Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
В настоящее время отношения в области физической культуры и спорта регулируются Федеральным законом от 29 апреля 1999 года N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Со времени его введения накоплен определенный опыт практики применения установленных им норм, а также иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области физической культуры и спорта. Определились достоинства и недостатки законодательства о физической культуре и спорте. Анализ правоприменительной практики показывает, что отдельные нормы указанного Федерального закона носят декларативный характер, недостаточно эффективны либо имеют внутренние противоречия. В связи с тем, что за указанный период значительному изменению подверглось бюджетное законодательство и законодательство о разграничении полномочий, в том числе в области физической культуры и спорта, возникла необходимость приведения норм Федерального закона от 29 апреля 1999 года N 80-ФЗ с нормами федеральных законов, принятых после введения его в действие.
Основными элементами законодательства о физической культуре и спорте, модифицируемыми в новой редакции федерального закона о физической культуре и спорте в Российской Федерации являются: субъекты физической культуры и спорта, институты государственного регулирования физической культуры и спорта, а также договорные отношения в сфере физической культуры и спорта.
Предметом правового регулирования данного законопроекта являются отношения в области физической культуры и спорта, возникающие при:
создании необходимых условий для развития физической культуры и спорта и физического воспитания населения;
подготовке спортивного резерва и сборных команд России по различным видам спорта для их успешного выступления на международных соревнованиях.
Указанные изменения синхронизируют законодательство о физической культуре и спорте с гражданским, налоговым и бюджетным законодательством.
Законопроект подготовлен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и системообразующими законами Российской Федерации и направлен на реализацию пункта 2 статьи 41 Конституции Российской Федерации, которым установлено, что деятельность, способствующая развитию физической культуры и спорта, поощряется, а также статьи 72 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В законопроекте существенно расширен и уточнен понятийный аппарат. Впервые введены такие понятия, как официальные физкультурные и спортивные мероприятия, массовый спорт, национальный вид спорта, параолимпийское и сурдоолимпийское движения, правила соревнований, спортивная дисциплина, спорт высших достижений, физическая подготовка, спортивные сооружения, и другие.
Проектом закона вводится новый вид общественного объединения - спортивная федерация, целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов сборных команд. Спортивные федерации могут быть местными, региональными и общероссийскими. Устанавливаются особенности создания, государственной регистрации и реорганизации спортивных федераций. Структура спортивных федераций выстроена по аналогии со структурой национально-культурных автономий. Большинство местных спортивных федераций по определенному виду спорта объединяются в региональную спортивную федерацию, а большинство региональных спортивных федераций, в свою очередь, объединяются в общероссийскую спортивную федерацию. Таким образом, исключается возможность одновременного существования двух общероссийских спортивных федераций, культивирующих один и тот же вид спорта. В связи с этим, ликвидируется как малоэффективная, установленная законодательством Российской Федерации процедура аккредитации общероссийских физкультурно-спортивных объединений (федераций, союзов, ассоциаций).
В законопроекте закрепляются такие институты государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта, как признание видов спорта и спортивных дисциплин, Всероссийский реестр видов спорта, Единая всероссийская спортивная классификация, Единый календарный план всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий, которые вместе образуют стройную систему.
Законопроект, в рамках проводимой в стране административной реформы, исключает возможность дублирования функций федеральных органов исполнительной власти.
Особое внимание в проекте закона уделено вопросам разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления. Отдельная статья посвящена разграничению расходных полномочий.
Разработаны соответствующие юридические нормы, регулирующие основополагающие правоотношения в сфере физической культуры и спорта. В частности, к таковым относятся нормы, регулирующие:
деятельность в спорте высших достижений, в системе подготовки спортивного резерва, по формированию и функционированию сборных команд Российской Федерации;
взаимоотношения спортсмена и физкультурно-спортивной организации (договор о спортивной деятельности, переходы спортсменов, противодействие применению допинга и т.п.);
организацию физической культуры и спорта в системе образования, здравоохранения, в Вооруженных Силах, правоохранительных органах и органах безопасности, по месту работы, жительства и отдыха населения, в том числе деятельность спортивных клубов, спортивных школ, училищ олимпийского резерва;
развитие физической культуры и спорта среди инвалидов;
деятельность, направленную на создание и укрепление материально-технической базы, совершенствование образовательного и медицинского обеспечения физической культуры и спорта.
В законопроекте систематизированы принципы законодательства о физической культуре и спорте, устранены декларативные и отсылочные нормы, а также нормы, дублирующие положения Конституции Российской Федерации и иных федеральных законов.
Проект новой редакции федерального закона о физической культуре и спорте в Российской Федерации должен обеспечить достижение следующих целей:
оздоровительной - занятия спортом, физическими упражнениями и закаливание формируют своеобразный иммунитет к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя и курению;
воспитательной - спорт оказывает влияние на нравственное воспитание человека, формирование его культуры поведения и стиля жизни, без которых человек не может быть личностью и полноценным гражданином. Спорт является самым эффективным средством перевоспитания "трудных подростков", предоставляя широкие возможности для реализации энергии, инициативы, творчества и физических способностей, для проявления лидерства и соперничества на здоровой основе;
социальной - у занимающихся спортом высокая социальная активность. Выработка таких качеств личности, как решительность, воля, целеустремленность и самообладание невозможна без систематических занятий спортом;
патриотической - спорт является мощным средством гражданского патриотического воспитания, без которого невозможно обеспечить ни безопасность страны, ни ее экономическое процветание;
экономической - приобщение к регулярным занятиям физической культурой и спортом будет способствовать укреплению здоровья граждан, снижению заболеваемости и сокращению расходов государства на оказание медицинской помощи и выплату пособий по временной нетрудоспособности.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее Закон) создает дополнительные условия развития социальной сферы и экономики Российской Федерации.
Основополагающей задачей государственной политики является создание условий для роста благосостояния населения Российской Федерации, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Создание правовой основы в виде Закона для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан в значительной степени способствует достижению указанной цели. Существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина.
Создание условий, предусмотренных Законом, для привлечения широких масс населения к занятиям физической культурой, укрепления состояния здоровья населения и успехов на международных состязаниях будут являться бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы России, а также ее военной и политической мощи.
Эффективность влияния принятия Закона на социально-экономическое развитие Российской Федерации можно рассматривать по нескольким направлениям. Прежде всего, это - медицинское - показывающее влияние расширения возможностей занятий физической культурой и спортом, предусмотренное Законом, на ориентацию населения на здоровый образ жизни и профилактику заболеваемости населения, влияния регулярных занятий физической культурой и спортом на демографическую обстановку в стране, продолжительность жизни, сокращения населения подверженного вредным привычкам (курение, алкоголь, наркотики, преступность).
Расширение возможностей населения Российской Федерации в регулярных занятиях физической культурой и спортом приведет к укреплению физического здоровья населения; снижения уровня заболеваемости, продолжительности экономически активной жизни, которая, в итоге выражается в сокращении расходов государства на оказание медицинской помощи и выплату пособий по временной нетрудоспособности, росте производительности труда, увеличению валового внутреннего продукта.
При этом принятие Закона не потребует дополнительных ассигнований средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, отмене или изменению в связи с принятием проекта федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
1. Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2206) признать утратившим силу.
2. Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 167-ФЗ "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5271) признать утратившим силу.
3. Федеральный закон от 12 июля 2006 г. N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 29, ст. 3126) признать утратившим силу.
4. Статью 47 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167) признать утратившей силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.