Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций от 7 декабря 2006 г.
на проект федерального закона N 343508-4 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
Комитет, рассмотрев проект федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, отмечает следующее.
Представленный законопроект направлен на совершенствование правоотношений в области физкультуры и спорта.
Законопроектом предлагается много интересных новелл. В частности.
- закрепляются основные институты государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта (Всероссийский реестр видов спорта, Единая всероссийская спортивная классификация, Единый календарный план всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий и т.д., которые в совокупности своей образуют стройную систему);
- в рамках проводимой в стране административной реформы предусматриваются меры, исключающие возможность дублирования функций федеральных органов исполнительной власти;
- достаточно подробно расписаны вопросы разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления в области физической культуры и спорта;
- регламентируются договорные отношения в сфере физкультуры и спорта;
- вводится новый вид общественных объединений - спортивная федерация. Немаловажным фактором является то, что предлагаемый в законопроекте порядок создания спортивных федераций полностью исключает возможность одновременного существования двух общероссийских спортивных федераций, культивирующих один и тот же вид спорта. Это создает возможность ликвидировать действующую в настоящее время малоэффективную процедуру аккредитации Общероссийских физкультурно-спортивных объединений (федераций, союзов, ассоциаций).
Вместе с тем законопроект не лишен отдельных недостатков.
1. Так, статья 10 законопроекта ставит возрастное ограничение учредителям и членам спортивной федерации как вида общественного объединения - 18 лет. Данная норма не соответствует статье 19 ФЗ "Об общественных объединениях", где установлено, что членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие не только 18-ти лет, но и граждане, достигшие 14-ти лет (молодежные общественные объединения) и даже 8-ми лет (детские объединения).
Более того, ГК РФ, отмечая, что дееспособность граждан в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, т.е. с 18 лет, в отдельных случаях (к примеру, вступление в брак) допускает возможность снижения возрастного ценза гражданина, когда наступает его полная дееспособность (статья 21).
2. В той же статье 10 (пункт 9) закреплено положение, согласно которому в руководящие органы спортивных федераций избираются граждане Российской Федерации. Данное положение противоречит статье 6 ФЗ "Об общественных объединениях", где указывается на то, что право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионные органы общественной организации, коей является спортивная федерация, предоставляется не всем гражданам РФ, а лишь членам данной организации.
3. В пункте 7 статьи 10 отказ в принятии в члены спортивной федерации регламентируется нормой закона, в то время как согласно пункту 3 статьи 20 ФЗ "Об общественных объединениях" условия и порядок приобретения и утраты членства в общественной организации определяется ее уставом. Эта норма также закреплена и в Законе "О политических партиях".
Данное положение законопроекта ведет к ограничению прав общественных объединений, в том числе спортивных федераций.
4. В базовом Федеральном законе "Об Общественных объединениях" приводится исчерпывающий перечень документов, необходимых для государственной регистрации любого общественного объединения (статья 21). В то время как статьей 13 законопроекта прописан свой порядок регистрации, предусматривающий предоставление в регистрирующий орган дополнительных документов и сведений.
Если авторы законопроекта хотели отразить особый порядок государственной регистрации именно спортивных федераций, то в этом случае необходимо было привести полный перечень документов для государственной регистрации спортивных федераций с учетом требований базового закона и настоящего федерального закона, отражающего специфику регистрации спортивных федераций. Такое положение допускается в специальном законе. Аналогом может послужить Федеральный закон "О политических партиях".
Тоже самое касается и оснований отказа в регистрации. Не прописывать какие-либо дополнительные основания, отличающиеся от тех, которые прописаны в статье 23 ФЗ "Об Общественных объединениях", а привести их полный перечень, с учетом требований базового закона и специфики спортивных федераций.
5. Пункт 3 статьи 14 законопроекта противоречит статье 57 ГК РФ, а также нормам федеральных законов "Об общественных объединениях и "О некоммерческих организациях". Согласно положению указанного пункта реорганизация спортивной федерации путем выделения из нее одной или нескольких спортивных федераций не допускается, если... (далее перечисляются условия). Тем самым ставятся определенные ограничения в части реорганизации спортивных федераций, в то время как ни статья 57 ГК РФ, ни федеральные законы "Об общественных объединениях и "О некоммерческих организациях" никаких ограничений в части реорганизации не предусматривают.
6. В формулировке текста законопроекта встречаются некоторые юридические некорректности, которые могут создавать проблемы в правоприменительной практике.
Так, например, в статье 1 законопроекта отмечается, что спортивная федерация является общественной организацией. Однако по смыслу ФЗ "Об общественных объединениях" общественная организация предполагает объединение граждан. В то время как термин "федерация" по своему смысловому значению идентичен терминам "ассоциация", "союз", что означает объединение каких-либо объединений. Подобное определение может привести к неоднозначному толкованию и вызвать сложности в правоприменительной практике.
7. В статье 13 части 2 пункте 2 в числе перечня дополнительных документов, необходимых для регистрации спортивной федерации, указывается, что должна быть представлена выписка из реестра региональных спортивных федераций. У правоприменителей возникает естественный вопрос - о каком реестре идет речь. Толи это внутренний реестр по видам спорта, то ли это реестр, который ведет регистрирующий орган или же это единый государственный реестр юридических лиц. Данное положение требует уточнения.
8. Некорректно сформулирована и часть 5 статьи 12 законопроекта, где говорится о том, что сообщение об учредительном съезде (конференции) спортивной федерации публикуется в печатном издании, определяемом органом исполнительной власти в области физкультуры и спорта. С нашей точки зрения, данное положение может создать условия для развития коррупции. То есть, сам чиновник определяет, где и когда должно публиковаться данное сообщение. Между тем, право выбора - где и когда опубликовать это сообщение, должно принадлежать самим спортивным федерациям.
В целом Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты" с учетом устранения отмеченных недостатков в ходе его подготовки и рассмотрения Государственной Думой во втором чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.