в статью 17.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Парламентом Республики Северная Осетия - Алания.
Проект предполагает установление административной ответственности для граждан, вызванных в суд в качестве кандидатов в присяжные заседатели, в случае их неоднократной неявки в суд без уважительных причин. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, суды сталкиваются с большими трудностями, связанными с формированием коллегий присяжных заседателей, поскольку кандидаты в присяжные заседатели часто уклоняются от явки в судебное заседание. Таким образом, по мнению субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, нежелание граждан являться для участия в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей создает серьезные препятствия для нормальной работы судов и умаляет авторитет судебной власти.
Комитет полагает необходимым отметить, что в соответствии с частью пятой статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия. Согласно части 1 статьи 8 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия.
Таким образом, участие граждан в осуществлении правосудия является их правом, но не обязанностью. В связи с этим не может быть установлена административная ответственность граждан за отказ от реализации своего права на участие в отправлении правосудия. Также необходимо отметить, что проектные изменения предусматривают ответственность не только присяжных заседателей, но и кандидатов в присяжные заседатели, которые не прошли процедуру отбора и не приняли присягу.
Кроме того, по мнению Комитета, не может быть установлена административная ответственность присяжных заседателей за неявку в суд без уважительной причины, поскольку законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях не регулирует правоотношения, возникающие в рамках уголовного процесса. Порядок формирования коллегии присяжных заседателей установлен статьей 328 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Ответственность присяжных заседателей за неявку в суд без уважительной причины в виде денежного взыскания уже предусмотрена в пункте 3 статьи 333 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в официальном отзыве от 29 июня 2006 года N 2.12-17/633 не поддерживает принятие данного законопроекта.
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы по указанному законопроекту отмечается, что формирование коллегии присяжных заседателей из кандидатов в присяжные заседатели, собранных в суд под угрозой применения административного штрафа, ставит под сомнение беспристрастность и независимость сформированного таким образом суда.
На основании вышеизложенного, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству не поддерживает указанный законопроект и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Утверждено на заседании Комитета 1 ноября 2006 года.
Первый заместитель |
А.П. Москалец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.