Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 14 декабря 2006 г. N 3.1-101/9
на проект федерального закона N 357579-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный депутатами Государственной Думы Е.А. Федоровым, Г.В. Куликом, А.М. Сысоевым, Е.В. Паниной, Р.И. Гималовым, А.Н. Хайруллиным
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен проект федерального закона N 357579-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный депутатами Государственной Думы Е.А. Федоровым, Г.В. Куликом, А.М. Сысоевым, Е.В. Паниной, Р.И. Гималовым, А.Н. Хайруллиным.
Данный законопроект был внесен на рассмотрение Государственной Думы совместно с проектом федерального закона N 357580-4 "Об организации деятельности розничных рынков", который посвящен вопросам организации и функционирования розничных рынков товаров и осуществлению на таких рынках розничной торговли. С учетом этого, рассматриваемый законопроект направлен, в частности, на обеспечение правовой охраны общественных отношений, подлежащих регулированию в рамках обозначенного законопроекта N 357580-4, посредством установления административной ответственности за нарушение правил осуществления указанных видов деятельности.
Вместе с тем, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству отмечает, что административные правонарушения, ответственность за которые должна быть установлена после принятия рассматриваемого проекта федерального закона, не ограничивается только сферой, затрагиваемой предметом регулирования законопроекта "Об организации деятельности розничных рынков", - поскольку в целом рассматриваемый законопроект предусматривает введение административной ответственности за более широкий круг правонарушений, возникающих при несоблюдении правил организации деятельности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг потребителям.
При этом квалифицирующими признаками видов правонарушений, вводимых представленным законопроектом, являются такие административные составы, как нарушение порядка предоставления торговых мест для осуществления продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг потребителям, в том числе организация торговых мест, не предусмотренных схемой их размещения, уклонение от предоставления либо непредоставление отечественным товаропроизводителям установленного минимального количества торговых мест, а также нарушение порядка ведения реестра продавцов (в том числе уклонение от ведения реестра продавцов, несвоевременное или неточное внесение записей в реестр продавцов), и, наконец, непредоставление по требованию уполномоченных органов власти сведений из реестра продавцов, несвоевременное предоставление либо предоставление неполных или недостоверных сведений из такого реестра.
В соответствии с представленным проектом федерального закона административная ответственность за указанные правонарушения устанавливается в отношении должностных лиц и юридических лиц, а органами, уполномоченными рассматривать дела о таких правонарушениях, являются органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (в лице главного государственного инспектора Российской Федерации по торговле, его заместителей, а также начальников территориальных управлений государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и их заместителей).
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству отмечает, что рассматриваемый проект федерального закона соответствует Конституции Российской Федерации и в целом не имеет существенных расхождений с какими-либо нормативными правовыми актами действующего законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем, Комитет считает необходимом обратить внимание на определенное - хотя и временное - несоответствие законопроекта норме одной из основополагающих статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - норме пункта 3 части первой статьи 1.3 КоАП РФ, где зафиксировано, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Поскольку согласно содержащимся в законопроекте предложениям административная ответственность должна быть введена за нарушение правил организации деятельности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, - а такие правила федеральным законодательством пока не установлены, - это означает, что предлагаемые данным проектом новые административные составы в настоящее время не основаны на требованиях федеральных законов или других нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих административную ответственность.
Причем, для исправления этой ситуации принятия одного лишь Федерального закона, соответствующего уже упоминавшемуся законопроекту "Об организации деятельности розничных рынков", будет недостаточно, поскольку, как уже отмечено выше, рассматриваемая законодательная инициатива предусматривает нововведения в КоАП РФ в связи с нарушениями правил торговли не только на розничных рынках, но и в более широких сферах торговой и других видов деятельности, затрагивающих права потребителей.
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству отмечает, что 27 ноября 2006 года в N 48 (ст. 4943) "Собрания законодательства Российской Федерации" был опубликован и по истечении 10 дней после этой даты официального опубликования вступил в силу Федеральный закон от 25 ноября 2006 года N 193-ФЗ "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей". Согласно данному Федеральному закону Правительство Российской Федерации наделяется правом установления правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) потребителям.
В данной связи, очевидно, что - во исполнение приведенной новации Закона РФ "О защите прав потребителей" - обозначенные правила в скором времени могут быть утверждены, и одновременно будут устранены определенное несоответствие и некоторая преждевременность (в формально-правовом смысле) предлагаемых рассмотренным законопроектом нововведений в Кодекс об административных правонарушениях.
При этом, - как по поводу проекта федерального закона 357580-4 "Об организации деятельности розничных рынков", - так и в отношении рассмотренного законопроекта N 357579-4 "О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях" Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству полагает, что принятие данного законопроекта будет способствовать развитию одного из важных направлений общей линии законодательного регулирования в Российской Федерации общественных отношений на современном этапе, предполагающего более эффективную регламентацию и упорядочение условий и порядка осуществления трудовой и предпринимательской деятельности на территории нашей страны как в формах оптовой и розничной торговли, так и в других видах и формах, в рамках которых осуществляется выполнение различных работ и предоставление широкого спектра услуг потребителям, а также обеспечивается защита их прав и законных интересов.
С учетом отмеченных обстоятельств, рассмотренный проект федерального закона является актуальным, обоснованным и заслуживает поддержки.
В связи с изложенным, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 357579-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный депутатами Государственной Думы Е.А. Федоровым, Г.В. Куликом, А.М. Сысоевым, Е.В. Паниной, Р.И. Гималовым, А.Н. Хайруллиным.
Настоящее Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству "14" декабря 2006 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.