Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам от 13 ноября 2006 г.
по проекту федерального закона N 344588-4 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр", внесен Президентом Российской Федерации, первое чтение
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 344588-4 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр", Комитет отмечает следующее.
Законопроект направлен на создание принципиально нового режима государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установление ограничений на осуществление данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Согласно статье 3 законопроекта в качестве основных мер государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр определяются:
установление обязательных требований к организаторам азартных игр, игорным заведениям, посетителям игорных заведений (зон), порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений;
выделение специальных территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр;
выдача разрешений на открытие игорных заведений на специально выделенных территориях;
запрещение, выявление и пресечение деятельности лиц, осуществляющих деятельность в области организации и проведения азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.
В соответствии с рассматриваемым законопроектом осуществление указанных мер возлагается на Правительство Российской Федерации, уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, иные федеральные органы исполнительной власти в пределах их компетенции, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Основным элементом концепции законопроекта является локализация деятельности по организации и проведению азартных игр только в рамках двух специальных видов игорных зон:
игорных зон поселений, которые могут создаваться на участках территории Российской Федерации, используемых и предназначенных для застройки и развития городских и сельских поселений;
особых игорных зон, которые могут создаваться на землях, не являющихся землями поселений.
Законопроектом устанавливается жесткое ограничение: на территории Российской Федерации одновременно могут функционировать не более четырех игорных зон.
Кроме того, законодательно устанавливаются требования как к организаторам азартных игр, так и к игорным заведениям.
Так, статья 7 законопроекта определяет, что организаторами азартных игр могут быть исключительно российские организации, учредителями (участниками) которых не являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или органы местного самоуправления и чистые активы которых составляют не менее 600 млн. рублей.
Согласно статье 9 законопроекта, игорные заведения могут располагаться только в зданиях, строениях, сооружениях, являющихся объектами капитального строительства; в соответствии со статьей 12 законопроекта, площадь зоны обслуживания участников азартных игр в казино на территории игорной зоны поселения не может быть менее 800 квадратных метров; в зоне обслуживания участников азартных игр в казино должно быть установлено не менее 10 игровых столов; в случае установки в зоне обслуживания участников азартных игр в казино игровых автоматов площадь зоны обслуживания участников азартных игр в зале игровых автоматов не может быть менее 100 квадратных метров, при этом в зале игровых автоматов должно быть установлено не менее 50 игровых автоматов.
Устанавливается норма, согласно которой игровые автоматы, установленные в зале игровых автоматов, должны находиться исключительно в собственности организатора азартных игр, при этом технологически заложенный средний процент денежного выигрыша каждого игрового автомата должен быть не ниже 80 процентов.
В соответствии со статьей 18 законопроекта закон вступает в силу с 1 января 2007 года, при этом предусматриваются следующие переходные положения.
Игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным статьями 5, 7-9 и 12 законопроекта, вправе продолжить свою деятельность до 31 декабря 2008 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на открытие игорного заведения или разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в особой игорной зоне.
В то же время деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным статьями 5, 7-9 и 12 законопроекта, должна быть прекращена до 1 июля 2007 года.
Предусмотренные законопроектом особые игорные зоны должны быть созданы до 1 июля 2007 года. Деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренных законопроектом разрешения на открытие игорного заведения в игорной зоне поселения или разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в особой игорной зоне, должна быть прекращена до 1 января 2009 года.
Комитет, поддерживая концепцию законопроекта в части установления нового режима государственного регулирования игорного бизнеса, в то же время отмечает ряд замечаний к положениям законопроекта, относящихся к вопросам ведения Комитета.
1. Принятие рассматриваемого законопроекта повлечет необходимость внесения изменений в законодательство о налогах и сборах. В частности, статья 4 законопроекта содержит определения 24 основных понятий, используемых в законопроекте. В то же время статья 364 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) также содержит определения 10 идентичных основных понятий, используемых в целях налогообложения игорного бизнеса. В целях исключения возможных коллизий в правоприменительной практике представляется целесообразным определения основных понятий, относящихся к сфере игорного бизнеса, сохранить только в базовом законе.
Следует также отметить, что предлагаемая в законопроекте локализация организации и проведения азартных игр в четырех игорных зонах приведет к снижению доходов от налогообложения игорного бизнеса в бюджеты субъектов Российской Федерации, на территориях которых не будут размещены игорные зоны. В связи с этим также представляется целесообразным рассмотреть вопрос об изменении вида (и, возможно, статуса платежа), взимаемого в настоящее время в соответствии с главой Кодекса "Налог на игорный бизнес". В качестве альтернативного варианта налогообложения игорного бизнеса следует рассмотреть вопрос об установлении федерального налога на игорный бизнес либо его отмены с распространением на игорный бизнес положений главы Кодекса "Налог на прибыль организаций" с использованием предусмотренного статьей 284 Кодекса механизма распределения налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы.
Представляется также целесообразным предусмотреть в Кодексе порядок уплаты и размеры государственной пошлины за действия органов, уполномоченных осуществлять меры государственного регулирования в сфере игорного бизнеса.
2. Нормы законопроекта, связанные с порядком его введения в действие, следует привести в соответствие с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающими на постоянной основе налоговые доходы бюджетов Российской Федерации, а также устанавливающими правила корректировки доходной базы с начала очередного финансового года.
3. Представляется целесообразным учесть особенности организации деятельности букмекерских контор и касс тотализаторов в части определения размера чистых активов, требований к размерам помещений букмекерских контор и касс тотализаторов, а также мест расположения пунктов приема ставок вне границ игорных зон.
4. Принятие рассматриваемого законопроекта повлечет за собой необходимость внесения изменений и в некоторые другие законодательные акты. В частности, в настоящее время деятельность в сфере игорного бизнеса подлежит лицензированию в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". В то же время статья 11 законопроекта вводит механизм выдачи разрешений на открытие игорного заведения в игорной зоне поселения. В связи с этим представляется целесообразным внесение соответствующих изменений в указанный Закон, либо сохранение действующего порядка лицензирования с внесением необходимых уточнений в рассматриваемый законопроект.
С учетом изложенного Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 344588-4 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр" в первом чтении и доработать его ко второму чтению с учетом замечаний, содержащихся в настоящем заключении и заключении Правительства Российской Федерации на указанный законопроект.
Первый заместитель |
Г.Я. Хор |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.