Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду и социальной политике от 7 декабря 2006 г.
по проекту федерального закона N 343508-4 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
Проект федерального закона N 343508-4 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" рассмотрен Комитетом Государственной Думы по труду и социальной политике.
Как отмечается в пояснительной записке, рассматриваемый законопроект направлен на приведение в соответствие устаревших норм Федерального закона от 29 апреля 1999 года N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" с нормами федеральных законов, принятых после введения его в действие, в частности, с нормами бюджетного законодательства и законодательства о разграничении полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления. Законопроектом предлагается ввести новый понятийный аппарат, закрепляются новые институты государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта. Фактически законопроект представляет собой новую редакцию Федерального закона о физической культуре и спорте в Российской Федерации.
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по труду и социальной политике высказывает ряд следующих замечаний и предложений в части, относящейся к компетенции Комитета:
1. В пояснительной записке говорится о том, что в законопроекте существенно расширен и уточнен понятийный аппарат. В частности, из перечня основных понятий было исключено понятие спортсмена-профессионала, содержащееся в действующем Федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Подобное исключение создает существенный пробел в перечне субъектов правоотношений в сфере физической культуры и спорта.
Необходимо отметить, что в Модельном законе о национальных видах спорта, принятом в г. Санкт-Петербурге 26.03.2002 г. постановлением 19-8 на 19-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, дается определение профессионального спортсмена по национальным видам спорта. Понятие "профессиональный спортсмен" используется в Трудовом кодексе РФ, в законодательстве об охране труда этой категории работников.
С учетом сказанного выше представляется целесообразным дать в законопроекте определения профессиональных спортсменов (спортсменов-профессионалов) и профессионального спорта.
Кроме того, в перечне основных понятий, предлагаемом законопроектом, отсутствуют определения таких субъектов правоотношений в сфере физической культуры и спорта, как "спортивный клуб", "тренер-профессионал", "спортивный агент". Внесение соответствующих определений в статью 1 законопроекта также представляется целесообразным. Уточнения требует и термин "иные специалисты в области физической культуры и спорта", который употреблен в п. 8 статьи 4 законопроекта.
Говоря о физической реабилитации, необходимо расширить это понятие, включив в него и психологическую реабилитацию.
2. В пункте 10 ч. 1 статьи 23 проекта федерального закона необходимо уточнить, о какой именно дисквалификации спортсмена идет речь. Поскольку спортивный паспорт является документом, фактически характеризующим качества спортсмена, аналогичные деловым качествам работника, на протяжении всей его профессиональной спортивной деятельности, предлагается ограничить заносимые в этот паспорт сведения о дисквалификации некоторым минимальным сроком дисквалификации (к примеру, сведения о длительной (более 6 месяцев) дисквалификации).
Часть 3 статьи 23 законопроекта предусматривает, что сведения, содержащиеся в спортивном паспорте, за исключением сведений о физиологических показателях спортсмена и его медицинских обследованиях, могут свободно использоваться и распространяться в целях, связанных с осуществлением спортсменом своей спортивной деятельности. Поскольку в соответствии с ч. 2 статьи 23 законопроекта в спортивном паспорте должны быть указаны сведения, относящиеся к персональным данным спортсмена, то на них будет распространяется действие Федерального закона от 27.07.2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", вступающего в силу с 26 января 2007 года. В соответствии с положениями п. 1 ч. 2 статьи 6 Закона о персональных данных согласия субъекта персональных данных на их обработку (включая использование и распространение) не требуется, если обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора. Таким образом, необходимо дополнить ч. 3 статьи 23 законопроекта соответствующими конкретизирующими положениями.
В ч. 4 статьи 23 законопроекта положение о порядке ведения спортивного паспорта, основаниях его оформления и выдачи необходимо дополнить основаниями признания недействительности спортивного паспорта.
