Пояснительная записка
по вопросу о ратификации Протокола N 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вносящего изменения в контрольный механизм Конвенции
Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (далее - Конвенция) была ратифицирована Российской Федерацией и вступила для нее в силу 5 мая 1998 г.
Протокол N 14, вносящий изменения в контрольный механизм Конвенции (далее - Протокол), был подписан от имени Российской Федерации в г. Страсбурге 4 мая 2006 г. Цель Протокола - повысить эффективность работы Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) в условиях резкого увеличения числа жалоб в связи со вступлением в Совет Европы новых государств-членов.
Документ был открыт к подписанию в ходе 114-й сессии Комитета министров Совета Европы (КМСЕ) на уровне министров в г. Страсбурге 12 - 13 мая 2004 г. В специальной Декларации, посвященной вопросам повышения эффективности Европейского Суда по правам человека, КМСЕ высказался за скорейшую, в течение двух лет, то есть к маю 2006 г., ратификацию Протокола всеми государствами - членами Совета Европы, так как только после этого Протокол может вступить в силу.
К настоящему моменту Протокол ратифицирован всеми государствами - членами Совета Европы, за исключением России.
Текст Протокола отражает компромисс в вопросах реформы ЕСПЧ, на который государства - члены Совета Европы оказались готовы пойти на момент его подписания.
Основные вносимые Протоколом изменения в Конвенцию касаются следующих вопросов:
совершенствование механизма отфильтровывания заведомо неприемлемых жалоб (в частности, введение процедуры принятия решения о неприемлемости жалобы единоличным судьей и предоставление комитетам из трех судей права выносить постановления по существу жалобы);
увеличение срока полномочий судей ЕСПЧ с 6 до 9 лет без права переизбрания (действующая редакция Конвенции допускает переизбрание на второй срок);
создание юридической возможности для присоединения Европейского союза к Конвенции;
подключение Комиссара Совета Европы по правам человека к механизму Конвенции путем предоставления ему права участвовать в рассмотрении индивидуальных жалоб в ЕСПЧ в качестве третьей стороны;
введение дополнительного критерия, позволяющего ЕСПЧ признать жалобу неприемлемой в зависимости от "значительности" понесенного заявителем ущерба.
В результате занятой российской стороной при разработке Протокола твердой позиции, согласованной между МИДом России и Уполномоченным Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека, в текст документа не вошло неприемлемое для нас положение, которое позволило бы произвольно увеличивать количество судей ЕСПЧ от отдельных стран.
Вместе с тем разработанный в крайне сжатые сроки Протокол, призванный избежать "паралича" системы страсбургских контрольных органов, явно не способен оправдать все возлагаемые на него ожидания. В ходе переговорного процесса представители большинства стран проявили неготовность к серьезному пересмотру процедур работы ЕСПЧ.
Кроме того, ряд вводимых Протоколом процедур (новый порядок назначения судей ad hoc, процедура обращения КМСЕ в ЕСЕГЧ в случае неисполнения постановлений ЕСПЧ) не в полной мере учитывают озабоченности российской стороны.
В этих условиях выступаем за продолжение процесса совершенствования процедур в ЕСПЧ, в том числе в рамках "Группы мудрецов", по повышению эффективности механизма судебной защиты прав человека, предусмотренного Европейской конвенцией о защите прав человека.
С учетом большого политического значения, придаваемого в Совете Европы скорейшему вступлению в действие Протокола, а также принимая во внимание председательство России в КМСЕ (май - ноябрь 2006 г.), Российская Федерация подписала Протокол 4 мая 2006 г., сделав специальное заявление.
Поскольку предметом Протокола являются основные права и свободы человека и гражданина, он подлежит ратификации на основании подпункта "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
Ряд государств (Бельгия, Латвия, Молдавия, Нидерланды, Польша и Великобритания) при подписании или ратификации Конвенции также сделали заявления, которые не противоречат позиции Российской Федерации и в целом разделяются нами.
Протокол не содержит правил иных, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Реализация Протокола не потребует внесения изменений в законодательство Российской Федерации и не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Предполагается, что при ратификации Протокола Российская Федерация сделает заявление, воспроизводящее в основном текст заявления, сделанного Российской Федерацией при его подписании 4 мая 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.