В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации Правительством Российской Федерации рассмотрен проект указанного федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предусматривается введение монополии государства на производстве этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции путем формирования баланса производства и потребления этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции, расчета и установления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу производственной мощности по производству этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при том, что основное технологическое оборудование находится в собственности данного юридического лица (в настоящее время производственная мощность предприятия определяется по производительности основного технологического оборудования).
Законопроектом предлагается также наделить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти следующими полномочиями: сбор заявок-расчетов на приобретение этилового спирта и (или) спиртосодержащей продукции, выдача уведомлений - документов, разрешающих оборот и использование для собственных нужд этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции.
Таким образом, реализация положений проекта федерального закона, по существу, направлена на создание системы планирования объемов производства этилового спирта, алкогольной и нефасованной спиртосодержащей продукции, предусматривающей выдачу разрешений на поставку и закупку указанной продукции, что представляет собой возвращение к действовавшей системе квотирования, ранее доказавшей свою неэффективность.
Вместе с тем законопроект не содержит норм, предусматривающих осуществление государственного контроля за объемами производства, поставки и закупки этилового спирта на основе формирования баланса производства и потребления этилового спирта, как это указано в пояснительной записке.
Проектом федерального закона предлагается распространить сферу действия Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" на деятельность организаций, связанную с производством и оборотом лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также на деятельность аптечных учреждений.
Однако правоотношения, возникающие в связи с разработкой, изготовлением, доклиническими и клиническими испытаниями лекарственных средств, контролем их качества, эффективности, безопасности, торговлей лекарственными средствами и иными действиями в сфере обращения лекарственных средств, являются предметом регулирования Федерального закона "О лекарственных средствах".
Согласно нормам этого Федерального закона лекарственные средства являются веществами, применяемыми для профилактики, диагностики, лечения болезни. К лекарственным средствам относятся вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств. Соответственно лекарственные средства могут как содержать, так и не содержать этиловый спирт.
Положения пункта 4 статьи 1 законопроекта в части перечня документов, представляемых организацией в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для получения уведомления, не соответствуют нормам главы 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как банковская гарантия и поручительство являются различными способами обеспечения обязательств.
Указанным перечнем документов предусмотрено также представление организацией заявки-расчета с указанием объема и целевого назначения приобретаемого этилового спирта и (или) спиртосодержащей продукции, а также суммы акцизного сбора, подлежащего уплате с произведенной продукции, при этом в Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует понятие "акцизный сбор".
Кроме того, предложенные законопроектом нормы о введении механизмов обеспечения полной уплаты акцизного сбора потребителями этилового спирта при его закупке могут быть реализованы только путем внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Пунктом 10 статьи 1 законопроекта предлагается осуществлять лицензирование деятельности, связанной с производством и оборотом лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Вместе с тем фармацевтическая деятельность, которая осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными учреждениями и включает в себя оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, а также изготовление лекарственных средств, лицензируется в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" (подпункт 47 пункта 1 статьи 17) с учетом положений Федерального закона "О лекарственных средствах".
По законопроекту также имеются замечания юридико-технического характера.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает данный проект федерального закона.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 1740п-П9 "Заключение на проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", вносимый депутатами Государственной Думы Драгановым В.Г. и Медведевым Ю.Г."
Текст письма официально опубликован не был