3. Статьей 27 законопроекта устанавливается императивная норма, в соответствии с которой в коллективные договоры включаются обязательства работодателей по созданию работникам условий для занятий физической культурой и спортом, а также предоставление работникам организаций и членам их семей для занятия физической культурой и спортом имеющихся спортивных сооружений и баз. В соответствии с частью 1 статьи 41 Трудового кодекса РФ содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. При этом в коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по вопросам, определенным сторонами, а не федеральным законом. Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений (ч. 1 ст. 37 ТК РФ).
Пункт 2 части 1 статьи 27 законопроекта предусматривает включение в коллективный договор положений об оплате работодателем, заключившим этот коллективный договор, труда работников спортивных сооружений и баз, предоставляемых для занятий физкультурой и спортом работникам и членам их семей. Данное положение не учитывает всего многообразия ситуаций, которые могут сложиться на практике, в частности, случаи, когда работодатель арендует некое спортивное сооружение (базу) для занятий его работниками спортом. В этом случае нет достаточных правовых оснований для выплаты работодателем заработной платы работникам иного юридического лица.
Термин "законодательство" имеет широкое и узкое толкование, к примеру, под трудовым законодательством понимается Трудовой кодекс РФ, иные федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права (ч. 1 ст. 5 ТК РФ). Во избежание разночтений предлагается заменить предлагаемую законопроектом в ч. 1 статьи 27 формулировку "в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований" словами "в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
4. Пункт 2 части 4 статьи 33 законопроекта предусматривает, что член сборной команды Российской Федерации имеет право получать денежное вознаграждение по основному месту работы, службы, учебы, если это предусмотрено законами или иными нормативными правовыми актами. В целях приведения этого положения в соответствие с нормами трудового законодательства необходимо изложить его в редакции "2) получать денежное вознаграждение по основному месту работы, службы, учебы, если это предусмотрено законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (служебным контрактом), локальными нормативными актами".
5. Статья 35 о противодействии применению допинговых средств и методов в спорте отнесена авторами законопроекта к главе "Спорт высших достижений". В то же самое время ее положения носят во многом общий характер и адресованы широкому кругу спортсменов, а не только спортсменам высокого класса. Представляется целесообразным перенести рассматриваемую статью в главу "Общие положения".
В соответствии с пунктами 2, 9 части 4 статьи 35 законопроекта меры по противодействию применению допинговых средств и методов включают, в частности, установление ответственности в области применения допинговых средств и методов; установление ответственности физкультурно-спортивных организаций, спортсменов, тренеров, врачей и других специалистов за нарушение существующих правил допингового контроля. Из предложенной редакции статьи не вполне ясно, о какой ответственности идет речь. К примеру, Кодекс об административных правонарушениях не предусматривает ответственности по данным вопросам.
6. В соответствии с частью 1 статьи 36 законопроекта по договору о спортивной деятельности одна сторона обязуется выполнить определенные таким договором работы или услуги (принять участие в соревнованиях, организовать и провести спортивные мероприятия и иные подобные услуги и работы), а другая сторона обязуется оплатить такие услуги и работы. Поскольку в рассматриваемом законопроекте не дано определения спортивной деятельности, то не ясно, что следует понимать под "иными подобными услугами и работами".
Не вполне очевидна правовая природа договоров о спортивной деятельности. С одной стороны, к ним отнесены договоры по организации и проведению спортивных мероприятий, которые могут заключаться между физкультурно-спортивными организациями. С другой стороны, в соответствии с п. 2 этой же статьи договор о спортивной деятельности заключается спортсменом либо тренером с физкультурно-спортивной организацией или профессиональным спортивным клубом. Представляется целесообразным уточнить, кто может являться сторонами договора о спортивной деятельности, а также включить в статью 1 "Основные понятия" законопроекта определение спортивной деятельности.
