Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 8 декабря 2006 г. N вн.2.2-1/4363
по проекту федерального закона N 357579-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенному депутатами Государственной думы Е.А. Федоровым, Г.В. Куликом, А.М. Сысоевым, Е.В. Паниной и Р.И. Гималовым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
По данному проекту, касающемуся внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в части установления ответственности за нарушение правил организации деятельности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг потребителям, сообщаем следующее.
1. Полагаем, что наименование данного проекта не в полной мере отражает его содержание, поскольку неясно, по какому вопросу вносятся предлагаемые изменения. В этой связи следует отметить, что в соответствии с Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов наименование законопроекта отражает его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители могли по наименованию законодательного акта определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать.
2. Проектом (пункт "б" статьи 1) в новой статье 14.15.1 КоАП РФ предлагается установить административную ответственность за нарушение правил организации деятельности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг потребителям.
В этой связи обращаем внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 25.11.2006 г. N 193-ФЗ "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (вступает в силу 10 декабря 2006 года) Правительство Российской Федерации вправе устанавливать правила организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) потребителям. В настоящее время такие правила отсутствуют.
Вместе с тем, Государственной Думой 6 декабря 2006 года в первом чтении принят проект федерального закона N 357580-4 "Об организации деятельности розничных рынков", предметом регулирования которого являются отношения, связанные с организацией деятельности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг потребителям на розничных рынках. Указанным законопроектом N 357580-4 устанавливается, в частности, порядок предоставления торговых мест на розничном рынке (статья 7), порядок ведения реестра продавцов (статья 5 проекта) и другие вопросы, связанные с организацией деятельности именно розничных рынков.
Однако настоящий проект распространяет предлагаемую им ответственность не только на нарушения в сфере организации деятельности розничных рынков, но также и на нарушения всей сферы организации торговой деятельности, что в настоящее время представляется неверным, поскольку вышеуказанные правила еще не приняты. При этом мы исходим из того, что статьей 1.3 КоАП РФ (пункт 3 части 1) предусмотрено установление административной ответственности именно за нарушение норм и правил, установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Кроме того, обращаем внимание, что сроки вступления в силу обоих проектов не согласованы. Так, срок вступления в силу федерального закона, предлагаемый статьей 2 настоящего проекта, указан по истечении 30 дней со дня его официального опубликования, а статьей 10 законопроекта N 357580-4 - по истечении 90 дней после дня его официального опубликования. Таким образом, в случае принятия данных проектов одновременно административная ответственность будет наступать ранее, чем соответствующие нормы и правила базового законодательства, что с учетом сказанного неверно.
В этой связи данный проект должен быть согласован с положениями законопроекта N 357580-4, который по отношению к нему является базовым, и рассматриваться с ним одновременно либо только после его принятия в качестве федерального закона.
3. В диспозиции части 2 статьи 14.15.1 КоАП РФ предлагается, в частности, установить ответственность за непредоставление по требованию "уполномоченных органов власти" сведений из реестра продавцов, несвоевременное предоставление или предоставление неполных или недостоверных сведений из него (часть 2 этой статьи). Полагаем, что данные нарушения не относятся к нарушению порядка ведения соответствующего реестра, которое указано в качестве родового правонарушения в диспозиции части 2 этой статьи, поскольку обладают признаками другой категории правонарушений. К тому же упоминаемый в этой статье термин "уполномоченных органов власти" является неточным.
В этой связи следует отметить, что в КоАП РФ уже содержится родовой состав (статья 19.7 КоАП), касающийся непредставления или несвоевременное представление сведений (информации) в государственный орган (должностному лицу), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления его законной деятельности или их представление в неполном объеме или в искаженном виде. Наряду с этим в КоАП РФ имеется ряд специальных составов, касающихся ответственности за непредставление сведений (информации) в определенной сфере деятельности (см., например, статьи 19.8 и 19.8.1 КоАП РФ). В этой связи следует рассмотреть вопрос о выделении указанного проектного состава в самостоятельную статью КоАП РФ или о внесении соответствующих изменений в статью 19.7 КоАП РФ.
Кроме того, частью 3 этой же статьи предусматривается ответственность за нарушение "иных правил" организации деятельности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг потребителям, что ведет к неопределенности в данном вопросе, поскольку неясно, какое именно нарушение таких правил имеется в виду. В этой связи обращаем внимание, что Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что неопределенность содержания правовой нормы не может обеспечить ее единообразное понимание, порождает противоречивую правоприменительную практику, ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод, может привести к произволу и, следовательно, к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона (см., например, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. N 7-П).
4. Представляется, что в санкциях предлагаемой новой статьи следует уточнить субъектов административной ответственности, поскольку с учетом характера изложенных проектом правонарушений (то есть связанных с порядком предоставления торговых мест, порядком ведения реестра продавцов и другие), они вряд ли могут относиться к гражданам.
Кроме того, представляется целесообразным обсудить вопрос о предоставлении права составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 14.15.1 КоАП РФ, наряду с должностными лицами органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, поскольку изменения вносятся в статью 23.49 КоАП РФ, также и должностным лицам других органов, например, органов внутренних дел, и внести соответствующие изменения в часть 2 статьи 28.3 КоАП РФ.
Заместитель |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.