Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму от 4 декабря 2006 г. N вн 3.8-13/1333
по проекту федерального закона N 357580-4 "Об организации деятельности розничных рынков", внесенному депутатом Государственной Думы Е.А. Федоровым
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 357580-4 "Об организации деятельности розничных рынков", внесенный депутатом Государственной Думы Е.А. Федоровым, направлен на установление федеральным законодательством правовых основ порядка организации и функционирования розничных рынков, прав и обязанностей субъектов розничных рынков в целях упорядочения торговой деятельности на розничных рынках.
Концепция законопроекта соответствует поручениям Президента Российской Федерации от 5 октября 2006 г. N Пр-1693 и Правительства Российской Федерации от 7 октября 2006 г. N МФ-П12-4709 и целям обеспечения защиты прав потребителей, обеспечения потребностей населения Российской Федерации в товарах, работах (услугах) соответствующего качества, поддержки отечественных товаропроизводителей, создания условий для реализации на розничных рынках сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и физическими лицами, ведущими личное (подсобное) хозяйство.
Законопроектом предусмотрены порядок организации деятельности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг потребителям на рынках, права и обязанности субъектов данной деятельности, требования к содержанию территории и оборудованию рынка, порядок предоставления торговых мест на рынках, вводится понятийный аппарат, в том числе классификация розничных рынков. Кроме того, в пакете с законопроектом внесен проект федерального закона N 357579-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", предусматривающий ответственность за нарушение требований, предъявляемых к осуществлению деятельности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории рынка.
Ключевыми положениями законопроекта являются:
- перечень обязанностей управляющей рынком компании по организации деятельности рынка;
- формирование и ведение управляющей рынком компании реестра продавцов;
- перечень требований к содержанию территории и оборудованию рынка;
- порядок предоставления торговых мест на рынке, в том числе установление минимальной квоты торговых мест для отечественных товаропроизводителей (по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, но не менее 20% от общего количества торговых мест, а на территории сельскохозяйственного кооперативного рынка для членов сельскохозяйственного кооператива - не менее 50%);
- введение карточки продавца с перечнем указываемых в ней сведений, а также личной нагрудной карточки;
- определение Правительством РФ перечня товаров (работ, услуг), запрещаемых для реализации на рынке.
Устанавливая на уровне федерального законодательства правовые основы порядка организации и функционирования розничных рынков, законопроект вместе с тем справедливо предусматривает широкое участие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в вопросах организации деятельности розничных рынков, а именно в установлении порядка выдачи управляющей рынком компании разрешения на право организации деятельности на рынке, контроле деятельности управляющей рынком компании, контроле информации, содержащейся в реестре продавцов, установлении минимальной квоты торговых мест для отечественных товаропроизводителей (но не менее 20%), предоставлении управляющей рынком компании земельного участка для организации розничного рынка и иных предусмотренных законодательством полномочий.
По мнению Комитета, принятие законопроекта позволит упорядочить отношения, складывающиеся в сфере организации и функционирования розничных рынков, сократит предпосылки возникновения коррупции и криминала на розничных рынках, будет способствовать защите прав потребителей, а также обеспечению прав и законных интересов субъектов торговой деятельности, в том числе отечественных товаропроизводителей. Обеспечению эффективности реализации положений данного законопроекта будет способствовать установление соответствующей административной ответственности в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
Редакционные, юридико-технические замечания к законопроекту, в том числе отмеченные в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы, устранимы во втором чтении.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 357580-4 "Об организации деятельности розничных рынков", внесенный депутатом Государственной Думы Е.А. Федоровым.
Председатель Комитета |
Е.А. Федоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.