Заключение Правового Управления Аппарата Государственной Думы ФС РФ от 11 декабря 2006 г. N вн 2.2-1/4390
по проекту федерального конституционного закона N 264781-4 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
Согласно предлагаемым изменениям в статью 115 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" местом постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации является город федерального значения Санкт-Петербург. Обращаем внимание на то, что словосочетание "город федерального значения" употребляется тогда, когда речь идет не о географическом объекте - городе Санкт-Петербург, а о субъекте Российской Федерации. В этой связи полагаем, что слова "федерального значения" должны быть исключены, что будет соответствовать терминологии, используемой в Конституции Российской Федерации (см., например, статьи 65 (часть 1) и 70 (часть 2) Конституции Российской Федерации).
Предлагаемой редакцией части третьей статьи 115 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" установлено, что в целях обеспечения доступа граждан, их объединений, других субъектов права к конституционному правосудию, сохранения постоянной связи Конституционного Суда Российской Федерации с законодательными (представительными), исполнительными и судебными органами государственной власти Российской Федерации, представительствами субъектов Российской Федерации в городе Москве создается представительство Конституционного Суда Российской Федерации. Требует уточнения словосочетание "других субъектов права", поскольку его содержание не ясно: идет ли речь о праве на обращение или об ином праве. Предлагаемое положение требует уточнения также исходя из терминологии, используемой в Конституции Российской Федерации. Так, словосочетание "законодательные (представительные)" применяется только в отношении органов власти субъектов Российской Федерации (см., например, статьи 66 (часть 2) и 104 (часть 2) Конституции Российской Федерации). Вместо словосочетания "судебные органы государственной власти Российской Федерации" полагаем необходимым использовать словосочетание "суды Российской Федерации" (см. статью 11 Конституции Российской Федерации).
Обращаем внимание, что создание и деятельность представительств субъектов Российской Федерации в городе Москве на законодательном уровне не урегулирована. Также не ясно, кем и в каком порядке создается данное представительство.
Статьей 3 законопроекта определено, что судьям Конституционного Суда Российской Федерации на период замещения должности, а также переезжающим вместе с ними в город Санкт-Петербург членам их семей, не обеспеченным жилыми помещениями в месте постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения в виде отдельной квартиры (с мебелью и телефоном) с учетом права судьи Конституционного Суда Российской Федерации на дополнительную площадь жилого помещения в размере не менее 20 квадратных метров или в виде отдельной комнаты в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В этой связи отмечаем, что не ясно, какие именно граждане относятся к членам семьи судьи Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации членами семьи являются супруги, родители, дети и иные лица. В то же время Жилищным кодеком Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения отнесены проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. При этом к гражданам, являющимися# членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, помимо прочего, предъявляется условие о ведении совместно с нанимателем общего хозяйства.
Помимо этого обращаем внимание, что право судьи Конституционного Суда Российской Федерации на дополнительную площадь жилого помещения предусмотрено не только в законодательных актах Российской Федерации (Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации"), но и в Указе Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 года N 941 "О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации". В этой связи слова "законодательством Российской Федерации" необходимо заменить словами "нормативными правовыми актами Российской Федерации".
Обращаем внимание на то, что согласно терминологии Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" судья Конституционного Суда Российской Федерации не замещает должность, а пребывает в должности судьи (см., например, статью 12 указанного закона).
Законопроект требует доработки в соответствии с Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованных Советом Государственной Думы для использования при осуществлении законопроектной деятельности (выписка из протокола N 187 заседания Совета Государственной Думы 20 ноября 2003 года). При внесении изменений в одну или две (не более) статьи законодательного акта наименование законопроекта целесообразно конкретизировать и изложить его следующим образом:
О внесении изменения в статью 115 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
Иные замечания юридико-технического характера, а также замечания лингвостилистического характера переданы в рабочем порядке.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.