Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму от 13 ноября 2006 г. N вн 3.8-13/1221
по проекту федерального закона N 344588-4 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр" (внесен Президентом Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму рассмотрел проект федерального закона N 344588-4 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр", внесенный Президентом Российской Федерации, и отмечает.
Рассматриваемый проект федерального закона имеет своей целью обеспечить эффективное правовое регулирование отношений в сфере игорного бизнеса.
В законопроекте определены основные понятия в сфере игорного бизнеса, установлены требования к игорным заведениям. Запрещена деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи.
Законопроектом вводится норма, согласно которой игорные заведения могут быть открыты исключительно на территории игорных зон. При этом на территории Российской Федерации одновременно предусматривается создание не более четырех игорных зон двух видов: игорные зоны поселений и особые игорные зоны. Установлены требования к организаторам азартных игр:
- чистые активы организатора азартных игр в течение всего периода осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр должны быть не менее 600 млн. рублей.
- не могут выступать организаторами азартных игр юридические лица, учредителями (участниками) которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или органы местного самоуправления.
Определены требования к расположению игорных заведений. Устанавливается, что игорные заведения могут располагаться только в зданиях, строениях, сооружениях, являющихся объектами капитального строительства. Запрещается функционирование игорных заведений в объектах жилищного фонда, незавершенного строительства, временных постройках, киосках, навесах и других подобных постройках; в зданиях (строениях, сооружениях), в которых расположены детские, образовательные, медицинские и санаторно-курортные учреждения, культовые и религиозные организации; в зданиях автовокзалов, железнодорожных и речных вокзалов, речных портов, аэропортов, на станциях (остановках) всех видов общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений и др.
Органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные требования к размещению игорных заведений в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Не допускаются к участию в азартных играх и пари лица, не достигших возраста 18 лет. По мнению Комитета, данная норма будет препятствовать массовому вовлечению в азартные игры детей и подростков.
Кроме того, в законопроекте содержатся нормы, направленные на укрупнение игорных заведений. Так, в казино должно быть установлено не менее 10 игровых столов, а количество игровых автоматов, установленных в зале игровых автоматов, не может быть менее 50. Данная норма, по мнению Комитета, позволит сократить количество игорных заведений. Установлен механизм вступления в действие положений закона:
- с 1 июля 2007 года подлежат закрытию все игорные заведения, не соответствующие установленным в законе требованиям (до 1 января 2009 года игорные заведения, соответствующие установленным в законе требованиям могут продолжить свою работу без получения специального разрешения);
- с 1 января 2009 года все игорные заведения, расположенные вне игорных зон будут закрыты.
По мнению Комитета, данная норма позволит обеспечить плавное вхождение объектов игорного бизнеса в новые условия правового регулирования.
Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству поддерживает концепцию законопроекта, направленную на установление ограничений на осуществление деятельности по организации и проведение азартных игр и пари в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
В то же время, ряд положений законопроекта нуждается в уточнении, а также увязке с Гражданским кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и др.
Так, в пункте 17 статьи 4 законопроекта тотализатор определяется как "игорное заведение или часть игорного заведения, в котором организатор азартных игр организует заключение пари между участниками азартных игр". Данное положение не согласуется с пунктом 1 статьи 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором тотализатор определяется как основанная на риске игра.
Кроме того понятия, используемые в законопроекте и указанные в статье 4, необходимо согласовать с статьей 364 Налогового кодекса Российской Федерации (например, с такими понятиями, как "пари", "игровой стол", "игровой автомат", "касса букмекерской конторы", "касса тотализатора" и др.).
Следует отметить, что принятие рассматриваемого законопроекта повлечет необходимость внесения изменений в целый ряд законодательных актов. Так, законопроектом предусматривается уплата государственной пошлины за рассмотрение заявления, выдачу или продление разрешения на открытие игорного заведения. В то же время законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такого вида государственной пошлины не предусмотрено. Необходимо также предусмотреть ответственность организаторов азартных игр за нарушения законодательства о деятельности по проведению и организации азартных игр и пари.
Требуют доработки нормы законопроекта, касающиеся создания и (ликвидации) игорных зон, организации контроля за деятельностью объектов игорного бизнеса, а также положения статьи 18 законопроекта. Необходимо также учесть особенности организации деятельности букмекерских контор и касс тотализаторов в части определения размера чистых активов, требований к размерам помещений, а также мест расположения пунктов приема ставок.
Положения законопроекта о запрете осуществления на территории Российской Федерации деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, требуют дополнительной проработки, поскольку не содержат механизмов, позволяющих реализовать данный запрет на практике и контролировать его соблюдение.
Кроме того, Комитет отмечает, что принятие законопроекта приведет к сокращению налогооблагаемой базы и, соответственно, потерям доходной части региональных бюджетов. Комитет считает необходимым предусмотреть меры, направленные на изменение законодательства о соответствующих бюджетах с целью компенсации снижения доходов субъектов Федерации.
Однако указанные недостатки могут быть решены в рамках рассматриваемой концепции при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 344588-4 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр", внесенный Президентом Российской Федерации.
Председатель Комитета |
Е.А. Федоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.