Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 14 декабря 2006 г.
на проект федерального закона N 362484-4 "О ратификации Протокола N 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вносящего изменения в контрольный механизм Конвенции, от 13 мая 2004 года"
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел данный проект федерального закона, внесенный Президентом Российской Федерации 16 ноября 2006 года.
Согласно преамбуле Протокол N 14, вносящий изменения в контрольный механизм Конвенции (далее - Протокол), имеет целью повышение эффективности работы Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) в условиях возрастающей нагрузки на Суд в связи с увеличением количества жалоб, в том числе поступающих из государств - новых членов Совета Европы.
Протоколом предусматривается внесение изменений в ряд положений Конвенции с целью совершенствования процедур функционирования ЕСПЧ, в связи с чем предлагается:
увеличить срок полномочий судей ЕСПЧ с 6 до 9 лет без права переизбрания на второй срок (изменения в статью 23 Конвенции);
предоставить право рассмотрения дел Судом в составе единоличного судьи, комитетов из трех судей, Палат из семи судей и Большой палаты из семнадцати судей (в статью 27 Конвенции с изменением ее нумерации на 26);
предоставить право единоличному судье объявлять жалобу неприемлемой, если такое решение может быть принято без дополнительного изучения жалобы, при этом принятое решение будет окончательным (новая статья 27);
предоставить право комитетам из трех судей выносить постановление по существу жалобы, если лежащий в основе дела вопрос, касающийся толкования или применения положений Конвенции и Протоколов к ней, уже является предметом прочно утвердившегося прецедентного права Суда (в статью 28);
ввести новое основание для признания Судом индивидуальной жалобы неприемлемой в зависимости от значительности ущерба, понесенного заявителем (в статью 35);
предоставить право Комиссару Совета Европы по правам человека принимать участие в слушаниях по рассмотрению жалоб (в статью 36).
Протоколом также предусматривается право Европейского Союза присоединиться к данной Конвенции (статья 59 Конвенции).
Одобряя в целом идею совершенствования процедур функционирования ЕСПЧ, Комитет обращает внимание на необходимость соблюдения требований статьи 7 и статьи 10 Всеобщей декларации прав человека, провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, согласно которым все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона, а также каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.
В предлагаемой процедуре принятия решения единоличным судьей о неприемлемости жалобы без возможности пересмотра такого решения представляется крайне высокой степень влияния субъективного фактора на процесс принятия решения, а также не представляется возможным определить пределы судейского усмотрения в данном случае. Подобное решение о неприемлемости жалобы может быть воспринято как необоснованное ограничение права на справедливое и беспристрастное правосудие.
Кроме того, по мнению Комитета, новый критерий приемлемости жалоб в зависимости от значительности ущерба, понесенного заявителем, не является объективно корректным, а поэтому по своей правовой сущности может противоречить принципу равенства всех перед законом.
Принимая во внимание тот факт, что деятельность Совета Европы согласно Варшавской декларации (Итоговый документ Третьего саммита глав государств и правительств государств-членов Совета Европы, Варшава, 16-17 мая 2005 г.) должна содействовать выполнению ключевой задачи - охранять и развивать права человека, демократию и верховенство закона, Комитет предлагает Государственной Думе учесть высказанные замечания при рассмотрении данного вопроса.
Утверждено на заседании Комитета 14 декабря 2006 г.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.