Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам от 12 декабря 2006 г.
на проект федерального закона N 292825-4 "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об установлении нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых в отношении углеводородного сырья, добываемого на начальной стадии освоения месторождения), внесен Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры), первое чтение
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить главу 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" части второй Налогового кодекса Российской Федерации нормами, предусматривающими установление нулевой налоговой ставки на срок, не превышающий пяти лет на начальной стадии освоения месторождений для налогоплательщиков, разрабатывающих месторождения, суммарные текущие извлекаемые запасы которых по лицензионным участкам налогоплательщика не превышают: по нефти - 50 млн. тонн, по газу горючему природному - 50 млрд. куб. метров. При этом начальные извлекаемые запасы месторождения не должны превышать по нефти - 10 млн. тонн, по газу - 10 млрд. куб. метров, а период добычи на месторождении не должен превышать 5 лет с начала добычи первой тонны нефти или первой тысячи куб. метров газа. По мнению субъекта законодательной инициативы, реализация настоящей меры позволит стимулировать деятельность малых и средних предприятий, осуществляющих добычу полезных ископаемых, а также будет способствовать вовлечению в оборот мелких месторождений.
Комитет не поддерживает настоящий законопроект по следующим основаниям.
Как отмечено в заключении Правительства Российской Федерации, законопроектом вводятся понятия "суммарные текущие извлекаемые запасы" и "начальные извлекаемые запасы", определения которых в законопроекте отсутствуют.
Кроме того, в статье 1 законопроекта не определено, за какой период должны приниматься в расчет "суммарные текущие извлекаемые запасы" и "начальные извлекаемые запасы". При этом необходимо иметь в виду, что действующим законодательством Российской Федерации о недрах не определено, что именно является начальной стадией освоения месторождений и что подразумевается под освоением месторождения углеводородного сырья.
Согласно пункту 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации видами добытого углеводородного сырья являются: нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья, прошедший технологию промысловой подготовки, попутный газ и газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, за исключением попутного газа. Вместе с тем в законопроекте условия для применения налоговой ставки 0 процентов в отношении газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья не предусматриваются.
При этом необходимо учитывать, что предлагаемые законопроектом меры частично реализованы в положениях Федерального закона от 27.07.2006 N 151-ФЗ "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Указанным Федеральным законом, в частности, предусматривается, что с 01.01.2007 на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области и Красноярского края, будет действовать нулевая ставка налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти, добытой на новых месторождениях.
Статьей 2 законопроекта предлагается ввести в действие федеральный закон по истечении одного месяца со дня официального опубликования. Вместе с тем, статья 5 Налогового кодекса Российской Федерации определяет иной порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год.
Следует также учитывать, что Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию, являющийся соисполнителем по настоящему законопроекту, представил заключение о целесообразности отклонения законопроекта Государственной Думой.
Исходя из изложенного Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 292825-4 "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Первый заместитель |
Г.Я. Хор |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.