7. Часть 2 статьи 37 устанавливает, что трудовой договор со спортсменом или тренером может заключаться на определенный или неопределенный срок. При этом необходимо отметить, что в соответствии с действующим законодательством срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон не со всеми спортсменами, а лишь с профессиональными спортсменами в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 2 ст. 59 ТК РФ). Расширение по сравнению с действующей редакцией статьи 59 ТК РФ круга лиц, с которыми по соглашению сторон может быть заключен срочный трудовой договор, не представляется целесообразным и существенно ухудшает права значительного числа спортсменов и иных работников в сфере физической культуры и спорта.
В части 2 статьи 37 законопроекта дан закрытый перечень положений, которые могут содержаться в трудовом договоре, заключаемом между физкультурно-спортивной организацией и спортсменом или тренером. В частности, к таким положениям относится порядок выплаты компенсации за досрочное расторжение трудового договора по инициативе одной из сторон. В соответствии со статьей 351 Трудового кодекса РФ особенности регулирования труда профессиональных спортсменов устанавливаются трудовым законодательством в порядке, определенном статьей 252 ТК РФ. В свою очередь, статья 252 ТК РФ устанавливает, что особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности, могут устанавливаться исключительно Трудовым кодексом либо в случаях и порядке, им предусмотренных. При этом Трудовой кодекс не предусматривает установления компенсаций работником работодателю за досрочное расторжение трудового договора по инициативе работника.
Часть 3 статьи 37 законопроекта вводит перечень дополнительных оснований досрочного прекращения трудового договора (контракта) со спортсменом или тренером по инициативе работодателя. Необходимо отметить, что термин "контракт" в тексте рассматриваемого законопроекта нигде не определен, в трудовом законодательстве в целях унификации терминологии этот термин в указанном смысле не используется.
Статья 77 ТК РФ устанавливает закрытый перечень общих оснований прекращения трудового договора. Трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным федеральными законами (ч. 2 ст. 77 ТК РФ). Перечень оснований расторжения трудового договора дан в статье 81 ТК РФ, п. 6 части 1 которой наделяет работодателя правом расторгнуть трудовой договор при однократном грубом нарушении работником трудовых обязанностей, а также дает закрытый перечень таких нарушений. Кроме того, п. 5 части 1 статьи 81 ТК РФ содержит такое основание расторжения трудового договора по инициативе работодателя как неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание. В этой связи представляется излишним включение авторами законопроекта в перечень дополнительных оснований расторжения трудового договора со спортсменом (тренером) пункта о повторном в течение года грубом нарушении им требований трудового договора.
Редакция пункта 2 ч. 3 статьи 37 законопроекта нуждается в уточнении, поскольку любая спортивная тренировка в силу своей природы сопряжена с тем или иным физическим и психическим напряжением спортсмена.
Редакция пункта 3 части 3 статьи 37 проекта закона также нуждается в уточнение, поскольку не вполне ясно, о каких именно запрещенных в спорте средствах и методах идет речь: имеются ли в виду допинговые средства и методы, о которых идет речь в статье 35 законопроекта, либо речь идет об иных средствах и методах.
Также в перечне части 3 статьи 37 законопроекта следует предусмотреть дополнительное основание расторжения трудового договора со спортсменом в случае его длительной дисквалификации.
8. Рассматриваемый законопроект не содержит положений, регулирующих социальное обеспечение спортсменов и работников физкультурно-спортивных организаций. При этом соответствующие положения содержатся в статье 32 действующего Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". В частности, установлено, что на работников физкультурно-спортивных организаций, работающих и проживающих в сельских муниципальных образованиях, распространяются льготы, установленные в законодательном порядке для учителей сельских образовательных учреждений и медицинских работников. Отсутствие указанных норм приведет к существенному ухудшению положения спортсменов и работников физкультурно-спортивных организаций.
При условии существенной доработки с учетом изложенных замечаний и предложений Комитет по труду и социальной политике поддерживает концепцию проекта федерального закона N 343508-4 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.